Виды прав автора

Авторское право и как его защитить

Виды прав автора

Доброго всем дня и хорошего настроения. Сегодня снова статья по заказам читателей. Принимая во внимание тему, хочу предупредить, что в текст могут случайно закрасться канцеляризмы, поэтому не спешите бить автора. В этой сфере деловой стиль вполне уместен. Но я всё же постараюсь его избежать.

Что такое авторское право

Для всех, кто занимается творчеством, актуален вопрос авторских прав, особенно это касается авторов текстов в современную эпоху, когда все их творчество существует в электронном виде и нередко свободно гуляет по сети.

С юридической точки зрения, авторское право связано с особыми отношениями, которые касаются владения и использования объектов интеллектуальной собственности. Если проще, то это право автора на продукты своего творчества.

К объектам интеллектуальной деятельности относятся произведения искусства, литературы, результаты научных исследований, изобретения, компьютерные программы и т. д. Любое их использование, даже некоммерческое допустимо только с согласия автора. Я в этой статье коснусь результатов литературной деятельности, то есть книг, текстов в интернете, рассказов и т. д.

Виды авторского права

Авторское право бывает двух видов: неимущественное и имущественное.

Неимущественное или моральное

Право автора возникает, когда появляются первые строчки текста, с этого момента человек считается автором и правообладателем. Неимущественное право не отчуждается, то есть его нельзя продать, потерять, подарить, передать другому лицу или как-то ещё утратить. Оно сохраняется за человеком вечно. Правда, нередко бывает, что авторство нужно доказать, но об этом я расскажу чуть позже.

Художник-иллюстратор Торбен Кульман.

Имущественное

Этот вид авторского права отчуждаем, то есть автор может его передать другому лицу безвозмездно или за вознаграждение. Имущественное право может быть передано бессрочно или на определённый срок, по сути, сдано в аренду. Кстати, срок передачи авторского права указывается в договоре с издательством.

Имущественное авторское право – это право на использование текста, в том числе коммерческое, — копирование, распространение, тиражирование, переведение в аудиоформат или съёмки по нему фильма и т. д.

Издательство, получившее от автора имущественные права, становится правообладателем.

И в течение указанного срока автор уже не может ни тиражировать своё произведение, ни издавать его в другом месте, ни копировать, а при цитировании обязан указать не только свою фамилию, но и издательство, в котором вышла книга.

Имущественные права на произведение сохраняются не только в течение всей жизни, но и на протяжении 70 лет после смерти автора. А затем объект интеллектуальной деятельности становится общественным достоянием.

Как защитить авторские права

Нарушение авторских прав не редкость. В первую очередь потому, что по закону права на книги и тексты в целом не требуют официальной регистрации. Написал – значит, твоё. Посторонний человек или организация, используя чужие тексты, должны не только ссылаться на автора, но и поставить рядом с его именем знак охраны авторского права – копирайт. Вот такой ©.

Кстати, «копирайт» часто путают с «копирайтингом». В русском варианте эти два термина звучат очень похоже, но по-английски пишутся по-разному и происходят от разных слов. Copy (копировать) и right (право). А копирайтинг – copywriting – написание текстов.

Из открытых источников. https://pixabay.com/ru/

Виды нарушений

Так как условно бесхозных текстов в сети много, то и желающих воспользоваться халявой находится немало. Наиболее распространены два вида правонарушений.

Нарушение неимущественных прав, когда при полном или частичном (цитирование) использовании текста не указывается имя автора или указывается чужое. Это плагиат или воровство интеллектуальной собственности.

Нарушение имущественных прав, то есть использование текста под именем автора, но без его соглашения и соответствующего вознаграждения. Это контрафакция или пиратство.

И то и другое считается административным правонарушением.

ВАЖНО! Авторские права не распространяются на идеи или концепцию книги. Поэтому если вы в сети поделились своими находками или сюжетом, а их потом кто-то использовал, то никаких претензий к этим шустрым личностям вы предъявить не можете. Так же как и к автору фанфика, который использовал в своём произведении вами лично разработанный мир или сюжет.

Методы защиты

Как я уже писала, официальная регистрация авторского права на тексты не требуется. Это не только в нашей стране, но и, вообще, в мире. Единственный объект интеллектуальной собственности, который подлежит регистрации, это научные открытия и изобретения.

А раз так, то свои авторские права нужно как-то зафиксировать. Существует несколько способов. Начну с самых сложных и надёжных.

  • Есть предприимчивые организации, которые за соответствующую (немалую) плату зарегистрируют ваши права на что угодно, присвоят книге IBSN (номер книги по международному стандарту) и нарисуют красочный сертификат. Например, КОПИРУС.
  • Распечатанную рукопись можно оставить на хранение в какой-то юридической фирме, то есть оформить депонент. Правда, далеко не все фирмы с этим связываются. Но есть специальные организации, которые предлагают такие услуги. Они недешёвые.
  • Распечатанную рукопись с датой и собственной подписью можно заверить у нотариуса. Это тоже будет доказательством ваших авторских прав, так как дата распечатки уж точно будет самой ранней, по сравнению с датой плагиата. Приоритет появления экземпляра с вашим именем играет главную роль.
  • Раз главное в обосновании своих авторских прав – это приоритет даты обнародования, то можно выложить текст или его фрагмент на один из литературных порталов. Дата выкладки будет достаточным аргументом для доказательства своих авторских прав.
  • Если в сеть выкладывать не хочется, то проще всего послать файл с текстом себе по электронной почте. Причём это достаточно надёжный способ, особенно если воспользоваться браузером Google. Авторитетные люди уверяют, что дату на его сервере подделать практически невозможно.

Как видите, последний способ самый простой, и в случае судебного разбирательства он вполне способен подтвердить ваши авторские права.

“Котята” голландского художника Корнелиса Рапхорста (XIX век). Просто для эмоциональной разгрузки.

Несколько слов о правах копирайтеров и вебрайтеров

Это люди, которые пишут тексты на заказ для разных сайтов. Распространяется ли их авторское право на эти тексты? Формально, конечно, распространяется, раз они их написали. Но по факту всё сложнее.

Допустим, человек написал текст, передал его заказчику, а заказчик разместил его на сайте под своим именем или вообще без имени. Может копирайтер заявить о правах на этот текст? Нет, увы. Точнее, заявить-то он может, но доказать своё авторство – нет.

Если только автор заранее не договорился о размещении текста на его авторской странице или под его именем. Причем договоренность лучше оформить письменно.

Я знаю, многие вебрайтеры сохраняют тексты в гугл документах. Это, конечно, можно считать доказательством их авторства. Но есть ли в этом смысл, если они согласились с условиями заказчика?

Такая же проблема может возникнуть у «литературных негров», которые тоже добровольно согласились, чтобы их произведения печатались под чужим именем. Добровольно. А значит, претензии их необоснованны, в первую очередь, с моральной точки зрения. Но это мутная тема. Я не хочу с ней связываться.

На этом всё. До скорых встреч. Творите и получайте от этого удовольствие. И можете почитать еще одну статью, посвященную вопросам авторского права.

“Авторские права на идею. Это реально?”

Источник: https://zen.yandex.ru/media/liteditor59/avtorskoe-pravo-i-kak-ego-zascitit-5e9dcb7db898e46222a4d98b

Виды авторских прав / авторское право. вводный курс

Виды прав автора

  • Авторские права
  • Личные неимущественные права авторов
  • Имущественные авторские права
  • Право на вознаграждение и исключительные права
  • Исключительные авторские права
  • Право на дополнительное вознаграждение
  • Авторское право и право собственности
  • Принцип исчерпания прав
  • Дополнительные права в отношении произведений изобразительного искусства
  • Особые права отдельных издателей, работодателей и киностудий
  • Обычно под авторскими правами понимается все множество прав, устанавливаемых законодательством об авторском праве, но в некоторых случаях в Законе выражение «авторские права» употребляется при обозначении определенной их части, например только имущественных (экономических) прав.

    Согласно действующему в настоящее время законодательству авторские права в России первоначально возникают у их авторов, хотя уже с момента возникновения часть их может переходить к другим лицам на основании договора или в силу специальных предписаний Закона.

    Следует учитывать, что законодательство, действовавшее в период существования СССР, предусматривало несколько иной подход, в частности, совершенно иным образом определяя понятия «права авторов» и «авторские права юридических лиц» (см.: Особенности охраны произведений, созданных в период существования СССР).

    Постепенно авторское право в России стало рассматриваться как совокупность отдельных прав, которые могут быть объединены в несколько групп, хотя предлагаемая классификация является отчасти условной.

    Личные неимущественные права авторов в российском гражданском праве формально признаются неотчуждаемыми и непередаваемыми, т. е. осуществлять их может только сам автор, они не могут передаваться по договорам другим лицам.

    Основное их назначение – гарантировать признание автора создателем его произведения, предоставлять автору возможность требовать указания его имени при использовании произведения и т. д.

    За рубежом подобные права часто именуют моральными правами.

    Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае любой передачи любых имущественных прав. Мало того, по общему правилу личные неимущественные права действуют бессрочно, т. е.

    они должны соблюдаться даже после окончания срока действия имущественных авторских прав, когда произведение может использоваться свободно любыми заинтересованными лицами.

    После смерти автора защиту его личных неимущественных прав могут осуществлять его наследники, специально назначенные им лица или уполномоченный государством орган.

    Основные личные неимущественные права предусмотрены ст. 15 Закона.

    Основным назначением имущественных прав обычно считается предоставление автору и его правопреемникам возможности получать доход от использования произведения. Именно имущественные права (за некоторыми исключениями) могут передаваться автором другим лицам или переходить к ним по иным основаниям (наследование, переход прав на служебное произведение и т. д.).

    Можно выделить две основные группы имущественных прав.

    На практике получили распространение разные варианты использования понятия «право на вознаграждение».

    Во-первых, в ряде случаев Закон предусматривает возможность использования произведений без получения согласия от правообладателей, без заключения договоров с ними, однако с выплатой для них вознаграждения.

    В таких случаях часто говорят о наличии у правообладателей особого права на вознаграждение (или права на дополнительное вознаграждение, справедливое вознаграждение, «компенсационное вознаграждение» и т. п.).

    При этом право на вознаграждение как бы противопоставляется исключительным правам, поскольку подразумевается, что у правообладателей в таких случаях остается возможность получить вознаграждение за использование, но отсутствует возможность запретить его.

    Во-вторых, право на вознаграждение входит как элемент в каждое из предоставляемых Законом исключительных прав, поскольку автор или его правопреемники могут получать доходы от выдачи разрешений на использование произведений и от передачи прав на такое использование.

    В-третьих, иногда понятие «право на вознаграждение» используют для обозначения всех возможностей получения дохода от использования произведения, в том числе за счет как реализации исключительных прав, так и получения дополнительного вознаграждения.

    (См. также: Право на дополнительное вознаграждение.)

    Исключительные права рассматриваются как основная группа прав автора, обеспечивающая ему или его правопреемникам возможность контролировать различные виды использования произведения и получать доходы от такого использования.

    Как ни странно, до сих пор понятие «исключительные права» не получило общепризнанного определения в российской юридической доктрине.

    Некоторые ученые подчеркивают их негативный, запретительный характер, связанный с возможностью запрещать использование произведения и преследовать тех, кто использует произведение без согласия правообладателя.

    В то же время очевидно, что основной целью их предоставления являлось стремление обеспечить для правообладателей возможность наиболее выгодной для них системы использования произведений, позволяющей правообладателям получать доходы от такого использования.

    Представляется, что в авторском праве исключительные права можно определить как имущественные, позволяющие авторам или их правопреемникам осуществлять, разрешать или запрещать определенные действия в отношении произведений. В п. 2 ст.

    16 Закона содержится перечень различных видов исключительных авторских прав, относящихся к разным случаям использования произведений.

    Каждое из этих прав означает, что, за исключением специально предусмотренных законом случаев, только сам автор или лицо, получившее соответствующее исключительное право на законном основании, может по своему усмотрению осуществлять сам или разрешать другим лицам совершение соответствующих действий в отношении произведения.

    Право на распространение не применяется в тех случаях, когда отсутствует передача конкретного материального носителя произведения, как это имеет место, например, при сообщении произведений с помощью Интернета (см.: Особенности использования в Интернете и иных цифровых сетях). В отношении права на распространение действует так называемый принцип исчерпания прав.

    Интересно отметить, что показ фильмов в кинотеатрах, с точки зрения Закона, также является публичным исполнением.

    Принятый в российском Законе подход несколько отличается от того, который используется за рубежом, где данному понятию нередко придают чрезвычайно широкий смысл.

    Например, в типовых договорах Международной конфедерации обществ авторов и композиторов CISAC используется гораздо более широкое понимание концепции «публичное исполнение»; в это понятие включаются также случаи использования произведений на радио, телевидении и т. д.

    В самом российском Законе также нет единообразия в использовании рассматриваемого понятия, например в ст. 44 Закона упоминается о «публичном исполнении, в том числе на радио и телевидении». Такая терминологическая несогласованность, к сожалению, в настоящее время характерна для значительной части положений Закона.

    Парижская публика. Рисунок Гюстава Доре. 1854

    Развивающиеся в России системы MMDS рассматривают как системы смешанного – эфирно-кабельного – вещания, затрагивающие одновременно право на передачу как по кабелю, так и в эфир.

    Большое значение право на передачу по кабелю имело до последнего времени в отношении случаев использования произведений в российском сегменте сети Интернет (см.

    : Особенности использования в Интернете и иных цифровых сетях).

    Обычно право на перевод получает не переводчик, а тот, кто заинтересован в последующем использовании созданного переводчиком перевода, для чего требуется получение разрешения как от обладателя прав на оригинальное произведение (автора произведения, подвергшегося переводу, или его правопреемников), так и от обладателя прав на перевод (переводчика или его правопреемников).

    По своей сути является таким же «дополнительным» правом, как и право на перевод, на практике вызывает большую путаницу и споры (см.: Производные произведения).

    Ряд дополнительно предоставленных законом прав имеется у авторов дизайнерских, архитектурных и садово-парковых проектов (права, связанные с участием в их практической реализации).

    Ожидается, что в дальнейшем перечень принадлежащих авторам или их правопреемникам видов исключительных прав будет и далее расширяться.

    Следует обратить внимание, что один и тот же вид исключительных прав может охватывать совершенно разные способы использования произведений, в то же время некоторые способы использования произведений могут затрагивать сразу несколько видов перечисленных выше прав (см.: Соотношение между видами и способами использования произведения).

    В некоторых случаях Закон вместо предоставления авторам исключительных прав или в дополнение к ним предусматривает выплату вознаграждения за отдельные случаи использования произведений.

    Считают, что авторское право возникает в отношении нематериального объекта – произведения, которое может быть закреплено на каком-либо материальном носителей (отпечатано в виде книги, записано в память компьютера и т. д.), а может быть выражено устно.

    Авторское право на произведение и право собственности на материальный носитель, на котором данное произведение закреплено, по общему правилу существуют независимо друг от друга.

    Передача материального носителя, содержащего произведение, сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав в отношении этого произведения.

    Так, лицо, купившее книгу, может читать ее, может даже в силу действия принципа исчерпания прав (см. далее) продать ее или подарить, однако оно не вправе без согласия правообладателя ни создавать новые экземпляры приобретенной книги, ни размещать ее в Интернете, ни осуществлять какой-либо иной вид использования произведения, подпадающий под действие исключительных авторских прав.

    Российская юридическая традиция исходит из понимания права собственности только как права вещной собственности, позволяющего осуществлять владение, пользование и распоряжение вещами – материальными предметами окружающего мира. В то же время авторское право считается одним из видов права интеллектуальной собственности, которое представляет собой совершенно особое понятие, не имеющее отношения к пониманию права собственности.

    В российском законодательстве часто применяется также термин «имущество», который в широком понимании может охватывать как вещи, так и имущественные права, в том числе имущественные права на произведения и объекты смежных прав.

    В соответствии с так называемым принципом исчерпания прав ни авторы, ни иные правообладатели не могут запретить последующую перепродажу экземпляров произведений, которые введены в гражданский оборот путем их продажи, т. е.

    не могут контролировать последующее распространение однажды проданных экземпляров книг, дисков или иных материальных носителей произведений.

    Это означает, что, приобретя книгу или компакт-диск, любой гражданин и любая организация могут в дальнейшем перепродать или подарить ее кому угодно по собственному усмотрению.

    Однако следует учитывать, что исчерпание прав не относится к случаям создания новых экземпляров, сообщения или иного использования произведений и наступает только при соблюдении определенных Законом условий.

    В частности, произведение должно быть правомерно опубликовано и выпущено в гражданский оборот путем продажи. В отношении контрафактных экземпляров исчерпания прав не происходит. Кроме того, право на прокат, т. е.

    право разрешать или запрещать любым лицам сдачу в прокат имеющихся у них экземпляров произведений, по-прежнему остается за автором.

    Дополнительно следует учитывать, что в ряде зарубежных стран специально предусмотрены территориальные ограничения действия принципа исчерпания прав.

    Чаще всего оговаривается, что исчерпание прав наступает только в случае, если первая продажа имела место на территории такой страны или, например, на территории ЕС.

    В результате в таких странах может считаться незаконной перепродажа даже правомерно изданных и приобретенных в России книг или дисков.

    Рассматриваемый принцип исчерпания прав создает дополнительные сложности при формулировании условий о вознаграждении в авторском договоре (см. соответствующий раздел).

    В отношении произведений изобразительного искусства ст. 17 Закона закрепляет два дополнительных права.

    Право доступа должно обеспечивать для художников и иных авторов произведений изобразительного искусства возможность копирования их произведений.

    Такие произведения часто создаются авторами только в одном экземпляре, и отсутствие подобного права позволяло бы лицу, приобретшему картину (собственнику), не допускать ее воспроизведения. Следовательно, собственник картины мог бы, не приобретая у автора исключительных прав, создать препятствия для использования произведения самим автором или иными лицами с его согласия.

    Цель закрепления права следования несколько иная: поскольку стоимость картин зачастую значительно возрастает со временем, предполагается справедливым предоставить автору и его наследникам особое право долевого участия в доходах от последующей перепродажи таких произведений.

    Попытки на практике осуществить право доступа к произведениям изобразительного искусства крайне немногочисленны.

    Что же касается права следования, то сбор дополнительного вознаграждения за публичную перепродажу произведений изобразительного искусства до настоящего времени в Российской Федерации не налажен.

    Как уже отмечалось, закон предусматривает ряд прав, которые, как правило, не считаются авторскими правами, а рассматриваются как особые права, преимущественно относящиеся к указанию наименования лиц, имевших прямое или косвенное отношение к созданию произведения, например:

    1) право издателей энциклопедий, газет, журналов и других периодических изданий указывать свое наименование при использовании таких изданий (п. 2 ст. 11 Закона);

    2) право на указание работодателем своего наименования при использовании произведения, созданного работником в порядке выполнения служебного задания (п. 3 ст. 14 Закона);

    3) право изготовителя аудиовизуального произведения указывать свое имя или наименование при использовании этого произведения (п. 2 ст. 13 Закона).

    (См. также: Права издателей; Служебные произведения; Авторские права на аудиовизуальные произведения.)

    Источник: http://www.plam.ru/urist/avtorskoe_pravo_vvodnyi_kurs/p6.php

    Бухгалтерские и аудиторские термины — Audit-it.ru

    Виды прав автора

    Под исключительным правом автора подразумевается группа прав, которые обеспечивают автору и его наследникам контроль над использованием творения и получения доходов от использования этого произведения. То есть, исключительное авторское право (эксклюзивное право) – это право использовать объект авторского права, а также распоряжаться им. Это право можно предоставить (лицензия) или передать (отчуждение).

    Основная цель исключительных прав

    Основная цель исключительных прав заключается в обеспечении правообладателю возможности выгодно использовать свое творение, а также получать от этого произведения доход.

    Эти права означают, что только автор или тот, кто получил специальное разрешение на законном основании, имеет право производить соответствующие действия в отношении произведения.

    В п. 2 ст. 16 Закона об авторских правах можно найти список существующих исключительных авторских прав.

    Срок правовой охраны исключительных прав

    Исключительное право охраняется ограниченное время. Бернской конвенцией предусмотрена минимальная охрана в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти.

    РФ как страна-участник Конвенции, не может предоставить меньший срок правовой охраны, и указанный срок расширен до 70 лет после смерти автора.

    После этого произведение переходит в общественное достояние, и его можно использовать любыми способами, не выплачивая никому вознаграждение.

    Исключительные личные (неимущественные) и исключительные имущественные права

    Авторское право – это термин, означающий целый комплекс прав, к которым относятся: исключительные (имущественные) права, личные неимущественные и иные права.

    Авторские права могут быть разделены на имущественные и личные (неимущественные) исключительные права.

    Исключительные личные (неимущественные) права

    Как правило, первоначально возникают неимущественные права. Сюда относятся право авторства на имя, на название и неприкосновенность произведения. Неимущественные права не отчуждаемы и не могут быть переданы иным лицам, то есть проданы, сданы в аренду. Такого рода права неотъемлемо связаны с личностью автора и сущностью созданного им произведения.

    Исключительные имущественные права

    Автор обладает и исключительными имущественными правами.

    Кроме гражданина, создателя творческого произведения, такими правами может обладать фирма, в которой работает гражданин или государство.

    В основе имущественных прав лежат права на воспроизведение и распространение произведений с целью извлечения прибыли, а также запрет иным лицам пользоваться данными произведениями. Так, к их числу относятся следующие права:

    • распространение объекта авторского права с помощью продажи или отчуждения иным способом его копий или оригиналов;

    • воспроизведение объекта авторского права, под которым понимают изготовление одного и более экземпляров объекта или его части в любой форме, в том числе звуко- или видеозаписи. Стоит учитывать, что запись на электронный носитель, например, запись в память компьютера, также считается воспроизведением.

      Под воспроизведение не подпадает краткосрочная запись, носящая временный, случайный характер и составляющая неотъемлемую и часть технического процесса для правомерного использования произведения либо посредничества между третьими лицами при передаче произведения в информационно-телекоммуникационной сети, если результат такой записи не носит экономического значения;

    • передача в прокат оригинала либо копий творческого произведения;

    • импортирование оригинала или копий объекта авторского права с целью дальнейшего распространения;

    • показ произведения публичным способом, то есть такая демонстрация оригинала или копии, которая происходит на экране с помощью любых технических средств, или же демонстрация отдельных частей произведения при помощи технологических методов в месте, которое свободно посещается людьми;

    • исполнение произведения публично, а именно таким образом, чтобы произведение было представлено в живом виде или при помощи техники (радио, телевидения и др.

      ), а также аудиовизуальная демонстрация произведения в открытом для свободного посещения месте, которая происходит на экране с помощью любых технических средств, или же демонстрация отдельных частей произведения при помощи технологических методов в месте, которое свободно посещается людьми.

    Понятие исключительных прав и ГК РФ

    Понятие исключительных прав нашло свое отражение в статье 1291 ГК РФ «Отчуждение оригинала произведения и исключительное право на произведение»:

    1. При отчуждении автором оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и тому подобного), в том числе при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное.

      При отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное.

      Правила настоящего пункта, относящиеся к автору произведения, распространяются также на наследников автора, их наследников и так далее в пределах срока действия исключительного права на произведение.

    2. В случае, если исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения вправе демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.

    Приобретатель оригинала произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, который изображен на этом произведении, вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения использовать это произведение в качестве иллюстрации при издании своих литературных произведений, а также воспроизводить, публично показывать и распространять без цели извлечения прибыли копии произведения, если иное не предусмотрено договором с автором или иным правообладателем.

    Приобретатель фотографического произведения, который изображен на этом произведении, также вправе свободно использовать его в связи с изданием произведений, посвященных биографии приобретателя, если иное не предусмотрено договором с автором или иным обладателем прав на фотографическое произведение.

    Отличие авторских прав от исключительных прав

    При режиме авторства возникают личные и исключительные прав на произведение. Законодательство РФ и международные акты допускают распоряжение только имущественными правами на творение. А личные права сохраняются неизменными в течение бессрочного периода.

    Рассмотрим основные отличия между личными и исключительными правами на авторский объект. Отметим, что сразу после создания нового произведения у его автора появляются личные и исключительные права. При этом не имеет никакого значения ценность творения, содержание произведения или целевое назначение авторского объекта.

    Исключительные права дают возможность автору творения самостоятельно определять дальнейшую судьбу своего произведения, в том числе:

    • продавать или передавать права иным субъектам – правообладатель может оговорить выплату вознаграждения, либо передать творение на безвозмездной основе;

    • передавать права по наследству – по условиям завещательного бланка правопреемником может быть назначено любое лицо, а по закону наследовать будут родственники покойного автора;

    • использовать объект для собственных целей, издавать его в коммерческих целях или на безвозмездной основе, публиковать или оставить неопубликованным.

    Эти указанные права могут быть реализованы на весь срок действия правовой охраны. Этот срок определяется периодом жизни создателя или правообладателя, а также на протяжении 70 лет после его кончины. Поэтому, после истечения указанного срока творение будет признано общественным достоянием, а исключительные права будут аннулированы.

    Совсем другой режим защиты действует в отношении личных прав автора. Эти права действуют без ограничения срока и не могут передаваться иным лицам. Это означает следующее:

    • личные права сохраняются при наследовании – любые наследники или правопреемники не могут произвольно нарушать право на имя автора или на неприкосновенность объекта;

    • даже при заключении договора уступки или лицензионного соглашения создатель сохранит право на авторство и имя, а также на неприкосновенность своего творения;

    • режим личных прав сохранится даже при переходе творения в статус общественного достояния – при свободном использовании или распространении объекта не допускается изменять имя автора или нарушать неприкосновенность произведения.

    Возможность внести в произведение исправления и изменения может предусмотреть только сам автор творения.

    Еще одним существенным отличием является возможность оценки исключительных прав. Так, стоимость исключительных прав определяется при заключении и согласовании условий договора, либо в результате независимой оценки.

    Для личных прав оценка невозможна. И при защите личных прав допускается лишь возмещение фактически причиненных убытков.

    Исключительное авторское право: подробности для бухгалтера

    • Селебрити, актеры, исполнители в рекламной кампании: некоторые правовые и налоговые нюансы … доходы физического лица как правообладателя исключительных авторских прав по договорам об отчуждении исключительных …
    • Нематериальные активы организаций стекольной и фарфорово-фаянсовой промышленности …

      -1 указано, что обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах … : C;
      имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;
      года первого опубликования произведения».
      Так … экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);
      публично … -1.

      В частности обладатели исключительных авторских прав вправе требовать по своему выбору … , промышленный образец, полезную модель;
      – исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы …

    • Расходы на приобретение авторских прав … изобретение, промышленный образец, полезную модель;
      · исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы …

      российское издательство по договору приобретает исключительное авторское право у иностранного издательства, которое не …

    • Создание интернет-сайта … примера.
      Если организация не получает исключительных авторских прав на сайт, в бухгалтерском учете …
    • Создание интернет-сайта …

      сайт в составе НМА, если исключительные авторские права на элементы сайта, а главное … возможна ситуация, когда к организации исключительные авторские права переходят только на дизайн сайта …

    • Учет и налогообложение авторских прав … изобретение, промышленный образец, полезную модель;
      исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы …

      /2000 исключительные авторские права на литературные произведения не указаны. Но организация может получить исключительные авторские права …

    • Расходы на приобретение авторских прав … изобретение, промышленный образец, полезную модель;
      · исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы …

      российское издательство по договору приобретает исключительное авторское право у иностранного издательства, которое не …

    • Учет расходов на приобретение авторских прав у издательства для целей бухгалтерского и налогового … изобретение, промышленный образец, полезную модель;
      · исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы …

    • Создал web-сайт? Учти расходы! … на нее авторское свидетельство. Тогда исключительные авторские права бухгалтер будет учитывать в составе …
    • Учет товарных знаков … изобретение, промышленный образец, полезную модель;исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы …
    • Объект налогообложения по упрощенной системе налогообложения …

      изобретение, промышленный образец, полезную модель;
      – исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы … ПБУ 14/2000, если имеется исключительное авторское право на программы ЭВМ, базы данных …

    • Передача исключительных прав на интеллектуальную собственность иностранному получателю (правоприобретателю) …

      изобретение, промышленный образец, полезную модель;
      – исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы …

    • Признание и оценка НМА по МСФО и РСБУ … образец, полезную модель
      Фирменные наименования
      Исключительное авторское право или право иного правообладателя на …

    • Передача исключительных прав на интеллектуальную собственность иностранному получателю (правоприобретателю) … изобретение, промышленный образец, полезную модель;
      –    исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы …
    • Учет расходов организации на создание Интернет – сайта … сайту
      Если организация не получает исключительных авторских прав на сайт, в бухгалтерском учете …

    Источник: https://www.audit-it.ru/terms/agreements/isklyuchitelnoe_avtorskoe_pravo.html

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.