Сервитут на землях сельскохозяйственного назначения

Содержание

Сервитут на земельные участки в 2019 году: регистрация и порядок установления частного и публичного сервитута, образец соглашения, заключение договора | Земельный эксперт

Сервитут на землях сельскохозяйственного назначения

При землепользовании и в иных целях иногда возникает необходимость использовать соседнюю территорию, являющуюся чужим владением. Например, нужно проложить водопроводную или отопительную сети. Для осуществления такой возможности необходимо получить право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).

Что такое сервитут на земельный участок? Это определенный тип соглашения, при котором одна заинтересованная сторона требует возможности использовать чужой участок для осуществления собственных интересов. Если владелец собственности против наложения сервитута, такое право можно получить путем подачи соответствующего иска в суд.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Если есть необходимость для установления обременения на конкретную территорию, между сторонами сделки заключается договор. Этот документ подлежит регистрации в РосРеестре на общих основаниях аналогично порядку оформления недвижимости.

Сервитут, как отдельный институт права в отношении отдельных местностей определен следующими законодательными актами:

Согласно данным актам, сторонами такой сделки являются:

  1. Заинтересованное физическое лицо, компания или муниципальный орган, требующие установления определенного обременения.
  2. Владелец недвижимости, на которое налагается такое обязательство.

В процессе приобретения сервитута заинтересованное лицо не может быть изменено. Соответственно продать, передать или подарить это обязательство тоже нельзя.

При установлении сервитута владелец земли может смениться путем перехода вещного права на обремененное имущество. При этом сервитут продолжает действовать до момента его прекращения.

На основании нормативных актов ограниченное право может быть бессрочным или установленным на определенный срок.

Бессрочный сервитут определяется на постоянной основе. Например, при строительстве дороги по территории частного или государственного владения. При назначении конкретного срока учитывается период пользования землей ее фактическим владельцем. При этом, установление ограничений не должно превышать срок владения территорией фактическим владельцем.

Виды сервитута

Согласно гражданскому и земельному законодательству различают два вида сервитута:

  1. Публичный. Данная процедура устанавливается для исполнения нужд государства, муниципалитета или граждан путем публичных слушаний. На основании проведения общего собрания принимается соответствующий законодательный акт федерального, регионального или местного характера. На основании публичной оферты может быть установлена оговоренная оплата за пользование территорией, которая возмещается из государственного или муниципального бюджета. Для частных лиц такой сервитут чаще всего носит безвозмездный характер.
  2. Частный. Данное право определяется путем заключения соответствующего договора между пользователем сервитута и фактическим владельцем земли. Отдельным пунктом соглашения может быть определена плата за ограниченное пользование, которое уплачивается заинтересованной стороной. Данная оферта применяется преимущественно для проведения хозяйственных работ, при необходимости их осуществления на чужом участке.

Публичный и частный сервитуты подлежат обязательному оформлению по принципам, аналогичным оформлению любого участка или квартиры. При оформлении публичной оферты может участвовать неограниченный круг лиц, при частной – заинтересованные стороны.

Особенности установления сервитута на земельный участок

Причины для наложения определенных обременений:

  • Обеспечение гарантии свободного передвижения граждан в определенных рамках. Например, прокладка прохода или проезда.
  • Эксплуатация земли для поисковых целей. Определяется на ограниченный срок.
  • Предоставление земли на прокладку или ремонт различных коммуникационных сетей или дорог.
  • Использование территорий для рыбалки или охоты.
  • Воздвижение на определенной местности знаков межевания и прокладка дороги к ним.
  • Предоставление участка под сенокос или выпас скота. Осуществляется в зависимости от сезона года, местности и обычаев населения.
  • Укладка дренажной системы. Устанавливается на продолжительный период.

Сервитут оформляется на бессрочное или оговоренное время согласно основаниям его возникновения. Если период пользования ограничен, он не должен превышать время действия полномочий фактического собственника земли.

За установленное обременение может взиматься определенная плата. Наиболее это характерно для частной оферты.

При публичной возможна оплата компенсации со стороны муниципалитета или государства, но чаще всего она носит безвозмездный характер.

Если денежное довольствие устанавливается, это прописывается отдельным пунктом договора (частный сервитут) или конкретной статьей соответствующего законодательного норматива.

Договор сервитута земельного участка

Для наложения конкретных ограничений на эксплуатацию чужой земли между гражданами и компаниями оформляется специальный документ – договор сервитута земельного участка. Данный договор оформляется в письменной форме либо от руки, либо по установленному образцу. Можно также обратиться к нотариусу. Как уже было сказано, данное соглашение подлежит оформлению в РосРеестре.

Образец соглашения о сервитуте земельного участка (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец соглашения об установлении сервитута на земельный участок]) содержит следующую информацию по пунктам:

  • дата и место составления;
  • данные сторон соглашения;
  • предмет соглашения. Здесь указывается полная информация о земельном участке — его адрес, кадастровый номер;
  • срок действия договора;
  • существенные условия. Устанавливаются границы использования конкретной территории по техническому плану;
  • плата за сервитут на земельный участок. Указывается конкретная стоимость использования земли;
  • права и обязанности сторон;
  • порядок рассмотрения споров;
  • заключительные положения. Описывается перечень прилагаемой документации, а также количество копий указанного договора и полные реквизиты сторон сделки;
  • в нижней части документа проставляются подписи сторон.

Оформленный договор должен соответствовать указанному образцу, быть составленным в письменной форме от руки или машинописным текстом, оформленным самостоятельно или через нотариуса. Соглашение вступает в силу с момента его регистрации в РосРеестре.

Если сделка оформляется самостоятельно, необходимо составить три копии такого документа. Один для регистрирующего органа, другие – для участников сделки. В случае публичного сервитута договор составлять нет необходимости – процедура будет регулироваться принятым для этих целей нормативным правовым актом.

Порядок установления публичного сервитута на земельный участок

Публичная оферта на чужую территорию устанавливается, чаще всего для эксплуатации надела земли, который находится в ведении государства или его территориальных образований. Для установления такого ограничения нужно предусмотреть следующий порядок действий:

  1. Сбор необходимой документации, подтверждающей необходимость проведения действий на чужом участке.
  2. Оформление заявления и подача его в тот муниципальный или государственный орган, который обладает правом собственности на данный участок земли.
  3. Ожидание в течение одного месяца для получения официального решения и назначения общественных слушаний с участием заинтересованных сторон.
  4. На основании собрания выносится решение о правомочности наложения сервитута.
  5. В случае удовлетворения заявления, выносится законодательный акт, разрешающий ограниченное пользование земельным участком.
  6. Если территория с обременением находится в ведении частного лица, производится расчет стоимости услуг использования земли и назначается определенная оплата за эксплуатацию участка.

Порядок установления частного сервитута на земельный участок

Частный сервитут устанавливается, чаще всего между физическими и юридическими лицами. Также применяется такая оферта в случае, если заинтересованная сторона – муниципальный орган или государство, которым необходима конкретная территория на ограниченный срок без ее отъема у законного владельца. Порядок установления данного соглашения следующий:

  1. Переговоры между участниками.
  2. В случае нахождения компромисса, заключение соответствующего договора. Если договориться не удалось – сервитут может быть установлен в судебном порядке.
  3. Оценка используемой территории для установления оплаты фактическому собственнику. Она осуществляется самим владельцем или судебными органами.
  4. Подача необходимого пакета документов заинтересованной стороной с приложением договора или судебного решения в РосРеестр для регистрации.
  5. На основании внесения записи в реестр сервитут считается установленным.

Процедура производится заинтересованной стороной, которая требует наложения обременения на землю. Регистрация в РосРеестре осуществляется в течение 14-16 дней. Если оформление выполняется в МФЦ (многофункциональный центр) – 24-30 дней.

Список документов

Необходимые документы для установления ограниченного пользования на землю:

  • Заявление от заинтересованной стороны.
  • Квитанция уплаты налога за оказываемые услуги.
  • Паспорт заявителя или иной документ, удостоверяющий его личность.
  • Договор сервитута.
  • Кадастровый план. Он необходим для ограниченного пользования отдельной территории. Если сервитут устанавливается на всю недвижимость – этот документ не нужен.

Пример по сервитуту на земельный участок

Гражданин Жданов Е.К. захотел отменить обременение на его дачную землю, которое было наложено для организации проезда к роднику. Согласно законодательству и судебной практике завершение такого ограничения допускается в случаях:

  • Прекращения нужд, для которых он был установлен.
  • Невозможности использовать территорию по назначению.
  • Недостаточности денежной компенсации в соотношении убытков, которые возникли из-за сервитута.

Для отмены обременений Жданов подал исковое заявление в суд. На основании рассмотренных обстоятельств, в частности, факта отсутствия иного прохода к источнику воды, суд отказал в иске.

Заключение

Сервитут на земельный участок – это определенное обременение, возникающее по требованию заинтересованной стороны путем принятия конкретного законодательного акта или соответствующего договора. Основные особенности ограниченного пользования чужой территорией:

  1. Устанавливается на постоянной основе или на определенный срок.
  2. Может быть принято в частном или публичном порядке.
  3. За обременение допускается оплата со стороны приобретателя или государственная компенсация.
  4. Если компромисс с фактическим владельцем не найден – сервитут может быть установлен в судебном порядке.
  5. Окончание ограничения происходит после прекращения соответствующего требования или в связи с судебным решением.

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

  • Образец соглашения об установлении сервитута на земельный участок

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по сервитуту на земельный участок

Вопрос: Добрый день. Мое имя Алексей. Могу ли я требовать организации проезда через чужую территорию, если она является преградой для кратчайшего пути на озеро? Если такое возможно, как оформить это юридически грамотно?

Ответ: Здравствуйте, Алексей. Согласно ст.

23 ЗК РФ, для прохода на озеро, если это является единственным ближайшим путем, вам необходимо согласовать такую возможность с владельцем земли.

Если он откажет, можно попробовать добиться установления сервитута в судебном порядке. Если такая дорога нужна помимо вас и другим гражданам – можно посетить местный муниципалитет для наложения публичного сервитута.

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/zemelnye-otnosheniya/ispolzovanie-chuzhix-zemelnyx-uchastkov/servitut-na-zemelnye-uchastki/

Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)

Сервитут на землях сельскохозяйственного назначения

Новая редакция Ст. 23 ЗК РФ

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных и мелиоративных работ на земельном участке;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.

44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.

3 настоящего Кодекса.

11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”, за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

18. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.

19. Особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Источник: http://ZKodeksRF.ru/gl-4/st-23-zk-rf

Сервитут на земельный участок в 2021 году: документы, порядок оформления

Сервитут на землях сельскохозяйственного назначения

Сервитут земельного участка — это один из распространенных юридических терминов. Он означает необходимость задействования одного надела земли при благоустройстве или использовании другого. Порядок его оформления, необходимые документы и виды сервитута детально рассматриваются в статье.

Определение и правовое регулирование

Под сервитутом понимается разрешение на временное и ограниченное дополнительными условиями использование земли, принадлежащей другому собственнику. Этот правовой институт регламентируется несколькими статьями части первой ГК РФ — начиная с 274 по 277. Второй базовый документ по рассматриваемому вопросу — ЗК РФ, прежде всего — статья 23 и главы с V.1 по V.7.

Сервитут носит характер обременения, но с запретом на передачу третьему лицу в качестве залога или обеспечения финансовых обязательств. Кроме того, не допускается его продажа, обмен или дарение.

Цели оформления сервитута

Необходимость получения сервитута на землю обычно связана с предоставлением доступа к участку отдельного физического или юридического лица. Он необходим для проведения самых различных работ и мероприятий, в перечень которых входят:

  • осуществление инженерных изысканий;
  • практическое использование водных и других ресурсов;
  • строительство специальных и инфраструктурных сооружений и объектов;
  • обеспечение доступа к расположенному по соседству другому наделу земли;
  • установка межевых и геодезических знаков;
  • устройство систем дренажа и канализации;
  • прогон и выпас сельскохозяйственных животных;
  • ведение охоты или ловли рыбы и т.д.

Инициатор сервитута

Основанием для введения сервитута становится решение суда, документальное соглашение между владельцем участка и третьими лицами, официально оформленные нормативно-правовые акта местных властей. Инициатором сервитутного права могут выступать следующие лица — как юридические, так и физические:

  • владелец или арендатор земли;
  • бессрочный пользователь участка;
  • лицо, получившее землю в качестве наследуемого владения.

Условия применения

Сервитут на землю ограничивает возможности владельца участка. Поэтому существует несколько условий, выполнение которых выступает обязательным требованием для наложения подобных ограничений. К ним относятся:

  • удовлетворить потребности другим способом не получается;
  • введение судебным порядком в случае невозможности урегулировать противоречия мировым досудебным соглашением;
  • запрет на лишение владельца права пользоваться принадлежащей ему землей;
  • разумный минимум ограничений, накладываемых на собственника;
  • сервитуарий (лицо, получившее временный доступ к участку) обязан поддерживать объект недвижимости в надлежащем состоянии.

В качестве дополнительного требования рассматривается необходимость платить за пользование чужим участком. Она вводится в рамках действующего законодательства о земле.

Виды сервитута на землю

Для классификации сервитута используется три параметра. Каждый из них следует рассмотреть более детально.

Характер владения

По этому признаку различают публичный и частный сервитут. В первом случае речь идет об общественных интересах или потребностях. Публичный сервитут делится на три разновидности — водный, лесной и городской. Основанием для его введения становится решение местных властей. С его помощью удается добиться решения следующих задач:

  • предоставление площадей для сенокоса, выгула и прогона скота, рыбалки;
  • использование водоемов и, прежде всего, прибрежной части;
  • проведение исследований на земле, например, археологических;
  • прокладка транспортных магистралей, пешеходных дорожек или других элементов благоустройства территории;
  • прокладка систем дренажа и канализации.

Частный сервитут предусматривает предоставление доступа к земле или прокладки различных коммуникаций. Речь идет о телефонных и кабельных линиях, трубопроводах отопления, водо- и электроснабжения.

Срок действия

По этому параметру различают срочные и бессрочные сервитуты. Первые действуют в течение определенного временного периода, согласованного участниками сделки. В некоторых случаях отдельного оговариваются условия пролонгации соглашения.

Бессрочный сервитут действует все время обладания землей. Типичным примером подобного обременения становится строительство и последующая эксплуатации дороги.

Стоимость

Действующая законодательная база предоставляет собственнику право получить оплату за использование принадлежащего ему земельного участка. При этом не имеет значения, кто выступает сервитуарием — частное лицо, компания или государство. По соглашению участников допускается заключение безвозмездной сделки.

Процедура оформления

Актуальный на сегодняшний день порядок оформления сервитута на землю предусматривает последовательную реализацию четырех этапов. Рассмотрим каждый из них по отдельности.

  1. Претендент на использование земли обращается к собственнику с ходатайством о предоставлении доступа к участку.
  2. Если разногласия между сторонами по срокам и стоимости сервитута отсутствуют, заключается соглашение. Если договориться не удается, претендент обращается в суд — районный или городской. В этом случае от него потребуется доказать, что получение доступа к земле выступает объективной необходимостью.
  3. При положительном решении суда сервитут вводится в принудительном порядке. В подобной ситуации документы по сделке подаются в местный орган власти.
  4. На завершающей стадии обременение регистрируется в Росреестре, так как оно непосредственно касается объекта недвижимого имущества — земельного участка.

Необходимые документы

На каждом из этапов реализация мероприятия требуется подготовить определенный комплект документации. Оформление сервитута в местных органах власти предусматривает предоставление нескольких документов:

  • заявление о получении доступа к участку;
  • письменное уведомление владельца земли;
  • основание для введения сервитута — решение суда, мировое соглашение (для частного) или постановление местного органа власти (для публичного);
  • соглашение сторон или судебное решение о предоставлении доступа к земельному участку;
  • документы, удостоверяющие личность участников сделки — паспорт (для физлица и ИП) и учредительная документация (для юридического лица);

Чаще всего, основанием для применения сервитутного права становится соглашение сторон. Действующее законодательство предъявляет к документу несколько требований, в числе которых:

  • указание паспортных реквизитов и контактной информации об участниках;
  • цель оформления сервитута;
  • основание для его введения;
  • реквизиты в отношении земельного участка — кадастровый номер, площадь и другие подобные данные;
  • права каждого из участников сделки;
  • их обязанности;
  • срок действия соглашения;
  • стоимость оплаты за получение доступа к участку земли.

Заявление о введении сервитута составляется в произвольной форме. Главное — чтобы в нем присутствовали несколько обязательных данных:

  • предмет соглашения;
  • данные об участниках сделки;
  • сроки действия договора;
  • возмездный или безвозмездный характер (в первом случае обязательно указываются условия и величина оплаты);
  • другие важные моменты заключаемого соглашения.

На завершающей стадии осуществления сделки — государственной регистрации обременения в ЕГРН — требуется предоставить следующий комплект документов:

  • заявление о внесении изменений в федеральную базу данных объектов недвижимости;
  • паспорт или учредительные документы (соответственно, для физического или юридического лица);
  • кадастровая документация на участок (межевой план и т.д.);
  • правоустанавливающая документация на землю;
  • основанием для введения сервитута;
  • документ, подтверждающий оплату госпошлины за регистрационные действия со стороны Росреестра.

Физическому лицу необходимо заплатить 1,5 тыс. руб. Юридическое платит в 4 раза больше — 6 тыс. руб. Срок регистрации сделки — не более 10 рабочих дней или две календарные недели.

Особенности практического применения

На практике нередко происходит нарушение достигнутого сторонами соглашения. В подобной ситуации необходимо оформить акт о неисполнении условий сервитута, который заверяется правоохранительными или контролирующими органами. Дальнейшие действия по защите прав пострадавшей стороны предусматривают подачу искового заявления в суд.

В зависимости от результатов судебного разбирательства принимается одно из следующих решений:

  • расторжение соглашения, что означает запрет на доступ к земельному участку и, как следствие, невозможность дальнейшего выполнения работ;
  • наложение штрафных санкций в рамках заключенного сторонами договора;
  • возмещение нанесенного пострадавшей стороне ущерба — морального и материального.

Основанием для отмены сервитута выступает не только судебное решение, но и ряд других причин. В их числе:

  • окончание срока действия документа, подписанного сторонами;
  • соглашение участников сделки;
  • ликвидация причин для выдачи сервитута.

Введение и практическое использование сервитутного права требует досконального знания юридических нюансов законодательства. А потому следует доверять работу оформлению сервитута квалифицированным специалистам по решению земельных вопросов. Такой подход гарантирует оперативность реализации мероприятия при разумном уровне сопутствующих финансовых расходов.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ed65cc1b518fa3bb2db01c4/servitut-na-zemelnyi-uchastok-v-2021-godu-dokumenty-poriadok-oformleniia-5ff6e18daf142f0b17f080f3

Что такое сервитут земельного участка

Сервитут на землях сельскохозяйственного назначения

15.01.2021 00:00

Сервитутом земельного участка называется специальное обременение, налагаемое на него в пользу третьего лица. Он действует все время существования права собственности юридического или физического лица на эту землю. Причин установления сервитута (передачи права ограниченного пользования третьему лицу) может быть несколько.

1.    Владелец смежного участка не может попасть на свой иным путем, кроме как через близлежащий. Такие проблемы чаще всего возникают из-за ландшафтных особенностей местности, но препятствием могут выступать и капитальные здания различного назначения и форм собственности.

2.    Существующая схема инженерных сетей не позволяет подключать строения к электричеству, водопроводу, канализации или газовым магистралям в обход смежного участка. Выход из сложной ситуации один – прокладывать траншеи или воздушные линии по земле другого собственника.

3.    На приватизированном участке располагаются родники, ручей или иной объект, имеющий право общего пользования на законных основаниях.

Перечень возможных ситуаций и правовые пути урегулирования проблем регламентируются нормативными актами РФ (п. 1. ст. 274 ГК и п. 1 ст. 23 ЗК). Обременение сервитутом не создает препятствий владельцу пользоваться земельным участком по своему усмотрению.

Кроме того, он получает законное право требовать от лиц, в интересах которых устанавливается сервитут, выплачивать ему определенное финансовое возмещение. Размеры устанавливаются по договоренности или в судебном порядке.

Обременение может фиксироваться в добровольном порядке по соглашению сторон, по решению суда или органов власти.

Разновидности сервитутов

Классификация отношений собственников участков земли и третьих лиц, в пользу которых выполняются описанные юридические действия, даны в ст. 274 Гражданского Кодекса РФ и ст. 23. Земельного Кодекса РФ. Отношения классифицируются по времени и праву пользования.

По периоду пользования (действия)

Может быть срочным и постоянным. Первый вариант используется только на определенное время, необходимое для решения проблемы. Оформляется на указанный срок, по его завершении право пользования землей автоматически снимается.

Такой вид сервитутов применяются на период прокладки временных дорог, разовой транспортировки различных грузов и т. д. Второй вариант (постоянный) не имеет ограничений по времени и аннулируется только в случае нарушения условий, прописанных в документах.

Чаще всего применяется для прокладки инженерных сетей, но есть варианты обеспечения доступа к геодезическим объектам.

По праву пользования

Устанавливаются в пользу конкретного лица или организации, соглашение делается между владельцем участка и вторым участником (частный сервитут) или в пользу государства, органов самоуправления или группы лиц (публичный сервитут).

Владелец участка имеет право требовать оплату за пользование и возмещение ущерба за ухудшение первоначальных характеристик участка, по согласию принимается безвозмездный вариант.

В случае наличия неразрешимых споров окончательное решение принимается судебными инстанциями.

Условия публичного сервитута прописаны в п. 2 ст. 23 ЗК РФ и п. 4. ст. 23 ЗК РФ. Часто встречаются ситуации, когда такие ограничения существенно ухудшают использование земельного надела. Соразмерную оплату должны делать органы местного управления, как правило, по времени она не ограничивается.

Публичные сервитуты разрешается устанавливать только после проведения общественных слушаний по данному вопросу, заключение договора решает задачи с проездами или проходами к местам общего пользования – сенокосам, водным источникам, прибрежным полосам и т. д.

Могут быть городскими (для жителей населенных пунктов), лесными (для общего пользования лесными массивами) и водными.

Вне зависимости от вида соглашения все документы должны регистрироваться в ЕГРН. Право сервитута в обязательном порядке автоматически сохраняется при разделе одного земельного участка на несколько, замене собственника или изменении назначения земли.

Предмет соглашения

Невыполнение нормативных требований при заключении соглашения делает документ ничтожным. Рекомендации прописаны в п.1 ст. 39.25 ЗК РФ, главное требование – четко выделить право пользования участком третьим лицом (сервитут). Кроме того, в документе должны быть следующие сведения:

•    кадастровый и учетный (при наличии) номер участка, по которому предусматриваются указанные права;•    полные сведения о сторонах сделки;•    срок действия сервитута и цели подписания соглашения;

•    права и обязанности сторон, размер и периодичность оплаты.

Рекомендуется предусматривать дополнительные условия, в частности, обязанность одной из сторон провести рекультивацию земель после окончания срока временного пользования.

Алгоритм заключения сделки

Конкретные действия зависят от типа сервитута, частные более простые, публичные требуют больше времени.

Заключение частного сервитута

При первой встрече сторон инициатор рассказывает владельцу земли о причинах сервитута. Они пытаются совместно решить проблемы иными путями, при невозможности заключения устной сделки принимается решение об оформлении сервитута. Предложения оформляются в письменном виде.

Если стороны сумели достичь согласия по всем вопросам, то заключается договор установленного образца, прописываются права и обязанности каждого.

Договор регистрируется в государственных органах по заявлению владельца земельного участка, сторон соглашения или на основании решения суда по требованию пристава-исполнителя.

Физические лица уплачивают пошлину в размере 1500 руб., физические в размере 6000 руб.

Публичный сервитут

Устанавливается с целью обеспечения интересов государства, органа местного управления или группы лиц. До начала заключения договора проводятся слушания по данному вопросу и простым большинством принимается решение. Собственник может требовать возмещения ущерба за понесенные убытки или недополученную выгоду у государственных органов.

Прекращение действия сервитута

Существует несколько ситуаций, при которых действие документа можно прекратить до окончания ранее подписанного срока. В каждом случае надо принимать взвешенные решения и учитывать, что такие действие чаще всего оспариваются в судебном порядке. Для удовлетворительного решения следует во время заседания суда представлять убедительные факты.

1.    Субъект договора не соблюдает ранее установленные ограничения по целевому использованию земель. Начинает строительные работы, использует их для сельхозпроизводства и т. д.2.    Объект, который был причиной сервитута, перестал существовать. Здание снесено, дороги списаны с баланса, водные объекты пересохли.3.

    Объект по тем или иным причинам переведен в пользование государства или муниципалитетов. Должно быть специальное решение с обоснованием таких действий, если они не имеют ограниченного доступа по причинам госбезопасности.4.    Инициатор сервитута смог купить данный участок земли. Оформление и регистрация должны делаться только с соблюдением существующего законодательства.5.

    Уполномоченные органы в установленном порядке отменили ранее принятое решение.

6.    Владелец земли или субъект сервитута умерли или срок действия документа исчерпан.

Практические советы

Для минимизации рисков появления неприятных ситуаций во время заключения договора следует иметь в виду следующие нюансы.

1.    Если обременяемый земельный участок находится в собственности у нескольких лиц, то давать соглашение и подписывать договор должно каждое.2.

    Если ограничение касаются значительной части земли, то регистрация договора делается одновременно с регистрацией в государственном кадастровом учете на основании представленного межевого плана на новообразованный участок. Исключение – период действия сервитута не превышает трех лет.3.

    Требования сервитута удастся отклонить, если существуют сомнения в его разумности и целесообразности.4.    Сервитут должен быть минимально обременительным для владельца земельного участка. В противном случае решение суда обяжет пересмотреть условия или полностью отменит заключенный договор.

5.    При решении спорных вопросов рекомендуется на добровольной основе привлекать владельцев соседних земельных участков. Часто удается по согласию решать проблемы с тремя участниками, при этом каждый получает свою выгоду.

Чем точнее соблюдаются существующие нормативные требования, тем меньше времени и усилий приходится терять для устранения серьезных проблем в дальнейшем.

Дополнительная информация по теме:

Как узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости

Какие сведения о земельном участке можно узнать по кадастровому номеру

Получение градостроительного плана земельного участка

Источник: https://kadastr-plan.ru/poleznaya-informatsiya/chto-takoe-servitut-zemelnogo-uchastka-i-kak-ego-oformit

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.