Принимаем на работу

Содержание

Прием на работу сотрудника. Порядок и особенности

Принимаем на работу

Как принять на работу нового сотрудника? В начале трудовых отношений важно соблюсти все установленные законом правила. Это поможет в дальнейшем избежать вопросов от контролирующих органов, а также успешно разрешать спорные ситуации с самим работником. Рассмотрим, как правильно принять нового сотрудника на работу, чтобы затем не возникало проблем.

Общий порядок приема на работу сотрудника

Порядок приема сотрудника на работу не зависит от организационно-правовой формы бизнеса. ИП и юридические лица обязаны строго следовать одним и тем же правилам. Процедура приема на работу обычно состоит из следующих этапов:

  1. Согласование кандидатуры со всеми ответственными лицами. В первую очередь речь идет о руководителе подразделения, в котором будет трудиться новичок. Также кандидатуру обычно «визирует» служба безопасности, если она есть в компании. После ознакомления с мнениями всех заинтересованных лиц окончательное решение принимает директор.
  2. Сбор необходимых документов от сотрудника (подробнее о них расскажем ниже) и написание им заявления о приеме на работу.
  3. Подготовка кадровой службой пакета документов, в которых перечисляются все условия труда и особенности организации работы в компании:

— трудовой договор;

— должностная инструкция;

— положения о премировании, охране труда, защите информации и т.п.;

  1. Ознакомление сотрудника со всем пакетом документов под роспись.
  2. Подписание приказа о приеме на работу.
  3. Открытие личной карточки и личного дела сотрудника.
  4. Заведение трудовой книжки, если у работника ее нет, или же внесение новой записи в предоставленную сотрудником книжку.

Документы соискателя для приема на работу сотрудника

Если соискатель на вакантное место полностью устраивает работодателя, то в первую очередь он должен предоставить паспорт гражданина РФ, либо иной документ, удостоверяющий личность.

Но есть и другие документы, без которых работа кадровой службы и бухгалтерии невозможна. Согласно ст. 65 Трудового Кодекса работодатель должен потребовать у кандидата:

  1. Карточку СНИЛС. Также работник может предъявить электронный документ, подтверждающий регистрацию в системе пенсионного страхования.
  2. Трудовую книжку, если сотрудник уже был ранее официально трудоустроен. Могут не предоставлять трудовую книжку оформляющиеся впервые и совместители. У последних документ находится по основному месту работы, и заполнять его не обязательно.
  3. Военный билет предоставляют те сотрудники, которые являются военнообязанными и подлежат призыву.

Свидетельство ИНН работодатель формально требовать не вправе, т.к. оно не упомянуто в ст. 65 ТК РФ. Однако, в таком случае возникнут проблемы со сдачей справок 2-НДФЛ и других отчетов в налоговую инспекцию. Поэтому при отсутствии ИНН у нового сотрудника не нужно затягивать с его оформлением.

Остальные документы предъявляются по желанию или для подтверждения соответствия соискателя условиям по конкретной вакансии. Это могут быть документы об образовании, справки об отсутствии судимости и наркотической зависимости и т.п.

Особенности приема на работу отдельных категорий граждан

При наличии специальных условий труда или же при приеме на работу иностранных граждан, несовершеннолетних, инвалидов действует особый порядок.

Пакет документов в таких случаях расширен и включает в себя медицинские справки, визы и т.п. Иногда работодателю даже придется получать разрешение для найма таких сотрудников: например, от органов опеки при оформлении несовершеннолетних или же от МВД — на прием на работу мигрантов.

Подобные ситуации требуют тщательной подготовки и внимательности к нюансам.

Организация хранения документов при приеме на работу

Мало просто оформить документы при приеме на работу, нужно еще организовать место для их хранения. Соискатель, как правило, приносит ксерокопии всех документов, либо специалист по кадрам делает их на месте.

Все копии хранятся в личном деле вместе с подписанным экземпляром трудового договора. Также сотрудник сдает на ответственное хранение свою трудовую книжку, о чем должна быть сделана запись в специальном журнале.

Кадровые сотрудники обязаны обеспечить безопасное хранение личных документов сотрудников. Поэтому после оформления и внесения соответствующих записей трудовые книжки и личные дела должны быть помещены в шкафы с ограничением доступа для всех сотрудников организации, кроме кадровой службы, либо других ответственных лиц. Самое надежное место для хранения трудовых книжек – несгораемый сейф.

Обязательное уведомление о приеме на работу сотрудника

Неприятным сюрпризом для работодателя станут последствия неуведомления контролирующих органов о приеме на работу определенных категорий сотрудников. Поэтому после оформления необходимо в установленные сроки сообщить:

  1. Управлению по вопросам миграции (УВМ) МВД о приеме на работу или увольнении иностранного гражданина. На это отводится 3 дня после заключения (расторжения) трудового договора. Санкции за нарушения предусмотрены ст. 18.15 КоАП РФ:

— для физического лица – от 2 до 5 тыс. руб.;

— для должностного лица – от 35 до 50 тыс. руб.;

— для юридического лица или ИП – от 400 тыс. руб. до 1 млн руб. или приостановление деятельности на срок до 90 дней.

  1. Бывшему работодателю сотрудника, если он являлся госслужащим и уволился по любой причине менее 2 лет назад. Направить уведомление нужно в течение 10 дней с момента подписания трудового договора (п. 4 ст. 12 закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ). Штрафы за неуведомление установлены ст. 19.29 КоАП РФ:

— для физического лица – от 2 до 4 тыс. руб.;

— для должностного лица или ИП – от 20 до 50 тыс. руб.;

— для юридического лица – от 100 до 500 тыс. руб.

  1. В военный комиссариат об оформлении на работу либо увольнении военнообязанного или подлежащего призыву. Уведомить военкомат нужно в течение 2 недель после приема на работу или увольнения. Штраф за неисполнение обязанности составляет от 300 до 1000 рублей и накладывается на должностное лицо, ответственное за ведение воинского учета (п. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).

Вывод

Прием на работу сотрудника — это не только издание приказа и подписание трудового договора. Данная операция требует соблюдения множества формальностей и правильного заполнения документов.

Помимо составления внутренних «бумаг», необходимо в ряде ситуаций уведомлять сторонние организации о приеме на работу определенных лиц.

Грамотный подход к сбору и оформлению документов поможет не только правильно начать рабочие отношения с сотрудником и урегулировать возможные конфликтные ситуации, но и избежать в дальнейшем претензий от контролирующих органов.

Поручите бухгалтерию команде экспертов

Источник: https://uchet.pro/priem-na-rabotu/

Трудоустройство первого сотрудника: пошаговая инструкция для ИП, которая поможет сэкономить 20 000 рублей. Найм сотрудников

Принимаем на работу

Вы зарегистрировали ИП, разобрались с налогами, выдохнули и начали работать, но впереди ждало новое испытание — трудоустройство первого сотрудника(найм сотрудников). Вроде ничего сложного: оформил его и не забывай своевременно делать вычеты из зарплаты, платить взносы и сдавать отчёты. Но это еще не всё.

Пример из практики: Сергей открыл ИП, дело дошло до найма сотрудников, заключил первый трудовой договор. Пока объяснил новому сотруднику суть задач, оформил его — месяц пролетел. Пошел узнавать, как и куда платить взносы, а его встретили в ФСС штрафом 5 000 рублей.

Оказалось, что нужно было регистрироваться в качестве работодателя — становиться на учет в ФСС в течение 30 дней с момента заключения договора с сотрудником. Хорошо, что сейчас пришёл — за опоздание больше 90 дней штраф уже 10 000 рублей!

Чтобы с вами такого не случилось, мы решили рассказать о том, как нанять сотрудника, куда идти и в какие сроки.

В статье вы найдете:

Не хотите нанимать или разбираться самостоятельно? Специалист “Фингуру” рассчитают зарплату за вас!

Правила найма сотрудников и ответственность за их нарушение

Глава 48 Трудового кодекса РФ указывает, как индивидуальный предприниматель должен оформлять сотрудников: необходимо составить официальный договор и сделать запись в трудовой книжке в течение трех дней после того, как работник приступил к выполнению своих обязанностей. Если нарушить требования или сроки, ответственность может быть следующей:

Трудоустройство первого сотрудника: пошаговая инструкция

Чтобы оформить(нанять) нового сотрудника нужно:

  1. Получить от него письменное заявление о приеме на работу. Скачать шаблон заявления
  2. Составить договор в двух экземплярах: один для вас, другой для работника. О том, каким может быть такое соглашение и что обязательно нужно в него включить, речь пойдет чуть ниже. Скачать шаблон трудового договора
  3. Ознакомить работника с установленными правилами и его обязанностями: с должностной инструкцией, нормами охраны труда, трудовым распорядком и т.п.
  4. Оформить приказ о приеме на работу. Скачать образец приказа
  5. Завести личную карточку работника.
  6. Внести запись в трудовую книжку.
  7. Зарегистрироваться в ФСС и ПФ в качестве работодателя (встать на учет). Это нужно сделать один раз при приеме на работу первого сотрудника.

Дальше вы просто оплачиваете взносы и сдаете отчеты.

Как встать на учет в ФСС: изменения в законодательстве

Теперь налоговая контролирует только исчисление и уплату взносов по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ). Их расходование на выплату пособий работникам, а также уплату и расходование взносов на травматизм контролирует ФСС.

Встать на учёт в ФСС, как плательщик взносов на травматизм, нужно в течение 30 дней с момента заключения:

  • трудового договора с первым работником
  • ИЛИ

  • гражданско-правового договора, который предусматривает уплату предпринимателем взносов на травматизм.

Фонд поставит ИП на учет как страхователя по взносам на травматизм и ВНиМ.

Что обязательно должен содержать трудовой договор

В соответствии со статьей 57 ТК РФ, договор обязательно должен содержать такие данные:

  • ФИО сторон;
  • реквизиты индивидуального предпринимателя;
  • паспортные данные работника;
  • график работы;
  • условия оплаты труда, начисления премий;
  • права и обязанности сторон;
  • место работы;
  • дату и подпись;
  • если договор заключается на определенный период, указывается срок его действия.

Если вы оформляете сотрудника на полставки, удаленно или на неполный рабочий день, то алгоритм действий будет таким же, за исключением того, что в заявлении от работника должно быть указано, по какому графику он будет работать (количество отрабатываемых часов).

Например, неполный рабочий день: 4 часа в день с 8:00 до 12:00 или неполная рабочая неделя, режим рабочего времени: четырехдневная рабочая неделя с тремя выходными (пятница, суббота, воскресенье) с оплатой пропорционально отработанному времени.

В дальнейшем это нужно будет прописать в договоре и приказе.

Дело в том, что законодательством установлен минимальный размер оплаты труда. Работая на полставки или неполный день, сотрудник может получать меньше. Важно указать это в договоре, чтобы избежать проблем и объяснений с трудовой инспекцией. Обычно работники, которые устраиваются на полставки, имеют основное место работы. Трудовая книжка остается там, поэтому у ИП никакие отметки не делаются.

Еще в договоре обычно указывают его предмет (трудовые правоотношения сторон), обстоятельства, при которых он может быть расторгнут, действия сторон при наступлении обстоятельств непреодолимой силы и порядок разрешения споров.

Документы для приема на работу

Чтобы индивидуальный предприниматель мог нанять нового сотрудника, ему понадобятся:

  • паспорт;
  • трудовая книжка;
  • СНИЛС;
  • документы о постановке на воинский учет (для мужчин и женщин с военно-учетной специальностью);
  • документы об образовании и квалификации (при устройстве на работу, требующую специальных знаний);
  • справки с предыдущего места работы (если было): 2-НДФЛ, 182-н.

Отчетность и взносы: сколько придётся платить за сотрудников

ИП должен перечислять следующие взносы за своих работников:

  1. Налоги. НДФЛ, 13%. Перечисляется не позже, чем на следующий день после получения работником зарплаты.
  2. Страховые взносы. Оплачиваются до 15 числа каждого месяца. Ставка взносов составляет 30% от зарплаты сотрудника, где: 22% ПФ, 5,1% ФОМС и 2,9% ФСС. ИП может уменьшать сумму налогов на всю сумму фиксированных взносов (страховые взносы, уплаченные за работников, больничные), в отличие от ООО, которые могут снижать сумму только на 50%.

Отчетность ИП за сотрудников

Отчетность по работникам индивидуальный предприниматель сдает в три инстанции.

Как посчитать и начислить зарплату сотруднику?

У многих предпринимателей это возникает вопрос — как посчитать зарплату сотруднику? Трудовой кодекс предусматривает следующие условия оплаты труда: согласно ст. 136, ИП обязан выплачивать зарплату сотруднику не реже, чем каждые полмесяца в сроки и в соответствии с порядком, указанным в трудовом договоре.

Для начисления зарплаты нужно заполнять табель учета рабочего времени и вести кадровый учет. Если зарплата была рассчитана неправильно или не вовремя, это влечет наложение на ИП административной и материальной ответственности.

Не хотите нанимать бухгалтера или разбираться самостоятельно? Специалисты “Фингуру” рассчитают зарплату за вас!

Поможем с оформлением кадров и подготовим документы для кадрового учета:

  • шаблон заполнения трудовой книжки для приема, увольнения, перевода работника на другую должность
  • трудовой договор (шаблон или составление договора для конкретного сотрудника)
  • приказы: о приеме сотрудника на работу, для отпуска, перевода и т.д.
  • документы по удержаниям из зарплаты по исполнительным листам
  • пакет документов по расчету зарплаты: свод по налогам, свод по зарплате, табель учета рабочего времени, расчетная ведомость, платежные документы на перечисление зарплаты, на оплату налогов и взносов, расчетные листки по сотрудникам.

Остались вопросы? Запишитесь на бесплатную консультацию от специалистов Фингуру.

Записаться на бесплатную консультацию Ключевые слова для это статьи:
трудоустройство первого сотрудника, найм сотрудников, нанять нового сотрудника, трудовой кодекс условия оплаты труда, как посчитать зарплату сотруднику, трудоустройство первого сотрудника в России, найм сотрудников в России, нанять нового сотрудника в России, трудовой кодекс условия оплаты труда в России, как посчитать зарплату сотруднику в России, как правильно посчитать зарплату сотруднику

Источник: https://fingu.ru/blog/trudoustroystvo-pervogo-sotrudnika/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.