Причины расторжения контракта

Содержание

Причины расторжения контракта по 44-ФЗ: при обоюдном согласии и в одностороннем порядке

Причины расторжения контракта

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Причины одностороннего расторжения контракта по 44-ФЗ
  • Порядок одностороннего расторжения контракта по 44-ФЗ
  • Причины расторжения контракта по обоюдному согласию
  • Порядок расторжения контракта по обоюдному согласию
  • Последствия расторжения контракта по 44-ФЗ

Существуют ли законные причины расторжения контракта по 44-ФЗ или этот процесс может возникнуть только в случае нарушения условий договора одной из сторон? Да, законодательство предусматривает ряд поводов, когда договор может быть расторгнут.

Причем необязательно к этому может привести недобросовестность одной из сторон – контракт можно разорвать в случаях, когда от участников ничего не зависит. О том, какие существуют причины расторжения контракта и каков порядок действий в этой ситуации, расскажет наша статья.

Причины одностороннего расторжения контракта по 44-ФЗ

Каждый участник соглашения имеет право инициировать расторжение договора в одностороннем порядке, но при этом должно соблюдаться одно немаловажное условие.

А именно: такая возможность должна быть заранее включена в положения закупочной документации, в проект соглашения. Если стороны не предусмотрели в документах подобных пунктов, придется обращаться в суд.

Сразу скажем, причины для расторжения контракта по 44-ФЗ в судебном порядке должны быть достаточно вескими.

Поставщик может отказаться от выполнения условий контракта, если покупатель:

  • Не принимает поставленные ТРУ без веских причин.
  • Не соблюдает значимые положения соглашения, такие как оплата работ, в том числе предварительная, в установленные сроки.
  • Создает условия, не позволяющие поставщику выполнить условия договора. Данный факт должен быть установлен и зафиксирован экспертами, которые не заинтересованы в результатах работ.
  • Не соглашается на пересмотр суммы соглашения при значительном росте цены ТРУ либо продукции, необходимой для оказания услуг. При этом причина такого роста не зависит от действий поставщика. Отметим, что данное положение распространяется на договоры, сумма которых свыше 500 миллионов рублей, а также те, что предполагают работу в течение 3 лет и более.

Получается, что контракт по 44-ФЗ может быть расторгнуть по инициативе одной из сторон, если в тексте документа есть соответствующий пункт либо для этого присутствует достаточное основание. Далее обозначим принцип действий исполнителя и поставщика в подобной ситуации.

Порядок одностороннего расторжения контракта по 44-ФЗ

Чтобы в одностороннем порядке прекратить действие договора, заказчик:

  1. Принимает решение о необходимости таких действий и готовит соответствующий документ.
  2. Размещает свое решение в ЕИС.
  3. В течение не более трех дней после размещения решения в ЕИС информирует другую сторону соглашения. При этом он должен применять средства, фиксирующие факт получения уведомления второй стороной соглашения. То есть закон обязывает использовать заказное письмо вместе с письмом на e-mail, телеграммой или факсимильной связью.
  4. Дождаться получения уведомления исполнителем. Если это невозможно по каким-либо причинам, то по истечении 30 дней после публикации документов на едином информационном портале считается, что уведомление было доставлено.
  5. После получения уведомления продавец имеет право в течение 10 дней исправить нарушение, ставшее причиной расторжения контракта по 44-ФЗ. Если ему удалось справиться с задачей, заказчик обязан отменить решение.
  6. Контракт расторгается, если со стороны исполнителя не последовали действия, необходимые для устранения нарушения. Информация о расторжении публикуется в ЕИС.
  7. В течение трех дней заказчик обязан передать сведения о поставщике в ФАС, после чего тот может быть занесен в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Именно ФАС решает, попадет ли исполнитель в списки РНП. Иными словами, односторонний отказ заказчика не может автоматически поставить крест на карьере продавца в госзакупках.

Поставщик может сам обратиться в ФАС, если по его мнению у заказчика не было достаточных оснований, чтобы требовать расторжения соглашения в одностороннем порядке. Либо исполнитель знает, что покупатель не соблюдает установленный законом алгоритм действий. После того как государственная инстанция установит незаконность решения заказчика, последний должен будет аннулировать расторжение.

Жалоба в ФАС может быть подготовлена и направлена как самостоятельно, так и с помощью специалистов. Выбирая второй путь, вы защищаете себя от того, что жалоба не будет рассмотрена по формальным признакам. Допустим, можно воспользоваться сервисом «ПРОФИ-онлайн», оказывающим юридическую поддержку участникам закупок.

Если поставщик хочет расторгнуть договор в одностороннем порядке, он:

  • После принятия соответствующего решения оформляет его в письменном виде.
  • Прикрепляет доказательства и сообщает о своих намерениях заказчику. При этом необходимо зафиксировать факт получения уведомления. Специалисты рекомендуют использовать в таком случае все доступные каналы. Необходимые для этого контактные данные есть в тексте договора.
  • Если заказчик устраняет нарушение в течение 10 дней, поставщик обязан отказаться от запланированных ранее действий.
  • После завершения срока в 10 дней контракт признается расторгнутым.

Если в качестве обеспечения исполнитель предоставил денежные средства, данная сумма переходит к заказчику. В таком случае подписанный сторонами контракт фиксирует условия и порядок удержания обеспечения.

Если поставщик предоставил банковскую гарантию, то в банк поступает соответствующее требование от заказчика. После чего кредитная организация направляет регрессное требование к поставщику, взыскивая с него средства в размере гарантии. Условия и порядок взыскания прописываются в договоре с банком, выдавшим использованный в качестве обеспечения документ.

Причины расторжения контракта по обоюдному согласию

Закон 44-ФЗ допускает расторжение госконтракта по соглашению сторон, однако он не позволяет получить детальную информацию о данной процедуре. В этом законодательном акте подробно говорится только об актуальных нормах относительно расторжения договора в одностороннем порядке.

Значит, чтобы расторгнуть договор по обоюдному согласию, стоит прибегнуть к положениям Гражданского кодекса РФ. Порядок расторжения может быть установлен в тексте контракта на предоставление ТРУ. Но если даже в соглашении отсутствует такой пункт, стороны могут оформить документ, по которому контракт лишится юридической силы.

Госконтракт не может быть расторгнут по взаимному согласию, если исполнитель нарушил существенные условия договора.

Допустим, он неоднократно сорвал сроки поставки товара либо предоставил продукцию, качество которой не соответствует требованиям контракта.

Тогда покупатель обязан расторгнуть договор в одностороннем порядке либо обратиться в суд, начислить поставщику штраф, а также передать сведения о нем в ФАС.

Статья 451 ГК РФ позволяет расторгнуть государственный контракт по обоюдному согласию, если у сторон есть для этого серьезные причины. Речь идет о факторах, появившихся после подписания соглашения.

Минэкономразвития поясняет в письме №Д28и-130 от 2017 г., что государственный контракт не может быть расторгнут частично. Если заказчику был поставлен не весь объем товара, он принимается на условиях, зафиксированных в соглашении, а оплата производится в соответствии с фактическим количеством.

Порядок расторжения контракта по обоюдному согласию

Статья 452 ГК РФ требует оформления расторжения госконтракта, осуществляемого по соглашению сторон, в письменном виде. Нужно понимать, что при прекращении действия договора во внимание принимаются лишь общие рекомендации Гражданского кодекса.

Данная процедура включает в себя такие этапы:

  1. Исполнитель или заказчик готовит дополнительное соглашение к договору.
  2. Проект документа передается для ознакомления второй стороне. Если у нее нет замечаний, документ подписывается. Также к проекту соглашения прикладывают сопроводительное письмо – в нем прописывается предложение расторгнуть контракт.
  3. Другой участник договора ставит подпись под соглашением, после чего оно начинает действовать, а контракт больше не имеет юридической силы.
  4. Дополнительное соглашение о расторжении договора хранится с остальным пакетом документов по госзакупке не менее трех лет.

Сведения о контракте в течение трех дней после расторжения должны быть внесены в реестр контрактов. В последнем содержатся реквизиты договора, информация о дате и основаниях для его расторжения. Если речь идет о прекращении соглашения по решению обеих сторон, причины расторжения контракта по 44-ФЗ в реестре не указывают. Вместо этого ставится код «01».

После подписания документов заказчику дается семь дней, чтобы отчитаться в ЕИС об исполнении контракта. Также необходимо сообщить о самом факте и причинах расторжения контракта по 44-ФЗ. При формировании отчета отталкиваются от условий, прописанных в Постановлении Правительства № 1093 от 2013 г.

Для соглашения о расторжении используется форма, аналогичная форме самого контракта. Документ готовят в письменном виде, он скрепляется подписями либо печатями сторон, если таковые имеются.

Это единственные правила, касающиеся содержания соглашения о расторжении госконтракта по 44-ФЗ.

Допускается подготовка проекта данного документа силами представителя контрактной службы заказчика либо подрядчика.

Последствия расторжения контракта по 44-ФЗ

Если контракт утрачивает силу по обоюдному согласию сторон, последствия такого действия можно уточнить в ст. 453 ГК РФ.

В результате данной процедуры у участников договора не должно остаться взаимных претензий, все ранее предъявленные требования аннулируются.

Однако заказчик может потребовать, чтобы продавец выполнил гарантийные обязательства на товары или услуги, уже закупленные в рамках контракта.

После расторжения договора по соглашению сторон, заказчик не может направлять данные об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков. Кроме того, стороны не имеют права требовать возврата предоставленных по договору ТРУ.

Одним из наиболее важных моментов в данном случае является возврат полученного заказчиком обеспечения контракта. Согласно нормам закона, данная сумма может быть возвращена после того, как поставщик полностью выполнил условия заключенного соглашения.

По этой причине некоторые заказчики при расторжении контракта по 44-ФЗ делают все возможное, чтобы не отдавать средства, полученные в качестве гарантии.

Они опираются на правила ГК РФ, приравнивая обеспечение к компенсации убытков, которые им пришлось понести из-за невыполнения работ.

Если заказчик ведет себя именно таким образом, поставщик имеет право подать жалобу в суд, чтобы действия первого были признаны противоречащими закону. Опасаясь подобных последствий, большинство заказчиков возвращают обеспечение после расторжения договора.

Прекращение действия контракта по обоюдному согласию его участников является взаимовыгодным вариантом. Дело в том, что в результате данной процедуры поставщик и заказчик не ощутят на себе ее негативных последствий.

Если стороны не могут договориться, остается только расторжение контракта в судебном порядке.

Нужно понимать, что в таком случае инициатор разбирательства должен доказать, что не может исполнить ранее взятые на себя по договору обязательства.

Источник: https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/prichiny-rastorzheniya-kontrakta/

Расторжение контракта по 44-ФЗ по соглашению сторон: порядок действий, сроки размещения информации в ЕИС, образец документа

Причины расторжения контракта

Несмотря на то что процедура заключения госконтракта достаточно длительная и ей предшествует целый ряд организационно сложных этапов, после подписания договора сторонам может потребоваться расторгнуть договор в согласительном порядке. Такая возможность закреплена за ними ч. 8 ст. 96 44-ФЗ.

В каких случаях допускается расторжение контракта по соглашению сторон

В ч. 8 ст. 95 44-ФЗ предусмотрено 4 основания для расторжения ранее подписанного контракта:

  1. По соглашению сторон.
  2. По инициативе поставщика.
  3. По инициативе заказчика.
  4. По решению судебного органа.

Более 90% подписанных ранее контрактов расторгается в согласительном порядке.

Хотя 44-ФЗ о контрактной системе предусматривает возможность расторжения госконтракта в двустороннем согласительном порядке, но детально данная процедура здесь никак не регламентирована. Здесь подробно описываются только действующие правила расторжения договора в одностороннем режиме по желанию заказчика или подрядчика.

Поэтому расторгнуть договор по соглашению сторон можно с опорой на нормы Гражданского кодекса. Непосредственный порядок расторжения госконтракта может быть прописан в самом тексте договора. Но указанный пункт договора не является обязательным: если он отсутствует, то это не лишает стороны права оформить соглашение о расторжении договора.

Расторгнуть госконтракт по обоюдному согласию сторон с учетом положений гражданско-правового законодательства возможно в таких случаях:

  1. Поставщик не имеет возможности исполнить свои обязательства по независящим от него причинам. В гражданско-правовом законодательстве такие ситуации получили название форс-мажора. К ним относятся землетрясения, забастовки, войны и пр.
  2. У заказчика пропала потребность в закупке товаров и услуг по данному договору.
  3. Исполнение госконтракта невозможно из-за влияния внешних факторов.
  4. Заказчику не выделили соответствующие финансовые средства из бюджета, вследствие чего оплата товаров и услуг не представляется возможным.
  5. При истечении срока контракта, если заказчик не выбрал полный объем предполагаемого к поставке товара.
  6. Поставщик утратил возможность исполнить свои обязательства, а заказчик согласился отказаться от госконтракта.

Заказчик лишен права расторжения госконтракта по взаимному согласию при нарушении поставщиком существенных условий договора.

Например, если поставщик неоднократно нарушил сроки поставки товара или поставил товары ненадлежащего качества.

В такой ситуации заказчик обязан расторгнуть договор в одностороннем порядке либо по судебному решению, начислить штрафные санкции в адрес поставщика и передать информацию о нем в реестр недобросовестных поставщиков.

Согласно ст. 451 Гражданского кодекса, государственный контракт можно расторгнуть по обоюдному согласию при наличии веских оснований и причин. Под такими понимаются факторы, которые не имели места при заключении госконтракта и при которых контракт не был бы подписан.

По пояснениям Минэкономразвития, приведенным в письме от 2017 года №Д28и-130, госконтракт не допускается расторгнуть частично. В случае если товар был поставлен в неполном объеме, то заказчик должен принять его на условиях договора и оплатить по фактическому количеству.

Порядок расторжения

Согласно ст. 452 Гражданского кодекса, расторжение госконтракта по соглашению сторон оформляется в письменном виде. При этом процесс расторжения госконтракта может учитывать только общие рекомендации Гражданского кодекса. Сама процедура расторжения договора состоит из следующих этапов:

  1. Одна из сторон госконтракта разрабатывает текст дополнительного соглашения к договору.
  2. Проект дополнительного соглашения направляется второй стороне для ознакомления. В случае согласия с его положениями заказчик или поставщик подписывают документ. К проекту соглашения обычно прилагают сопроводительное письмо с предложением расторгнуть контракт.
  3. Соглашение подписывает вторая сторона, и оно приобретает юридическую силу. С этого дня госконтракт считается расторгнутым.

Хранить дополнительное соглашение о расторжении договора необходимо вместе с документацией о госзакупке в течение не менее 3 лет.

Порядок и сроки размещения информации в ЕИС

Сведения о расторгнутом госконтракте в течение 3 дней подлежит внесению в реестр контрактов. В реестре отображаются сведения о дате прекращения госконтракта, основаниях для его расторжения и реквизиты данного документа. Причину признания договора недействительным в согласительном порядке сторонами заказчику прописывать в реестре не следует. Здесь достаточно указать код «01».

В течение 7 дней после подписания соглашения заказчик должен отчитаться в ЕИС об исполнении госконтракта. В нем также следует указать сведения о том, что контракт был расторгнут, и указать причину такого решения сторон. Отчет формируется в соответствии с условиями по Постановлению Правительства №1093 от 2013 года.

Такая отчетность не публикуется заказчиками, если закупка производилась в неконкурентном формате на сумму до 100 тыс. р. у единственного поставщика, либо если товары, работы и услуги приобретались на территории иностранного государства, содержат признаки гостайны.

Составление соглашения

Соглашение о расторжении госконтракта составляется в той же форме, что и сам контракт. Он обязательно имеет письменную форму и заверяется подписями или печатями сторон (при их наличии).

В остальном вопрос содержания соглашения о расторжении госконтракта никак не регламентируется законом о контрактной системе.

Проект соглашения может разработать как представитель контрактной службы заказчика, так и подрядчика.

Исходя из положений гражданско-правового законодательства, в допсоглашении должны быть прописаны следующие сведения:

  1. Реквизиты заказчика (наименование, адрес, контактные сведения).
  2. Реквизиты поставщика (наименование, фактический и юридический адреса, ИНН и КПП, контакты).
  3. Номер и дата подписания государственного контракта.
  4. Количество поставленного и оплаченного товара, услуги или работы на момент расторжения.
  5. Стоимость неисполненных обязательств по госконтракту.
  6. Причина расторжения госконтракта (со ссылками на ч. 8 ст. 95 44-ФЗ, а также ч. 1 ст. 450 ГК РФ, которые дают право расторгнуть договор через подписание письменного соглашения).
  7. Ссылка на пункт госконтракта, в котором регламентируется порядок расторжения договора в согласительном порядке (если такой имеется).
  8. Сроки для возврата перечисленного аванса или обеспечительных мер (но сроки для возврата денежных средств после расторжения договора могут быть прописаны в самом госконтракте).
  9. Отсутствие у сторон взаимных претензий.
  10. Дата, с которой документ вступает в силу (или фраза о том, что документ приобретает юридическую силу с момента его подписания).
  11. Реквизиты, подписи сторон.

Указанные пункты не являются исчерпывающими и могут быть дополнены по решению сторон.

Документ готовится в двух экземплярах: по одному для каждой стороны.

Последствия расторжения

Последствия расторжения госконтракта по согласию сторон прописаны в ст. 453 Гражданского кодекса. Данная процедура предполагает, что стороны более не имеют претензий друг к другу, и все их обязательства по госконтракту аннулируются.

При этом заказчик вправе потребовать исполнения гарантийных обязательств поставщиком в части товаров, работ и услуг, которые были ранее поставлены в рамках госконтракта и оплачены заказчиком.

При этом стороны не могут потребовать возврата ранее исполненных обязательств.

Для поставщика расторжение договора в согласительном порядке не грозит попаданием в реестр недобросовестных поставщиков. Что касается обеспечения госконтракта, то заказчики обычно соглашаются его вернуть в добровольном порядке.

Хотя иногда заказчики принимают меры, чтобы оставить обеспечение себе, так как по правилам Гражданского кодекса оно возвращается только после полного исполнения всех обязательств.

Но суды в таком случае обычно встают на сторону поставщика и обязывают заказчика вернуть средства, так как вины в неисполнении условий договора у исполнителя нет.

Ведь в данном случае действия заказчика подпадают под определение неосновательного обогащения по п. 1 ст. 1102 ГК.

Что касается банковской гарантии, то она возврату не подлежит, а автоматически прекратит свое действие через месяц после окончания действия госконтракта. Заказчик не вправе рассчитывать на получение выплаты по гарантии при расторжении договора по соглашению.

Таким образом, расторжение договора при наличии соглашения между двумя сторонами выступает наиболее предпочтительным вариантом. Оно разрешается сторонам ст. 95 44-ФЗ. Под расторжением госконтракта по соглашению сторон понимается прерывание его исполнения до выполнения всех обязательств по контракту.

Данная процедура подразумевает, что в процессе исполнения сторонами своих обязательств условия изменились, и исполнение условий контракта стало невыгодным. Расторжение госконтракта в согласительном порядке не имеет негативных последствий для поставщика и заказчика.

В случае если одна из сторон не соглашается подписывать допсоглашение, то второй придется обратиться в суд.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

В 2019 году внесены изменения в Федеральный Закон №44 (далее — Закон), регламентирующие особенности и порядок проведения закупок в контрактной сфере для государственных и муниципальных нужд. Корректировки внесены на основании Федерального Закона №71 от 01.05.2019 и вступают в силу в период с 1 января по 1 октября 2019 года.

Планирование закупок

В соответствии с ч. 6 ст. 2 ФЗ №71 с 1 июля 2019 года закупочные мероприятия можно производить спустя 1 день с момента внесения изменений в график закупок. График редактируется за день:

Планирование закупок осуществляется посредством формирования плана и графика (ст. 16 Закона). График редактируется в случае необходимости, а также в случаях изменения цены контракта, порядка оплаты и по результатам общественного обсуждения (ч. 13 ст. 21 Закона).

Обоснование закупок

На основании ч. 6 ст. 1 ФЗ №71 будут внесены изменения в порядок обоснования закупок (ст. 18 Закона). Теперь обоснованными признаются закупки, отвечающие критериям нормирования (ст. 19 Закона) и цены контракта (ст. 22 Закона). В связи с этим:

  • предположительно на этапе планирования не потребуется обоснование;
  • оценка обоснованности не осуществляется в ходе мониторинга;
  • исключено обязательство по обоснованию объекта и целевого назначения закупки;
  • исключено обязательство по обоснованию максимальной цены контракта.

Предполагается, что заказчикам потребуется вносить описание, обоснование максимальной цены контракта и проект за 3 месяца до начала закупочных мероприятий.

Соответствующее требование может быть изложено при регламентации условий формирования плана-графика.

Контракт

На основании ч. 19 ст. 1 ФЗ № 71 вводятся новые условия по формированию и обслуживанию контрактов (ст. 34 Закона). Основные изменения:

  • исключено обязательство отчетности по исполненным контрактам;
  • установлена формулировка условий по неустойке;
  • срок оплаты может превышать 30 дней;
  • после расторжения контракта новый может быть заключен без предварительного аукциона;
  • заказчики больше не определяют срок действия гарантии банка;
  • при отзыве лицензии банк обязуется предоставить новое обеспечение в течение 1 месяца;
  • установлены сроки возврата обеспечения;
  • установлены новые правила по уменьшению обеспечения при частичном исполнении контракта.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/rastorzenie-kontrakta.html

Расторжение контракта по 44-ФЗ – случаи и порядок

Причины расторжения контракта

Порядок расторжения контракта, заключенного на основании норм Федерального закона №44, регламентируется статьей 95 этого закона.

Также применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее будет использоваться общепринятое сокращение –  ГК РФ).

Существует три ситуации, в которых возможно расторжение: в одностороннем порядке, в судебном порядке или по соглашению сторон. Каждая из них имеет свои особенности и нюансы.

Расторжение контракта по соглашению сторон

Такая возможность определена в части 8 статьи 95 Федерального закона №44. Однако о самой процедуре и механизме ее осуществления ничего не сказано. Для того чтобы разобраться в деталях, нужно обращаться к ГК РФ. 

В части 1 статьи 450 ГК РФ четко указано, что возможность расторжения контракта по соглашению сторон предусматривается по умолчанию, даже если в тексте документа не прописано соответствующего пункта.

В Федеральном законе 44 тоже нет указания на то, что такая информация должна быть внесена в контракт в обязательном порядке.

Таким образом, все ссылки заказчика на то, что разорвать контракт нельзя из-за того что в нем нет указания на возможность это сделать – совершенно неправомерны.

Контракт по взаимному согласию может быть расторгнут только в определенных случаях, предусмотренных статьей 451 ГК РФ. Обстоятельства, способствующие этому, должны быть существенными. То есть такими, что если бы они наступили раньше, то стороны и вовсе не заключали бы контракта.

На практике это чаще всего бывают непредвиденные обстоятельства (например, изменение доведенные бюджетных лимитов у заказчика, невозможность завершить поставку товара поставщиком, так как он снят с производства) или форс-мажор.

Как бы там ни было, если стороны действительно решили по соглашению расторгнуть контракт, то этот пункт не будет служить для них препятствием. Существенность обстоятельств – довольно субъективный критерий.

Единственное, о чем стоит позаботиться при расторжении контракта по двустороннему согласию – это о том, чтобы оно было оформлено документально. Данное требование установлено в статье 452 ГК РФ.

Кроме того, на основании статьи 103 Федерального закона №44 в трехдневный срок после заключения соглашения заказчик должен внести информацию в реестр контрактов в ЕИС.

Подробнее про процедуру вы можете почитать в отдельной статье.

Что влечет за собой расторжение контракта по соглашению сторон.

Согласно нормам статьи 453 ГК РФ единственное последствие для сторон, наступающее после того как контракт расторгнут – это прекращение взаимных обязательств. Заказчик не вправе внести информацию о бывшем партнере в реестр недобросовестных поставщиков.

Расторжение контракта в одностороннем порядке

Возможность расторжения контракта в одностороннем порядке предусмотрена частью 8 статьи 95 Федерального закона №44, при условии что соответствующая информация была внесена в контракт во время его заключения. В противном случае расторгать контракт придется в судебном порядке. 

Инициатором расторжения может выступить любая из сторон в случаях, определенных ГК РФ. Механизм для них будет примерно одинаковым (определен статьей 95 Федерального закона №44). Во-первых, нужно известить партнера о намерении разорвать контракт.

Делается это любым способом, главное – чтобы было получено подтверждение о доставке уведомления (например, корешок заказного письма, информация о вручении телеграммы или отчет о прочтении по электронном почте).

С момента получения стороной-ответчиком уведомления начинается десятидневный срок, в течение которого “провинившаяся” сторона может исправить свои ошибки (если нарушение допущено впервые).

Если стороны не намерены продолжать сотрудничества, то до момента расторжения они должны “рассчитаться” за частично исполненные обязательства. Например, если поставщик уже передал часто товара заказчику и он его принял, то должна быть произведена оплата, пропорционально исполненным обязательствам. То же самое касается выполненных работ/оказанных услуг. 

В случае, если поставщик некачественно исполняет обязательства по контракту и заказчиком проведена соответствующая экспертиза, то для продолжения сотрудничества он должен не только дать обязательство исправиться и поставить качественный товар/оказать услугу/выполнить работу так, как это предусмотрено контрактом, но и компенсировать расходы на проведенную экспертизу.

Подробнее про процедуру и алгоритм действий читайте здесь.

По каким причинам поставщик может разорвать отношения с заказчиком без его согласия

ПричинаЧем регламентируется
1Несвоевременная оплата заказчиком оказанных услуг/поставленного товара/выполненных работ. Просрочки должны быть зафиксированы два и более раз Пункт 3 статья 523 ГК РФ
2Немотивированный отказ заказчика от приемки товара/работ/услуг. Должен быть зафиксирован два или более разПункт 3 статья 523 ГК РФ
3Преднамеренное создание заказчиком обстоятельств, препятствующих исполнению контакта (например, не предоставление материалов)Пункт 1 статья 719 ГК РФ
4Поставщик вправе требовать увеличение цены контракта, если материалы стали существенно дороже по независящим от него обстоятельствам. Если заказчик отказывается от увеличения, то возможно расторжение контракта в одностороннем порядке.Пункт 6 статья 709 ГК РФ

Повод для одностороннего отказа от контракта может быть и у заказчиков

Причина Чем регламентируется
1Поставка товаров/оказание услуг/выполнение работ ненадлежащего качества. Этот факт должен быть зафиксирован независимыми экспертами.Пункт 2 статья 523 ГК РФ
2Поставка товара в неполной комплектации в случае, при условии отказа поставщика исправить свою ошибку.Пункт 2 статья 480 ГК РФ
3Нарушение сроков поставки, зафиксированное не меньше двух раз.Пункт 2 статья 523 ГК РФ
4Подрядчик/исполнитель по неустановленным причинам не приступает к выполнению работ/оказанию услуг в срок или нарушает график.Пункты 2,3 статья 715 ГК РФ
5Неустранение недостатков, выявленных в ходе исполнения контракта или невозможность их устранить из-за существенности.Пункт 3 статья 723 ГК РФ
6Если заказчик во время исполнения контракта выяснил, что поставщик/подрядчик/исполнитель не соответствует требованиям, установленным документацией и Федеральным законом №44.Пункт 15 статья 95 Федерального закона №44
7Иные обстоятельства, предусмотренные законодательством Российской Федерации

Что влечет за собой расторжение контракта в одностороннем порядке

Тут, конечно, законодательство несколько несправедливо. Штрафные санкции, предусмотренные контрактом, накладываются на обе стороны. А вот в реестр недобросовестных поставщиков при нарушении закона попадает только одна сторона – не сложно догадаться какая. Реестра недобросовестных заказчиков, увы, не существует. Хотя для многих он мог бы быть полезен.

Расторжение контракта в судебном порядке

Контракт разрывают через суд в случае, если возможность одностороннего расторжения не предусмотрена в тексте контракта, а также если стороны не могут придти к обоюдному согласию. 

Что влечет за собой расторжение контракта через суд. Если суд принял решение о расторжении контракта по вине поставщика/подрядчика/исполнителя, то данные о нем наверняка будут внесены в реестр недобросовестных поставщиков. Также стоит приготовиться к оплате судебных издержек и штрафных санкций. 

Если виноватым оказался заказчик, то все оплатит (в том числе и предусмотренный контрактом штраф) он.

Как избежать нежелательных последствий при расторжении контракта

Главное правило, которое поможет избежать расторжения контракта со стороны поставщика – заключать его только тогда, когда уверен в своих силах. И, естественно, внимательно читать все условия перед подписанием. 

Если расторжение все же неизбежно, то всегда нужно стараться договариваться! Согласие между сторонами – идеальный вариант, который поможет избежать лишней волокиты и нежелательных последствий. 

И, конечно же, если заказчик расторгнул контракт без вашего желания и без веских причин, определенных законом, то не стоит отчаиваться. Свои права всегда можно отстоять в суде.

Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/76-rastorzhenie-kontrakta-po-44-fz-sluchai-i-poryadok

Основания и порядок расторжения договора

Причины расторжения контракта

Расторжение договора – это одна из тем, которая порождает неисчерпаемое многообразие практических ситуаций. Материалов по ней достаточно.

Однако это никак не уменьшает количества заинтересованных лиц в профессиональных суждениях и предлагаемой помощи по теме расторжения договора. Этот вывод подтверждает Постановление Пленума ВАС РФ от 6 июня 2014 г.

 № 35  “О последствиях расторжения договора” (далее – Постановление). Подробно свои комментарии на проект этого акта я приводил в другом материале.

Так же логично, что относимость норм о расторжении договора к любому договору позволяет применять их к таковым только при наличии в отдельных случаях соответствующих специальных норм (например, ст. 328, ст.

405, ст. 523, ст. 781 ГК РФ). Это означает, что если нет в соответствующей главе конкретного вида гражданско-правового договора оснований или порядка его расторжения, то обязательно будут применять общие нормы.

Именно для того, что помнить и верно применять эти общие нормы, избавиться от ряда заблуждений, связанных с расторжением договора, я подготовил этот материал.

Закон разделяет расторжение договора (ст. 450-453 ГК РФ) и отказ от исполнения обязательства (ст. 310 ГК РФ). Несмотря на идентичность правовых последствий расторжения договора и отказа от исполнения обязательства, который возник из договора, основания и порядок совершения необходимых действий отличаются.

Отличия в правовом регулировании основания и порядка расторжения договора и отказа от исполнения обязательства приводят к тому, что:

  • заблуждающаяся в толковании условия договора или норм закона сторона выберет ошибочный путь для своих действий, в том числе изберет неверный способ защиты гражданских прав. Следствием этого явится как отказ в защите прав, так и финансовые потери. Это также будет сопровождаться ненужным использованием имеющихся временных и материальных ресурсов.
  • заблуждающаяся сторона не получит желаемого правового эффекта. Следствие – договор, например, будет продолжать действовать, и контрагент по договору сможет требовать исполнения обязательства, возмещения убытков или изберет иные варианты воздействия.

Тут напомню о том, что толкование условий договора осуществляется с помощью ст. 431 ГК РФ. Если в результате грамматического толкования не удается понять содержание условий договора, то подлежит выяснению действительная воля сторон соглашения с учетом цели договора. Соответственно, цель договора должна быть определяемой или определенной заранее.

Показательно Постановление Президиума ВАС РФ от 16 февраля 2010 г. № 13057/09 по делу № А40-87811/08-147-655 (также именуемое дело “Двуречье”).

В нем высшая судебная инстанция посчитала, что воля сторон с учетом цели договора при включении в него условия об одностороннем расторжении договора была направлена на отказ от обязательства.

Поэтому были признаны правомерным действия по одностороннему расторжению договора.

Масла хотя нет, но керосина в огонь добавило Постановление Пленума ВАС РФ от 14 марта 2014 № 16 “О свободе договора и ее пределах”. Например, п. 11.

“При разрешении споров, возникающих из договоров, в случае неясности условий договора и невозможности установить действительную общую волю сторон с учетом цели договора …

толкование судом условий договора должно осуществляться в пользу контрагента стороны, которая подготовила проект договора либо предложила формулировку соответствующего условия”.

Прекрасный ход, на мой взгляд. Остается только собрать и сохранить доказательства, указывающие по чьей инициативе в договоре, появилось то или иное условие.

Кстати, при толковании условий стоит также отделять признание права на односторонний отказ от обязательства вариант “сторона вправе потребовать в одностороннем порядке расторжения договора”. Он так же ошибочен.

Итак, к настоящему моменту времени можно и нужно признать, что ожидаемый правовой эффект от действия стороны возможен только при корректном и верном избрании варианта поведения (расторжение договора или отказ от обязательства).

Следовательно, расторжение договора и отказ от обязательства – это не одно и то же.

Например, если заключенный договор содержит право стороны договора на отказ от обязательства, а она заявляет о расторжении договора, то ее ожидает разочарование.

Причины разочарования сокрыты в диспозиции нормы ст. 450 ГК РФ.

Расторжение договора возможно по соглашению сторон. Достаточно “скучное” основание. Стороны едины в желаниях и, если они захотят, то соглашением о расторжении договора они могут прекратить все свои обязательства. Но и здесь есть свои нюансы, отраженные также в Постановлении. Например, вопрос по гарантийным обязательствам.

Также обращу внимание, что это Постановление позволяет установить последствия расторжения договора, иные чем те, которые предусмотрены законом в пределах общих ограничений свободы договора.

 Расторжение договора возможно по решению суда. Это значит, что прекращение прав и обязанностей сторон невозможно без обращения в суд.

На мой взгляд, условия договоров про “одностороннее расторжение договора” должны толковаться только как констатация возможности подачи иска в суд о расторжении договора. Глупость либо однозначные происки врагов.

Выбирайте сами. Но ошибочность при выборе правильного условия должна иметь негативные последствия (за исключением случая, который предусмотрен в п.

11 Постановления Пленума ВАС РФ от 14 марта 2014 № 16 “О свободе договора и ее пределах”).

Законодатель не указывает, что расторжение договора, именно расторжение, а не использование иных правовых институтов, может быть произведено без обращения в суд.

После того как становится ясным один из элементов порядка расторжения договора в отсутствие соглашения сторон об этом, перейду к самим основаниям.

Основания расторжения договора указаны также в ГК РФ (ч. 2 ст. 450 ГК РФ). Расторжение договора допустимо в одном из следующих случаев:

  • при существенном нарушении договора другой стороной;
  • в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.

Определение существенности нарушения договора также приведено законом – существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (ст. 450 ГК РФ).

Возможно, что при доказывании существенности истцу будет проще и легче, если будут доказательства, однозначно и определенно указывающие на понимание каждой из сторон получаемого по этому договору (сторона рассчитывала на получение).

Также случаем, предусмотренным ГК РФ, является существенное изменение обстоятельств (ст. 451 ГК РФ). Более подробно по этому основанию мы в будущем разместим отдельный материал.

Соответственно, после определения суда как единственного органа, обладающего компетенцией по расторжению договора и случаев, когда такое может быть произведено, обратим внимание на сам порядок.

Статья 452 ГК РФ указала, что обращение в суд с иском о расторжении договора может быть произведено после направления досудебного требования контрагенту и истечения месячного срока, если иной не предусмотрен договором.

Если контрагент пришел в суд, минуя изложенное в законе, то ему остается только ждать оставления дела без рассмотрения (например, п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 февраля 2002 г.

№ 66 “Обзор практики разрешения споров связанных с арендой”, п. 60 Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г.

№ 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”, Постановление ФАС ЗСО от 18.02.2014 по делу № А70-5156/2013).

Кстати, про желаемый правовой эффект. Согласно ст. 453 ГК РФ обязательства сторон будут прекращены. Но это не значит, что сторона, представившаяся свое исполнение контрагенту и не получившая ничего в ответ, при расторжении договора, теряет его. Абсолютно нет. Она может получить его обратно или получить встречное исполнение (см. п. 4 Постановления).

И в конце я остановлюсь на одностороннем отказе от обязательства.

Как уже сказано ранее, отказ от обязательства возможен. Односторонний отказ по обязательствам, возникающим в сфере предпринимательской деятельности, допускается. А вот по обязательствам, никак не связанным с предпринимательством подобное невозможно. 

Поэтому если в договоре между предпринимателями стороны желают указать о прекращении обязательств по договору без обращения в суд и в одностороннем порядке (при уведомлении об этом контрагента), то необходимо пользоваться ст. 310 ГК РФ и включить условие про односторонний отказ от обязательства. 

Мое мнение:

  • односторонний отказ от обязательства (договора) и одностороннее расторжение договора это разные вещи, хоть и с одинаковыми последствиями;
  • различия в правовом регулировании приводят к признанию неправомерными действий по одностороннему расторжению договора без обращения в суд;
  • различия в регулировании дают предпринимателям возможность включать в договоры условия об одностороннем отказе от обязательства. 

Документы по теме:

Гражданский кодекс РФ

Постановление Пленума ВАС РФ от 14 марта 2014 № 16 “О свободе договора и ее пределах”

Мнения:

Последствия расторжения договора: новый проект Пленума ВАС РФ
28 ноября 2013 г. ВАС РФ разместил на своем сайте крайне интересный документ – проект Постановления Пленума ВАС РФ о последствиях расторжения договора. Несмотря на небольшой объем и наличие всего восьми пунктов в этом проекте, каждый из них может оказаться полезным в повседневной деятельности.

Ветров Виталий,
Управляющий партнер юридической фирмы “Ветров и партнеры”

Источник: https://www.garant.ru/ia/opinion/author/vetrov/552577/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.