Правовые аббревиатуры

Юридическая техника

Правовые аббревиатуры

Миссия юристов как профессиональной группы состоит в том, чтобы на основе установок, задаваемых государственной властью, разрабатывать и применять правовые нормы, одновременно способствующие разделению труда и сотрудничеству между людьми. В процессе правотворчества необходимо стремиться к тому, чтобы нормы права точно отражали объективную реальность.

Однако правовые установления адресуются людям, которые должны воспринимать формализованный язык законодателя.

Юридический язык в народе не всегда имеет положительную репутацию: «Это язык для одурачивания простаков». Хотя он обращен ко всем гражданам, порой им трудно его понять.

В принципе, юридический язык должен совпадать с обиходным, для того чтобы его понимали и принимали граждане.

Однако одновременно он должен быть точным, и здесь без юридических терминов, отдельные из которых вырабатывались веками, никак не обойтись.

Юридический язык специфичен. Это отмечают все авторы, посвятившие научные исследования законодательной лингвистике.

Принципы, на которых основывается язык закона

Таковых насчитывается три. Рассмотрим их по порядку.

Принцип корректности означает, что текст нормативного акта должен полностью соответствовать лексическим, грамматическим и стилистическим стандартам литературного русского языка, который к тому же считается языком государственным. Исходя из этого в правовой системе действует презумпция лингвистической правильности нормативных актов.

Конечно, довольно часто эта презумпция опровергается самими правотворческими субъектами, которые предъявляют неудобоваримый результат своей деятельности. Вот один из них.

Согласно п. 5 ст.

77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» «не могут служить основанием для отмены решения о результатах выборов, признания итогов ания, результатов выборов недействительными нарушения настоящего Федерального закона, способствовавшие избранию либо имевшие целью побудить или побуждавшие избирателей ать за не избранных по результатам ания кандидатов, за не принявшие участия в распределении депутатских мандатов списки кандидатов».

Проникнуть в смысл этого правового предписания довольно трудно.

Что не может служить основанием для отмены решения о результатах выборов?

Как могут нарушения способствовать избранию или побуждать ать? Может быть, речь должна идти о действиях?

Когда можно побудить избирателей ать за не избранных по результатам ания кандидатов: после или до выборов?

Можно ли побудить избирателей ать за не принявшие участия в распределении депутатских мандатов списки кандидатов, если их распределяют после выборов?

Этот пункт осложнен идущими подряд тремя многословными однородными членами предложения. Кроме того, в него помещен довольно длинный причастный оборот.

Принцип стабильности подразумевает использование общепринятых слов и словосочетаний, языковых оборотов, традиционно употребляемых в речи. Конечно, динамика присуща и языку как социальному явлению. Однако это происходит не так быстро. Считается, что должно пройти около 20 лет до того, как национальные словари зафиксируют языковое изменение.

В последнее время, когда укрепляются контакты между странами и народами, взаимообогащение в языковой сфере идет с большей скоростью. В нормативном материале появляется много иностранных терминов. Употребление многих из них оправданно («акции», «акционерное общество», «референдум», «экологические преступления» и т.п.). Тем не менее, и здесь надо знать меру.

Вот пример бездумного, по крайней мере преждевременного использования иностранного термина.

В ст. 93 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» речь идет об аффилированных лицах общества.

Статья 93. Информация об аффилированных лицах общества

«1. Лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

2. Аффилированные лица общества обязаны в письменной форме уведомить общество о принадлежащих им акциях общества с указанием их количества и категорий (типов) не позднее 10 дней с даты приобретения акций.

3. В случае, если в результате непредставления по вине аффилированного лица указанной информации или несвоевременного ее представления обществу причинен имущественный ущерб, аффилированное лицо несет перед обществом ответственность в размере причиненного ущерба.

4. Общество обязано вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации».

Аффилированные лица — это лица, способные оказывать влияние на деятельность АО. Ими являются:

— члены его органов управления;

— владельцы АО;

— лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества , приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал данного АО.

Действительно, понятию «аффилированные лица» трудно подобрать русскоязычный эквивалент из одного слова. Однако лучше использовать фразеологизм «лица, способные оказывать влияние на деятельность акционерного общества», нежели оставить адресата этого Закона наедине с непонятным словом, которое в нем к тому же не определяется.

Принцип информативности заключается во включении в нормативные акты нормативных предписаний, содержание которых позволяет субъектам права с достаточной точностью уяснить, каким должно быть их поведение.

Информация, содержащаяся в нормативных предписаниях, может касаться:

  1. содержания субъективных прав и обязанностей;
  2. условий, при которых они могут возникнуть;
  3. санкций, следующих за нарушение обязанностей или интересов других лиц;
  4. предоставления установленных льгот;
  5. возможных поощрений за добросовестное и качественное исполнение обязанностей.

Нормативные предписания специализируются и находятся в системе, поэтому важно помещать в нормативные акты информацию о внутрисистемных связях понятий, словосочетаний.

Для передачи этой информации используются обычные повседневные слова. Но поскольку порой слова имеют множество оттенков, надо стремиться употреблять такие их вариации, которые с максимальной точностью доносили бы нужную информацию до адресатов. Это крайне важно, потому что за несоблюдение норм права могут последовать меры государственного принуждения, причем иногда очень суровые.

К сожалению, законодатель не всегда эффективно доносит необходимую информацию до субъектов права. Рассмотрим два примера из Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации».

Статья 56. Возложение ответственности

«Учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов несут ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации».

Статья 59. Ответственность за злоупотребление свободой массовой информации

«Злоупотребление свободой массовой информации, выразившееся в нарушении требований статьи 4 настоящего Закона, — влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Злоупотребление правами журналиста, выразившееся в нарушении требований статей 50 и 51 настоящего Закона, либо несоблюдение обязанностей журналиста, — влечет уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации»,

этих статей малоинформативно: в них устанавливается ответственность за нарушение законодательства о СМИ, но не делаются ссылки на законы, возлагающие такую ответственность. Тогда в чем их смысл? Законодатель нарушил одно из основных правил правотворческой техники: если принимается специальный закон, регулирующий тот или иной вопрос, в нем должны прорабатываться все его аспекты.

Кроме того, встречаются положения статей законов, имеющих косвенное отношение к регулируемому вопросу. В самом деле, какое значение для пользователей Федерального закона «О животном мире» имеют приведенные ниже определения терминов, не отвечающие к тому же принципу корректности?

Субъект животного мира — организм животного происхождения (дикое животное) или их популяция.

Биологическое разнообразие животного мира — разнообразие объектов животного мира в рамках одного вида, между видами и в экологических системах.

Генетические ресурсы животного мира — часть биологических ресурсов, включающая генетический материал животного происхождения, содержащий функциональные единицы наследственности.

Среда обитания животного мира — природная среда, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы.

Самое печальное, что встречаются иногда малоинформативные не отдельные положения закона, а законы в целом. К счастью, их век, как правило, недолог.

Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (ныне утратил силу) отражал такие вопросы, как:

— понятие и виды информационных ресурсов;

— пользование ими;

— производство информационных систем и технологий, их сертификация и др.;

— защита информации и прав субъектов в области информационных процессов.

Первые три группы вопросов имели скорее просветительский характер. Но, возможно, статьи, посвященные вопросам защиты, по информационности перекрывали все другие? Читаем ст. 23 Закона:

«Защита прав субъектов в сфере формирования информационных ресурсов, пользования информационными ресурсами, разработки, производства и применения информационных систем, технологий и средств их обеспечения осуществляется в целях предупреждения правонарушений, пресечения неправомерных действий, восстановления нарушенных прав и возмещения причиненного ущерба».

Это положение общей теории права, касающееся всех правонарушений. Читаем далее:

«Защита прав субъектов в указанной сфере осуществляется судом, арбитражным судом, третейским судом с учетом специфики правонарушений и нанесенного ущерба.

Третейский суд рассматривает конфликты и споры сторон в порядке, установленном законодательством о третейских судах».

Эти положения известны даже неюристам.

«За правонарушения при работе с документированной информацией органы государственной власти, организации и их должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации»

Какое законодательство здесь действует, принято ли оно? – То же самое повторялось в ст. 24, посвященной защите права на доступ к информации: она сплошь состояла из банальностей.

«I. Отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору поставки, купли-продажи, по другим формам обмена информационными ресурсами между организациями рассматриваются арбитражным судом.

Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба.

2. Суд рассматривает споры о необоснованном отнесении информации к категории информации с ограниченным доступом, иски о возмещении ущерба в случаях необоснованного отказа в предоставлении информации пользователям или в результате других нарушений прав пользователей

3. Руководители, другие служащие органов государственной власти, организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации и нарушении режима защиты информации, несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях».

Правовые аббревиатуры

Это сокращения словосочетаний, образованные из первых букв слов, в них входящих. Они активно употребляются в праве и это не случайно: аббревиатуры способствуют экономии текста и удобству произношения.

Существует несколько видов аббревиатур.

По внешней форме различают аббревиатуры:

  • состоящие из строчных букв (вуз, загс); они читаются по слогам и склоняются;
  • образованные из заглавных букв и представляющие собой сокращение имен собственных (УК РФ, АО);
  • смешанные, т.е. образованные из словосочетания, в состав которого входит однобуквенный союз или предлог, воспроизводимый строчной буквой (КоАП РФ).

По сфере применения аббревиатуры делятся:

  • на общепринятые, которые не требуют пояснений, поскольку широко распространены и не вызывают затруднений при их использовании в тексте и правоприменении (ГИБДД, МВД, СМИ);
  • специальные, т.е. имеющие узкое применение и понимаемые, как правило, специалистами без дополнительных пояснений (например, УПУ — устройство преграждающее управляемое, ЖК — Жилищный кодекс, СК — Семейный кодекс);
  • индивидуальные, т.е. имеющие еще более узкое распространение и предполагающие разъяснение даже для специалистов (ОМСУ — органы местного самоуправления, МРОТ — минимальный размер оплаты труда).

Перечислим правила использования аббревиатур.

Они должны:

  1. точно воспроизводить начальные буквы словосочетаний;
  2. не иметь двусмысленного характера;
  3. не быть труднопроизносимыми;
  4. быть благозвучными;
  5. расшифровываться в тексте.

Система языковых (лингвистических) средств нормативных актов ⇒

Стиль нормативных актов ⇒

Символические приемы ⇒

Источник: https://isfic.info/urteh/temrop54.htm

Общепринятые аббревиатуры юридических терминов

Правовые аббревиатуры

1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации – АПК РФ

2. Верховный Суд Российской Федерации – ВС РФ

3. Внешнеэкономическая деятельность – ВЭД

4. Всемирная торговая организация – ВТО

5. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации – ВАС РФ

6. Гражданский кодекс Российской Федерации – ГК РФ

7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации – ГПК РФ

8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях – КоАП РФ

9. Конституционный Суд Российской Федерации – КС РФ

10. Министерство внутренних дел Российской Федерации – МВД РФ

11. Министерство иностранных дел Российской Федерации – МИД РФ

12. Налоговый кодекс Российской Федерации – НК РФ

13. Организация объединенных наций – ООН

14. Органы местного самоуправления – органы МСУ

15. Российская Федерация – РФ

16. Семейный кодекс Российской Федерации – СК РФ

17. Собрание законодательства Российской Федерации – СЗ РФ

18. Таможенный кодекс Российской Федерации – ТК РФ

19. Трудовой кодекс Российской Федерации – ТК РФ

20. Уголовный кодекс Российской Федерации – УК РФ

21. Уголовный процессуальный кодекс Российской Федерации – УПК РФ

22. Федеральная налоговая служба Российской Федерации – ФНС РФ

23. Центральный Банк Российской Федерации – ЦБ РФ

Приложение 2.

Примерная тематика дипломных работ

Утверждена на заседании кафедры публичного права

протокол № 1 от 31.08.2009 г.

1. Конституционный процесс в России.

2. Источники конституционного права Российской Федерации.

3. Конституция Российской Федерации 1993 г.: основной источник российского права.

4. Основы конституционного строя Российской Федерации.

5. Конституционные основы гражданского общества.

6. Правовые основы гражданства Российской Федерации.

7. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина Российской Федерации.

8. Конституционная природа государственного устройства России.

9. Конституционная система государственных органов Российской Федерации.

10. Национальный суверенитет и его реализация в Российской Федерации.

11. Российское избирательное право и его развитие на современном этапе.

12. Теоретические и практические вопросы разделения властей в Российской Федерации.

13. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации.

14. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации.

15. Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации.

16. Судебная система Российской Федерации: проблемы функционирования.

17. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в обеспечении интересов частных и публичных субъектов.

18. Конституционные основы местного самоуправления России.

19. Органы государственной власти в субъектах Российской Федерации.

20. Правовые основы государственного управления на уровне федерального округа.

21. Проблемы развития науки теории государства и права в России.

22. Проблемы идеального государства.

23. Особенности Российской правовой системы и ее связь с правовыми системами мира.

24. Теория и практика формирования правового государства в России.

25. Право как мера свободы личности.

26. Причины правонарушений и меры борьбы с ними.

27. Влияние общества и государства на возникновение нормы права.

28. Право и мораль: современные проблемы соотношения.

29. Соотношение публичного и частного права в рамках законодательства Российской Федерации.

30. Проблемы систематизации нормативных актов.

31. Качество закона и законодательная техника.

32. Метод правового регулирования: понятие, сферы и пределы.

33. Юридические средства в механизме правового регулирования.

34. Проблемы эффективности правового регулирования.

35. Проблемы законности в современной России.

36. Правовой статус личности Российской Федерации.

37. Регулирование права собственности на средства массовой информации.

38. Проблемы возмещения вреда, причиненного при исполнении обязанностей государственной службы.

39. Проблемы возмещения вреда, причиненного вследствие врачебной ошибки.

40. Ипотечное кредитование в Российской Федерации в условиях рыночных отношений: плюсы и минусы.

41. Муниципальная собственность: проблемы распоряжения и порядок управления.

42. Профилактика детской безнадзорности и беспризорности.

43. Правовые формы пользования землею в свете современного законодательства.

44. История таможенного дела и таможенной политики России.

45. Проблемы эффективности юридической деятельности таможенных органов (на примере Саратовской таможни).

46. Соотношение таможенного и налогового законодательства в части установления и взимания таможенных платежей.

47. Таможенно-тарифное регулирование как метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности: правовые основы.

48. Назначение и особенности определения страны происхождения товаров в таможенном законодательстве.

49. Правовое регулирование таможенного оформления, проблемы его унификации.

50. Проблемы правового регулирования таможенного контроля.

51. Выпуск товаров в свободное обращение: правовая регламентация режима.

52. Особенности таможенного оформления подакцизных товаров.

53. «Околотаможенный бизнес» (правовое регулирование рынка таможенных услуг).

54. Государственное управление как один из видов социального управления: понятие, признаки, правовые основы.

55. Функционирование исполнительной власти в субъектах Российской Федерации.

56. Система и структура органов исполнительной власти: понятие, признаки, виды.

57. Система организации государственной власти в современных условиях.

58. Взаимодействие следователя при расследовании преступлений с таможенными органами.

59. «Психологические ловушки» и критерии их допустимости.

60. Особенности расследования преступлений, совершаемых на отдельных видах транспорта (водном, воздушном, железнодорожном).

61. Проблемные вопросы использования гипноза в раскрытии и расследовании преступлений.

62. Проблемы расследования и раскрытия убийств прошлых лет.

63. Расследование преступлений, связанных с торговлей людьми.

64. Торговля людьми: уголовно-правовой аспект.

65. Уголовное законодательство и перспективы его совершенствования.

66. Расследование преступлений, связанных с нарушением налогового законодательства в Российской Федерации.

67. Налоговое право в России: основные направления совершенствования.

68. Правовые основы регулирования налогового контроля в Российской Федерации.

69. Правовое регулирование региональных налогов.

70. Понятие и виды финансовых рисков, связанных с ценными бумагами.

71. Актуальные вопросы ответственности в финансовом праве.

72. Судебная защита прав и законных интересов налогоплательщика.

73. Защита интересов налогоплательщиков при осуществлении мероприятий налогового контроля.

74. Способы обеспечения налогового обязательства в налоговом праве.

75. Правовые основы регулирования Центральным банком Российской Федерации деятельности кредитных организаций.

76. Надзор и контроль Банка России за деятельностью кредитных организаций на валютном рынке.

77. Правовые основы банковского аудита.

78. Правовой режим договора банковского счета.

79. Правовые основы банковского надзора в Российской Федерации,

80. Проблемы становления современной банковской системы в России.

81. Правовое регулирование безналичных расчетов в Российской Федерации.

Приложение 3.

Источник: https://lectmania.ru/1xc02b.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.