Постоянный публичный сервитут на земельный участок

Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок

Постоянный публичный сервитут на земельный участок

Одним из видов обременений земельного участка выступает публичный сервитут. Это право на использование чужой земли, которое устанавливается государством. Цель установления сервитута заключается в том, чтобы облегчить пользование землей третьим лицам.

Формы и регулирование вопроса

Юридическим основанием сервитута выступает ГК РФ, в частности, ст. 272-277. Зачем на землю устанавливается обременение? С целью того, чтобы обеспечить третьим лицам проход, проезд через участок. Кроме того, для обслуживания коммуникаций, если иным способом пройти на территорию невозможно, кроме как через чужой надел.

Сервитут существует в двух формах:

  1. Простой или частный. Означает соглашение, которые заключено по предмету использования участка собственника.
  2. Публичный: в качестве стороны соглашения выступают государственные органы, которые занимаются обеспечением прав населения.

Каждая из вышеназванных форм имеет свои особенности.

Публичный сервитут

В правоотношении принимают участие органы государственной власти. В основном, вопросом занимаются местные органы, в чьем ведении находится земельный надел. Публичный сервитут можно оформить только после проведения слушаний, на основании юридического документа, изданного местными органами власти. Обременение налагается со строго определенными целями:

  • свободный проход (проезд) на участок земли;
  • обеспечение бесперебойной работы по монтажу, ремонту оборудования, коммуникаций;
  • водопой животных;
  • регулярный забор воды;
  • прогон животных на пастбище, водопой;
  • проведение дренажных мероприятий;
  • проезд к сенокосным землям в определенные сезоны;
  • свободный допуск с береговой линии водоемов;
  • сбор ягод на лесных угодьях;
  • рыбная ловля в водоемах.

В ряде случаев наложенное ограничение делает невозможным для собственника использовать свои угодья по прямому назначению.

В этой ситуации он вправе потребовать от местной администрации выкупа земельного надела, а также компенсации убытков, понесенных им за время использования земли.

Действие собственника правомерно, если он не смог из-за обременения использовать земельный надел по назначению, следовательно, не получил ожидаемого дохода.

Оплата публичного сервитута

Статья 39.46 ЗК РФ устанавливает обязанность вносить плату за сервитут. Это общее правило, из которого могут быть исключения. Закон разрешает в виде компенсации определять единовременные или периодические платежи.

Оплата публичного сервитута в отношении земельных угодий, владельцами которых выступают органы государственной власти, без их обременения со стороны третьих лиц, происходит единым платежом не позже полугода со дня принятия решения об установлении ограничения.

Его размер устанавливается пропорционально габаритам земельного надела.

Плата за сервитут устанавливается в % отношении. Базой, от которой следует отталкиваться, выступает кадастровая цена угодья. В частности – 0,01 % от его стоимости. Проценты могут быть снижены, если срок ограничения существует более 3 лет.

Безвозмездный сервитут

Обременение на участок, наложенное в публичной форме, может быть безвозмездным. На это существует несколько оснований. ЗК РФ отсылает к подпунктам ст. 39.37:

  1. П.п. 3 – размещение объектов, которые обеспечивают жизнедеятельность инфраструктуры, благополучие населения (например, прокладка линий связи, водопровод и т.д.).
  2. Устройство автомобильных дорог, трасс.
  3. Размещение путей железнодорожного сообщения.
  4. Подключение инженерных сетей и т.д.

Таким образом, безвозмездное использование ограничения возможно, если его установление обеспечивает жизнедеятельность жизненно важных технических объектов, во имя благополучия граждан.

Как устанавливается

Если инициатива исходит от органов власти, то необходимо издание НПА. Именно этот юридический документ является основанием к ограничению: его текст устанавливает причины, по которым произошло обременение.

В ряде случаев о необходимости введения на земельный надел ограничения ходатайствуют собственники, их соседи, а также третьи лица.

В этом случае местный орган власти также обязан издать НПА, он делает это в интересах лиц, которые находятся в худшем положении по отношению ко всем иным, участвующим в этом вопросе.

Публичное ограничение устанавливается в четком соответствии с законом. Это означает, что необходимы основания, указанные в ЗК РФ.

НПА, который издается властями, может быть федерального, регионального, муниципального уровня. В тексте правового документа указывается следующая информация:

  • цели установления ограничения;
  • длительность его формирования;
  • сведения о компенсации владельцу земельным наделом.

Запрет на ограничение

В ряде ситуаций сервитут устанавливать нельзя. Эти цели перечислены в законе. В частности:

  • установление ограничения на территории, предназначенной для обеспечения безопасности российского государства;
  • возведение на земельном угодье объекта строительства, предназначенного для потребностей населения или предприятий;
  • использование земли для возведения предприятия, которое действует на бессрочной основе: ограничение не позволит собственнику распоряжаться наделом и работать на нем;
  • применение земельного надела в качестве полигона, служащего утилизации отходов, как бытового, так и промышленного назначения (даже при условии того, что в данной местности отсутствует территория, пригодная для этих мероприятий).

Пакет документов на установление публичного сервитута

Каждый юридический процесс сопровождается подготовкой, сбором и передачей определенных бумаг, имеющих правовую ценность Случай с сервитутом не является исключением из правил.

  1. Заявление, поданное от имени заинтересованных лиц. Решение уполномоченных органов власти, в котором они выражают согласие и желание применить определенную территорию для сервитута.
  2. Документ, содержащий информацию о том, зачем устанавливается ограничение, каковы цели этого действия (в том случае, если обременение – это инициатива органов власти и управления).
  3. Документ, который отражает сведения о проведенных публичных слушаниях.
  4. Протокол их ведения с тщательным описанием слушаний.
  5. НПА, который вынесен и издан по итогам проведения слушаний. В нем обязательно указывается информация о целях установления ограничения, сроках.

Если ограничение устанавливается по инициативе заинтересованных лиц, то к пакету документов прибавляются следующие бумаги:

  1. Кадастровый паспорт земельного участка, местности, где он находится (в случае, если обременение устанавливается по инициативе собственников и других заинтересованных лиц).
  2. Обоснование целей установления ограничения, доказательства того, что другими методами нельзя достичь задач, связанных с развитием и благоустройством участка земли.
  3. Расчет примерной цены установленного ограничения.
  4. Документ, который является доказательством факта публичных слушаний.

Перечисленные документы обязательно должны быть подготовлены заинтересованными лицами. После этого, они передаются в местный орган власти. Чиновники рассматривают заявку. Если в документах не обнаруживаются ошибки, назначаются публичные слушания. Об этом оповещаются все лица, заинтересованные в скорейшем разрешении спорного вопроса.

В ходе слушаний составляется протокол. Именно этот документ служит основанием к изданию НПА, который установит публичный сервитут.

Основным документом в списке выступает заявление. Его может написать человек, заинтересованный в сервитуте. Кроме того, закон не запрещает, чтобы заявление было коллективным. В его тексте в обязательном порядке прописываются цели, преследуемые при установлении сервитута.

А также доказательства того, что этих задач невозможно решить, если ограничение не будет установлено. В тексте заявления заинтересованные лица обязаны указать сведения об участке. Прежде всего, интересует его кадастровый номер, площадь и населенный пункт, где он располагается.

Прочитали, но все равно не разобрались?

Воспользуйтесь бесплатной юридической консультацией!

Помощь юриста

Источник: https://prozemlu.ru/kak-ustanavlivaetsya-publichnyj-servitut-na-zemelnyj-uchastok/

Юридическое бюро Юрьева – Публичный сервитут

Постоянный публичный сервитут на земельный участок

Действующее законодательство определяет земельный сервитут как право ограниченного пользования чужим земельным участком (ст. 23 Земельного кодекса РФ, ст. 274 Гражданского кодекса РФ).

При этом различают публичный и частный сервитут, срочный и постоянный сервитут.

Публичный сервитут устанавливается для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Публичные сервитуты могут устанавливаться для следующих целей:

1) прохода или проезда через земельный участок;

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

8) использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;

9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

10) свободного доступа к прибрежной полосе.

В отличие от частного сервитута, который устанавливается по соглашению сторон или по судебному решению публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

В литературе можно встретить следующее выделение признаков публичного сервитута:

1. устанавливается для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, т.е. по сути, для обеспечения некоего публичного интереса;

2. устанавливается нормативно правовым актом;

3. устанавливается с учетом результатов общественных слушаний.

 Зачем нужен публичный сервитут?

Публичный сервитут устанавливается:

  1. одновременно с принятием решения о предоставлении земельного участка в собственность (постоянное бессрочное пользование, аренду);

  2. после момента предоставления участка в собственность

 Как установить публичный сервитут?

Для установления публичного сервитута необходимо пройти несколько этапов. Среди этапов установления публичного сервитута в юридической литературе различают:

  1. Подача заявления об установлении публичного земельного сервитута;

  2. Рассмотрение заявления органом государственной власти (местного самоуправления) и назначение общественных слушаний;

  3. Организация и проведение общественных слушаний, принятие решения по итогам общественного слушания;

  4. Решение органа государственной власти (местного самоуправления) об установлении публичного сервитута;

  5. Государственная регистрация публичного сервитута.

Разберем каждый этап и определим не только последовательность действий и особенности каждого этапа установления публичного сервитута:

I. Подача заявления об установлении публичного земельного сервитута

Среди лиц, имеющих право на подачу заявления об установлении публичного сервитута, выделяют граждан, юридические лица, государственные органы и органы местного самоуправления.

Каждый из перечисленных субъектов имеет возможность обратиться с заявлением об установлении публичного сервитута.

Например, интересы членов садоводческих товариществ можно приравнять к интересам местного населения.

Конституционный Суд РФ признал не соответствующим Конституции нормы Федерального закона “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан”, которые запрещали регистрацию граждан в жилом строении, возведенном на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства. В его Постановлении от 14 апреля 2008 г.

этот запрет признан неконституционным “в той части, в какой ею ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов”.

Принимая во внимание Постановление Конституционного суда РФ и учитывая возможность регистрации членов СНТ в садоводческом товариществе, можно утверждать, что члены СНТ приравнены к местному населению.

Публичный сервитут устанавливается, в том числе в интересах местного населения (ст. 23 ЗК РФ). Следовательно, в интересах членов СНТ возможно установление публичного сервитута.

Одним из нерешенных вопросов на законодательном уровне вопросов остается вопрос о том, куда или в какой орган необходимо обратиться с заявлением об установлении публичного сервитута.

Пробел существует и в определении, каким органом власти (федеральным, субъекта Российской Федерации или местного самоуправления) устанавливается публичный сервитут.

Полагаем, что данная проблема должна решаться на законодательном уровне.

Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение федеральных нормативных актов и актов субъектов РФ в области земельных правоотношений органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Полагаем, что вопрос о компетенции органа власти и о том, каким именно органом власти устанавливается земельный сервитут, должен на законодательном уровне субъекта РФ и устанавливаться нормативным актом субъекта РФ или органа местного самоуправления в зависимости от принадлежности земельного участка, на котором устанавливается земельный сервитут.

Источник: http://juryev.ru/grazhdanskoe-pravo/191-publichnyi-servitut

Что такое сервитут земельного участка

Постоянный публичный сервитут на земельный участок

15.01.2021 00:00

Сервитутом земельного участка называется специальное обременение, налагаемое на него в пользу третьего лица. Он действует все время существования права собственности юридического или физического лица на эту землю. Причин установления сервитута (передачи права ограниченного пользования третьему лицу) может быть несколько.

1.    Владелец смежного участка не может попасть на свой иным путем, кроме как через близлежащий. Такие проблемы чаще всего возникают из-за ландшафтных особенностей местности, но препятствием могут выступать и капитальные здания различного назначения и форм собственности.

2.    Существующая схема инженерных сетей не позволяет подключать строения к электричеству, водопроводу, канализации или газовым магистралям в обход смежного участка. Выход из сложной ситуации один – прокладывать траншеи или воздушные линии по земле другого собственника.

3.    На приватизированном участке располагаются родники, ручей или иной объект, имеющий право общего пользования на законных основаниях.

Перечень возможных ситуаций и правовые пути урегулирования проблем регламентируются нормативными актами РФ (п. 1. ст. 274 ГК и п. 1 ст. 23 ЗК). Обременение сервитутом не создает препятствий владельцу пользоваться земельным участком по своему усмотрению.

Кроме того, он получает законное право требовать от лиц, в интересах которых устанавливается сервитут, выплачивать ему определенное финансовое возмещение. Размеры устанавливаются по договоренности или в судебном порядке.

Обременение может фиксироваться в добровольном порядке по соглашению сторон, по решению суда или органов власти.

Разновидности сервитутов

Классификация отношений собственников участков земли и третьих лиц, в пользу которых выполняются описанные юридические действия, даны в ст. 274 Гражданского Кодекса РФ и ст. 23. Земельного Кодекса РФ. Отношения классифицируются по времени и праву пользования.

По периоду пользования (действия)

Может быть срочным и постоянным. Первый вариант используется только на определенное время, необходимое для решения проблемы. Оформляется на указанный срок, по его завершении право пользования землей автоматически снимается.

Такой вид сервитутов применяются на период прокладки временных дорог, разовой транспортировки различных грузов и т. д. Второй вариант (постоянный) не имеет ограничений по времени и аннулируется только в случае нарушения условий, прописанных в документах.

Чаще всего применяется для прокладки инженерных сетей, но есть варианты обеспечения доступа к геодезическим объектам.

По праву пользования

Устанавливаются в пользу конкретного лица или организации, соглашение делается между владельцем участка и вторым участником (частный сервитут) или в пользу государства, органов самоуправления или группы лиц (публичный сервитут).

Владелец участка имеет право требовать оплату за пользование и возмещение ущерба за ухудшение первоначальных характеристик участка, по согласию принимается безвозмездный вариант.

В случае наличия неразрешимых споров окончательное решение принимается судебными инстанциями.

Условия публичного сервитута прописаны в п. 2 ст. 23 ЗК РФ и п. 4. ст. 23 ЗК РФ. Часто встречаются ситуации, когда такие ограничения существенно ухудшают использование земельного надела. Соразмерную оплату должны делать органы местного управления, как правило, по времени она не ограничивается.

Публичные сервитуты разрешается устанавливать только после проведения общественных слушаний по данному вопросу, заключение договора решает задачи с проездами или проходами к местам общего пользования – сенокосам, водным источникам, прибрежным полосам и т. д.

Могут быть городскими (для жителей населенных пунктов), лесными (для общего пользования лесными массивами) и водными.

Вне зависимости от вида соглашения все документы должны регистрироваться в ЕГРН. Право сервитута в обязательном порядке автоматически сохраняется при разделе одного земельного участка на несколько, замене собственника или изменении назначения земли.

Предмет соглашения

Невыполнение нормативных требований при заключении соглашения делает документ ничтожным. Рекомендации прописаны в п.1 ст. 39.25 ЗК РФ, главное требование – четко выделить право пользования участком третьим лицом (сервитут). Кроме того, в документе должны быть следующие сведения:

•    кадастровый и учетный (при наличии) номер участка, по которому предусматриваются указанные права;•    полные сведения о сторонах сделки;•    срок действия сервитута и цели подписания соглашения;

•    права и обязанности сторон, размер и периодичность оплаты.

Рекомендуется предусматривать дополнительные условия, в частности, обязанность одной из сторон провести рекультивацию земель после окончания срока временного пользования.

Алгоритм заключения сделки

Конкретные действия зависят от типа сервитута, частные более простые, публичные требуют больше времени.

Заключение частного сервитута

При первой встрече сторон инициатор рассказывает владельцу земли о причинах сервитута. Они пытаются совместно решить проблемы иными путями, при невозможности заключения устной сделки принимается решение об оформлении сервитута. Предложения оформляются в письменном виде.

Если стороны сумели достичь согласия по всем вопросам, то заключается договор установленного образца, прописываются права и обязанности каждого.

Договор регистрируется в государственных органах по заявлению владельца земельного участка, сторон соглашения или на основании решения суда по требованию пристава-исполнителя.

Физические лица уплачивают пошлину в размере 1500 руб., физические в размере 6000 руб.

Прекращение действия сервитута

Существует несколько ситуаций, при которых действие документа можно прекратить до окончания ранее подписанного срока. В каждом случае надо принимать взвешенные решения и учитывать, что такие действие чаще всего оспариваются в судебном порядке. Для удовлетворительного решения следует во время заседания суда представлять убедительные факты.

1.    Субъект договора не соблюдает ранее установленные ограничения по целевому использованию земель. Начинает строительные работы, использует их для сельхозпроизводства и т. д.2.    Объект, который был причиной сервитута, перестал существовать. Здание снесено, дороги списаны с баланса, водные объекты пересохли.3.

    Объект по тем или иным причинам переведен в пользование государства или муниципалитетов. Должно быть специальное решение с обоснованием таких действий, если они не имеют ограниченного доступа по причинам госбезопасности.4.    Инициатор сервитута смог купить данный участок земли. Оформление и регистрация должны делаться только с соблюдением существующего законодательства.5.

    Уполномоченные органы в установленном порядке отменили ранее принятое решение.

6.    Владелец земли или субъект сервитута умерли или срок действия документа исчерпан.

Практические советы

Для минимизации рисков появления неприятных ситуаций во время заключения договора следует иметь в виду следующие нюансы.

1.    Если обременяемый земельный участок находится в собственности у нескольких лиц, то давать соглашение и подписывать договор должно каждое.2.

    Если ограничение касаются значительной части земли, то регистрация договора делается одновременно с регистрацией в государственном кадастровом учете на основании представленного межевого плана на новообразованный участок. Исключение – период действия сервитута не превышает трех лет.3.

    Требования сервитута удастся отклонить, если существуют сомнения в его разумности и целесообразности.4.    Сервитут должен быть минимально обременительным для владельца земельного участка. В противном случае решение суда обяжет пересмотреть условия или полностью отменит заключенный договор.

5.    При решении спорных вопросов рекомендуется на добровольной основе привлекать владельцев соседних земельных участков. Часто удается по согласию решать проблемы с тремя участниками, при этом каждый получает свою выгоду.

Чем точнее соблюдаются существующие нормативные требования, тем меньше времени и усилий приходится терять для устранения серьезных проблем в дальнейшем.

Дополнительная информация по теме:

Как узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости

Какие сведения о земельном участке можно узнать по кадастровому номеру

Получение градостроительного плана земельного участка

Источник: https://kadastr-plan.ru/poleznaya-informatsiya/chto-takoe-servitut-zemelnogo-uchastka-i-kak-ego-oformit

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.