Освобождение от должности нотариуса

Порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса

Освобождение от должности нотариуса

Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 2010 г. N 16190

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 23 декабря 2009 г. N 430

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА

УЧРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ДОЛЖНОСТИ НОТАРИУСА

В соответствии со статьей 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст.

357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 27, ст. 2717; 2006, N 27, ст. 2881; 2007, N 1, ст. 21; N 27, ст. 3213; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084; 2008, N 52, ст.

6236; 2009, N 1, ст. 14; 20; N 29, ст. 3642):

Утверждаю прилагаемый Порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса.

Министр

А.В.КОНОВАЛОВ

Утвержден

решением Правления

Федеральной нотариальной палаты

от 28 августа 2009 г.

Утвержден

Приказом Министерства юстиции

Российской Федерации

от 23.12.2009 N 430

ПОРЯДОК

УЧРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ДОЛЖНОСТИ НОТАРИУСА

  1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 27, ст. 2717; 2006, N 27, ст. 2881; 2007, N 1, ст. 21; N 27, ст. 3213; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084; 2008, N 52, ст.

    6236; 2009, N 1, ст. 14; 20; N 29, ст. 3642).

  2. Решение об учреждении и ликвидации должности нотариуса принимается территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации (далее — территориальный орган) по согласованию с нотариальной палатой в субъекте Российской Федерации (далее — нотариальная палата) в рамках установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации количества должностей нотариусов в нотариальном округе.

    Решение об учреждении или ликвидации должности нотариуса оформляется приказом территориального органа.

  3. Приказом территориального органа об учреждении или ликвидации должностей нотариусов в соответствии с частью второй статьи 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате учреждаются или ликвидируются должности нотариусов, занимающихся частной практикой, и (или) нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе.
  4. Приказ территориального органа об учреждении или ликвидации должности нотариуса издается в пятнадцатидневный срок после:

    а) принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении количества должностей нотариусов в нотариальном округе;

    б) издания территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации в установленном порядке приказа о переводе нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, на должность нотариуса, занимающегося частной практикой.

    С этой целью территориальным органом или нотариальной палатой незамедлительно инициируется принятие решения об учреждении или ликвидации должности нотариуса.

  5. Решение о ликвидации должности нотариуса может быть принято только в отношении вакантной должности нотариуса.

    Решение об учреждении должности нотариуса в государственной нотариальной конторе возможно только при наличии на территории субъекта Российской Федерации государственной нотариальной конторы. Приказ об учреждении должности нотариуса в государственной нотариальной конторе должен быть согласован с органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

  6. При наступлении обстоятельства, указанного в подпункте «б» пункта 4 настоящего Порядка, принимается решение о ликвидации должности нотариуса в государственной нотариальной конторе и об учреждении должности нотариуса, занимающегося частной практикой, которое оформляется приказом территориального органа.
  7. В приказе территориального органа об учреждении или ликвидации должности нотариуса указываются:основание принятия решения об учреждении или ликвидации должности нотариуса;наименование нотариального округа, в котором учреждаются или ликвидируются должности нотариуса.
  8. Приказ территориального органа об учреждении должности нотариуса, принятый в соответствии с подпунктом «а» пункта 4 настоящего Порядка, является основанием для издания распоряжения территориального органа об объявлении конкурса на замещение вакантной должности нотариуса.

Произошла ошибка повторите попытку позже.

Функционал находится в разработке, покупка журналов будет доступна в ближайшее время.

Московская городская нотариальная палата является некоммерческой организацией, созданной в 1993 году в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, и представляет собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов города Москвы.

Московская городская нотариальная палата является членом Федеральной нотариальной палаты.

Палата возглавляется президентом, а текущее руководство осуществляется управляющим делами.

Высшим органом палаты является собрание ее членов. В период между собраниями руководство палатой осуществляет правление палаты.

Источник: https://77.notariat.ru/ru-ru/help/kak-stat-notariusom/naznachenie-na-dolzhnost-notariusa-konkurs/konkurs-akty/konkurs-akty-poryadok-doljnosti-notariusa/

Нотариат в России

Освобождение от должности нотариуса

Для нотариусов в зависимости от того, работают ли они в государственных нотариальных конторах или занимаются частной практикой, установлен различный порядок прекращения их полномочий.

По правилу ч. 4 ст. 12 Основ законодательства о нотариате полномочия нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, прекращаются путем его увольнения с работы. Увольнение такого нотариуса производится в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации о труде.

Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, в случае его осуждения за совершение преступления, связанного с профессиональной деятельностью, по приговору суда может быть лишен права заниматься нотариальной деятельностью на срок от одного года до пяти лет в качестве основного наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного наказания.

Специальный порядок прекращения полномочий установлен в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой. Такие нотариусы либо слагают полномочия по собственному желанию, либо освобождаются от полномочий на основании решения суда о лишении права нотариальной деятельности.

Нотариус, занимающийся частной практикой, по правилам, закрепленным в ч. 5 ст. 12 Основ, может быть освобожден от полномочий на основании решения суда в случаях:

  • осуждения его за совершение умышленного преступления — после вступления приговора в законную силу;
  • ограничения дееспособности или признания недееспособным в установленном законом порядке;
  • по ходатайству нотариальной палаты, которое может быть подано в суд при наличии предусмотренных законом оснований.

В качестве оснований для направления нотариальной палатой в суд ходатайства о лишении нотариуса права нотариальной деятельности в п. 3 ч. 5 ст. 12 Основ предусмотрены:

  • неоднократное совершение дисциплинарных проступков;
  • нарушение законодательства;
  • невозможность исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения);
  • другие установленные законодательными актами Российской Федерации случаи.

С ходатайством о лишении нотариуса права нотариальной деятельности в суд от имени нотариальной палаты, членом которой является этот нотариус, обращается правление нотариальной палаты. Однако такое ходатайство может быть подано в суд только после принятия правлением соответствующего решения.

При принятии решения об обращении в суд с ходатайством о лишении нотариуса права нотариальной деятельности за неоднократное совершение дисциплинарных проступков правление должно проверить, был ли соблюден при наложении дисциплинарных взысканий предусмотренный уставом палаты и Профессиональным кодексом нотариусов Российской Федерации порядок их наложения:

  • были ли истребованы от нотариуса письменные объяснения;
  • был ли нотариус своевременно извещен о дне и времени рассмотрения дела о его дисциплинарной ответственности;
  • были ли соблюдены сроки, установленные для применения дисциплинарных взысканий (не позднее двух месяцев со дня обнаружения дисциплинарного проступка); и т.д.

Нередко правления нотариальных палат принимают решения об обращении в суд с ходатайством о лишении нотариуса права нотариальной деятельности, когда к ним поступают представления судебных, прокурорских, следственных органов о нарушениях нотариусами действующего законодательства. При этом ходатайство о лишении нотариуса полномочий может быть направлено в суд и за однократное нарушение законодательства.

Например, нотариус Московской городской нотариальной палаты по решению Хорошевского межмуниципального суда Москвы был лишен права нотариальной деятельности за нотариальное удостоверение доверенности от имени лица, которое за совершением этого нотариального действия к нотариусу не обращалось. Нотариус Московской области в г. был лишен права нотариальной деятельности за совершение нотариальных действий в Московском городском нотариальном округе.

По правилу ч. 2 ст.

17 Основ законодательства о нотариате деятельность нотариуса, занимающегося частной практикой, может быть прекращена судом и по представлению должностных лиц органов юстиции, налоговых органов, либо самих этих органов, осуществляющих контроль за деятельностью нотариусов. Однако эти должностные лица либо органы могут направить представление в суд только в случае совершения нотариусом действий, противоречащих законодательству Российской Федерации.

Источник: https://isfic.info/notariat/rotin77.htm

Освобождение от должности нотариуса

Освобождение от должности нотариуса

137.Предельный возраст для работы нотариусом.По общему правилу нотариус назначается на свою должность пожизненно, хотя есть государства, где установлен специальный возрастной потолок.

Например, во Франции в восточных департаментах (Эльзас-Мозель) имеется возрастной предел для осуществления профессиональной деятельности – 70 лет*. В России предельный возраст для пребывания в должности нотариуса не установлен.

* См.: Ягр Ж., Пиепу Ж.-Ф. Указ. соч. С. 66.

138.Порядок освобождения нотариусовот должности может быть связан с разными основаниями:

• во-первых, собственным желанием нотариуса, например в связи с уходом на пенсию, при перемене работы;

• во-вторых, причинами дисциплинарного характера, когда нотариус допускает нарушения различной степени тяжести, в связи с чем ставится вопрос о его освобождении от должности. Как пишет Р.

Никлаус, можно выделить две основные группы стран латинского нотариата в зависимости от того, кто вправе принимать решение в связи с правонарушениями нотариусов – либо такое решение принимается министерством юстиции, либо обычными судами*.

* См.: Никлаус Р. Указ. соч. С. 63.

Например, прекращение деятельности нотариуса во Франции вследствие невозможности нормального осуществления профессиональной деятельности или неспособности к ней, которая должна быть установлена трибуналом большой инстанции*.

* См.: Ягр Ж., Пиепу Ж.-Ф. Указ. соч. С. 67, 106.

139. – Порядок освобождения от должности нотариуса в России в отношении государственных нотариусов и нотариусов, занимающихся частной практикой, различен. Согласно ч. 4 ст. 12 Основ увольнение нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе,производится в соответствии с законодательством о труде.

Нотариус, занимающийся частной практикой,слагает полномочия по собственному желанию либо освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности в случаях:

1) осуждения его за совершение умышленного преступления – после вступления приговора в законную силу;

2) ограничения дееспособности или признания недееспособным в установленном законом порядке – вступившим в законную силу, решением суда общей юрисдикции;

3) по ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства, а также в случае невозможности исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения) и в других случаях, предусмотренных законодательными актами РФ.

Орган юстиции совместно с нотариальной палатой принимает решение о передаче документов, хранящихся у нотариуса, чьи полномочия прекращаются, другому нотариусу.

Таким образом, если в отношении государственных нотариусов действует общий режим увольнения, установленный Трудовым кодексом РФ, то для освобождения от полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, необходим только вступивший в законную силу судебный акт – приговор или решение суда общей юрисдикции, вынесенные по определенным законом фактическим ситуациям.

140.Освобождение от полномочий нотариусасогласно ст.

12 Основ при осуждении за совершение умышленного преступления не связывается с определенным составом преступления, например при исполнении обязанностей нотариуса.

Поэтому по смыслу данного правила основанием для освобождения от полномочий нотариуса будет практически любой приговор суда, вынесенный за совершение умышленного преступления.

В практике Свердловской области нотариус был вынужден сложить свои полномочия в связи с тем, что уголовное дело в его отношении было прекращено судом в уголовном судопроизводстве в связи амнистией, т. е. по нереабилитирующему основанию. Поскольку нотариус не обжаловал такое постановление суда, то тем самым он фактически признал свою вину в совершении уголовного преступления.

141. – Ограничение дееспособности или признание недееспособным производится в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 29, 30 ГК и гл. 31 ГПК.

Освобождение от полномочий нотариуса возможно по иску как нотариальной палаты*, так и должностных лиц и органов, указанных в гл. VII Основ. Речь идет об органах, уполномоченных на осуществление контроля за деятельностью нотариусов, в частности налоговых органов в случае нарушения нотариусом правил налогового законодательства при уплате налогов.

* Используемый в п. 3 ч. 5 ст. 12 Основ термин «ходатайство нотариальной палаты» неудачен и не соответствует действующему гражданскому процессуальному законодательству, поскольку согласно правилам ст.

131 ГПК судопроизводство возбуждается путем подачи искового заявления. Ошибочна по этим же причинам терминология ч. 2 ст.

17 Основ, предусматривающая прекращение деятельности нотариуса по представлению должностных лиц и органов, указанных в гл. VII Основ.

Освобождение от полномочий нотариуса может быть произведено как по уважительным причинам (невозможность исполнения профессиональных обязанностей по состоянию здоровья), так и по неуважительным причинам (за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства).

142. – В практике работы нотариальных палат в основном обращение с иском к нотариусу о лишении права нотариальной деятельности связывалось с нарушениями, выявленными при проверках профессиональной деятельности и правил нотариального делопроизводства, отдельными грубыми нарушениями законодательства.

Пример 1.Всудебной практике в качестве таких нарушений рассматривались одновременная параллельная работа нотариуса и лица, его замещающего, что по смыслу нотариального законодательства недопустимо; однократное грубое нарушение правил нотариального производства (например, удостоверение доверенности в отсутствие доверителя)* и т. д.

* См. пример такого дела: Нотариус. 1997. № 2. С. 53—56.

Пример 2.

В другом случае причиной обращения были грубые ошибки нотариуса: не соблюдалась последовательность нумерации в реестре нотариальных действий, имели место пропуски номеров; ряд нотариальных действий не были внесены в реестр, а записи сделаны на отдельных листах, которые не пронумерованы и не прошнурованы; не соблюдались права несовершеннолетних лиц, поскольку некоторые сделки удостоверялись без согласия органов опеки и попечительства. При этом нотариус ссылался на то, что он работал менее одного года, в связи с чем не имел достаточного опыта, а также к нему ранее не применялись меры дисциплинарного или общественного воздействия. Однако суд не согласился с такими возражениями, указав, что ст. 34 Основ, устанавливающая правило о проверке нотариуса через год после наделения его полномочиями, определяет правила организации контроля, а не сами условия, при которых не допускается лишение нотариуса его полномочий. Кроме того, Основы не устанавливают обязательности предварительного досудебного применения мер воздействия к нотариусу перед обращением в суд*.

* См.: Глянцев В. Споры, связанные с нотариальной деятельностью // Нотариальный вестник. 1997. № 4. С. 31; Лесницкая Л. Некоторые вопросы нотариата в судебной практике // Нотариальный вестник. 1999. № 1—2. С. 41.

Пример 3.Вдругом деле нотариус также ссылалась на недостаточность опыта работы. Однако суд указал, что сам факт наличия лицензии предполагает наличие необходимых знаний.

Кроме того, нотариус ссылалась на то обстоятельство, что она нарушила в своей деятельности не закон, а Инструкцию по делопроизводству.

Суд отметил в связи с этим, что в данной Инструкции разъясняется порядок применения законодательства, в связи с чем она обязательна для применения*.

* См.: Глянцев В. Споры, связанные с нотариальнойдеятельностью // Нотариальный вестник. 1997. № 4. С. 31—32.

В целом ведение дел о лишении права нотариальной деятельности является достаточно длительным и сложным, порой суды по-разному оценивают результаты проверок нотариусов и доводы нотариальной палаты как истца*.

Существенное значение имеет обоснованность заявленных требований, а также соблюдение формальной процедуры возбуждения дела, в частности решение вопроса о возбуждении дела в суде компетентным органом нотариальной палаты – правлением либо общим собранием палаты в зависимости от варианта решения вопроса в уставе палаты.

* См. пример: Евдокимова Е. Ох, непросто уволить нотариуса. Судебное дело Н.В.Кувшиновой // Нотариальный вестник. 1999. № 11 – 12. С. 77—79.

143. –Согласно ст. 41 ГПК РСФСР 1964 г. прокурорбыл вправе возбудить любое гражданское дело, в том числе обратиться с заявлением и по основаниям, предусмотренным ч. 5 ст.

12 Основ. Новый ГПК сузил основания для обращения прокурора в суд, поэтому возникает вопрос, может ли теперь прокурор по ст. 45 ГПК обратиться в суд с заявлением о лишении права нотариальной деятельности.

Полагаем, что ответ, скорее всего, будет утвердительным, поскольку согласно ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

При подаче заявления о лишении права нотариальной деятельности прокурор защищает права как граждан, так и неопределенного круга лиц от нарушений со стороны нотариуса, не соблюдающего требования законодательства.

Вместе с тем на прокуроре лежит обязанность по доказыванию обоснованности его требований, поэтому, поскольку основные доказательства находятся в распоряжении соответствующей нотариальной палаты, более целесообразным является возбуждение таких дел данными органами нотариального самоуправления.

Источник: https://studopedia.ru/4_99146_osvobozhdenie-ot-dolzhnosti-notariusa.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.