Основополагающие принципы предпринимательского права закреплены в

Основные принципы предпринимательского права: российского и общемирового

Основополагающие принципы предпринимательского права закреплены в

Принципы права — это постепенно сложившиеся нормы и правила, действующие в правовом поле и распространяющиеся на всех субъектов права; фундаментальные идеи, определяющие направление и механизм деятельности правового регулирования. Принципы права могут быть закреплены в законодательных актах, а могут только подразумеваться и логическим путём вытекать из совокупности правовых норм, носящих единый характер.

Основные положения предпринимательского права

Российское предпринимательское право базируется на определённых правовых принципах. Некоторые из них носят общий характер, свойственный всем областям права, другие же специфичны и отражают процессы, присущие именно этой правовой области.

Предпринимательское право — довольно специфическая отрасль права, чьи нормы в значительной степени подчиняются не только социальным традициям, но и требованиям государственной экономики, имеющей рыночную форму отношений.

И хотя не существует какого-либо специального свода законов, «предпринимательского кодекса», можно утверждать, что, опираясь на положения гражданского права и взаимодействуя с ними, предпринимательское право развилось в отдельную самостоятельную правовую сферу.

Многообразие форм и направлений предпринимательства в РФ позволяет каждому выбрать дело по душе

Как и другие отрасли, предпринимательское право выполняет регулятивную, охранную, превентивную (предупредительную) и даже воспитательную функцию.

Свобода предпринимательства

Принцип свободы предпринимательства сформулирован в Конституции РФ и гарантирует право каждого гражданина осуществлять предпринимательскую деятельность, пользуясь своими знаниями, навыками и ресурсами (имуществом). Вместе с тем свобода торговли и производства не безгранична.

Существуют товары и услуги, запрещённые к обороту, а производство и продажа некоторых продуктов требует обязательного лицензирования (например, оказание медицинских услуг). Таким образом, свобода предпринимательства олицетворяет кредо «разрешено всё, что не запрещено законом».

Государство РФ заинтересовано в развитии экономики

Понятие «свобода экономической деятельности» объединяет несколько узконаправленных принципов.

Свобода договора

Договоры и договорные отношения — это неотъемлемый инструмент предпринимательской деятельности, существующей в условиях рыночной экономики. Целью заключения договора является гарантия защиты интересов всех участвующих в сделке партнёров.

Принцип свободы договора включает в себя следующие понятия:

  1. Свобода заключения договора. Общие правила не допускают принудительного вступления в договорные отношения. Все исключения из этого правила прямо предусмотрены законодательством: публичный договор (розничная торговля, коммунальные услуги) или принятое на себя ранее обязательство по заключению договора. Любопытно, что в советский период понятия «свобода заключения договора» не было. Частное предпринимательство запрещалось, а плановая экономика вменяла организациям в обязанность обеспечить выполнение плана и, как следствие, вынуждала заключать необходимые договоры.
  2. Право сторон на определение условий договора. Партнёры имеют право вырабатывать собственные условия сотрудничества, если те не противоречат императивным (обязательным) требованиям закона. Отдельные положения договора могут быть пересмотрены и отменены судом: случаи нарушения принципа конкуренции, злоупотребление правом, навязывание неприемлемых условий потребителю — гражданину, который является заведомо более слабой стороной — договор между заёмщиком и банком — и т. п.
  3. Право выбора договорной модели. Перечень видов гражданско-правовых договоров является весьма обширным, но не исчерпывающим. ГК РФ предусматривает возможность составления смешанных договоров и признаёт их законными. Разнородные элементы смешанного договора связываются единой целью, которую преследуют стороны договора. Пример: договор поставки и подряда — одна сторона обязуется выполнить определённые работы и сама же поставляет необходимый для этого материал.

Свобода перемещения

Принцип свободы перемещения объектов экономической деятельности — товаров, услуг, финансов — обусловлен необходимостью поддерживать единое и единообразное экономическое пространство в пределах границ одной страны. Поэтому государство должно тщательно заботиться о своей экономической целостности.

Многие теоретики права связывают данное положение с конституционным правом гражданина на свободу передвижения: помимо сходной сути, объединение этих двух постулатов необходимо для создания свободного рынка труда.

Ограничение на свободу перемещения фактически означает покушение на права частной собственности.

Тем не менее подобные ограничения могут вводиться, когда этого требуют государственные интересы (оборона, безопасность), если реализация этого принципа нарушает права и интересы других лиц либо затрудняет охрану природных и культурных ценностей.

Нельзя построить полигон по переработке отходов на территории Алтайского заповедника или в центре города, даже если удастся заполучить разрешение администрации.

Свобода конкуренции

Конкуренция — это состязательный процесс, борьба организаций за оптимальные условия на рынке, необходимые для сбыта продукции. Конституцией РФ гарантируется поддержка конкурентного равновесия: возможность торговли для многих участников рынка, независимость предприятий, наличие на рынке множества поставщиков товаров/услуг и их потребителей.

Федеральный закон «О защите конкуренции» постоянно обновляется, сообразуясь с требованиями рынка и права

Если же рынок в регионе оказался поделён между несколькими гигантами, которые вытеснили либо поставили в зависимые условия средних и мелких предпринимателей, то можно говорить о недобросовестной конкуренции или монополистической деятельности.

В арсенал приёмов недобросовестной конкуренции входят:

  • изъятие из продажи товаров с целью создать дефицит и взвинтить цены;
  • создание условий, препятствующих конкуренту занять нишу на рынке;
  • нарушение порядка ценообразования: установление необоснованно низких или монопольно высоких цен;
  • навязывание партнёру дополнительных или заведомо невыгодных условий договора;
  • заключение соглашений, подразумевающих раздел рынка: территориальный, по объёму продаж (покупок), по ассортименту и т. д.

Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС) учреждена указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 № 314.

Задачей ФАС является поддержка честной конкуренции и пресечение формирования монопольных форм хозяйствования. Полномочия этого ведомства довольно обширны и включают в себя:

  • выдачу предписаний предпринимателю либо органам власти (исполнительным органам, администрации населённого пункта) об устранении нарушений;
  • возбуждение административных дел и подача исков в арбитражные суды: о расторжении незаконных договоров, о привлечении к ответственности;
  • проверку соблюдения законодательства хоз. субъектами;
  • участие в судебных заседаниях, разбирающих несоблюдение антимонопольного законодательства.

Наряду с контролирующими и надзорными функциями, ФАС осуществляет и информационную деятельность: на официальном сайте ведомства можно ознакомиться с реестром недобросовестных поставщиков, нарушивших свои договорные обязательства перед заказчиком.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности

В силу своей природы, государственный аппарат прямо или косвенно контролирует все процессы и явления, происходящие на его территории.

Экономика страны — важнейший фактор, необходимый для развития государства, однако товарно-денежные отношения зачастую носят импульсивный, хаотичный характер.

В истории России известен период, когда государство пыталось контролировать рынок жёстко и авторитарно, планируя доходы, расходы и потребности своих граждан.

Время показало, что плановая модель экономики неэффективна, и страна вернулась к рыночным отношениям.

На сегодняшний день можно говорить о балансе, установившемся между стремлением предпринимателя заработать как можно больше и соблюдением интересов общества.

Это равновесие государство поддерживает с помощью публично-правовых инструментов:

  • разработка предписаний, соглашений, рекомендаций, направленных на регулирование взаимодействия бизнесмена и общества;
  • установление общих требований к предпринимательству;
  • установление запретов на некоторые аспекты хоз. деятельности;
  • применение мер ответственности;
  • предоставление льгот при кредитовании и налогообложении, внедрение программ, направленных на поддержку предпринимательства.

Принцип законности

Вместе с принципами справедливости, равноправия, главенства Конституции РФ, принцип законности является общим и основополагающим для всех отраслей права.

https://www.youtube.com/watch?v=Dj0h4WT7AS8

В экономических правоотношениях проявление принципа законности выражается так:

  1. Предприниматель (гражданин) осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с установленными нормами и требованиями.
  2. Государство гарантирует предпринимателю, как своему гражданину, обеспечение защиты его прав и интересов.

Принцип законности распространяется на всех субъектов предпринимательского права: хозяйственника, органы местного самоуправления, надзорные и исполнительные органы.

Неприкосновенность и равенство всех форм собственности

С переходом к рыночным отношениям частная собственность стала играть огромную роль в процессе формирования новой для страны экономической модели.

Возможно, эти резкие перемены общественного сознания невольно нашли отражение в Основном документе государства.

Конституция РФ, а вместе с ней и ГК РФ, перечисляя многообразие форм собственности, на первое место ставит именно личное имущество. Разумеется, эта очерёдность не имеет никакого практического значения.

В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Конституция РФ

ст. 8 п. 2

Другими словами, государство обязуется поддерживать юридическое равенство всех форм собственности и законодательно пресекать любые действия, направленные на установление ограничений или привилегий для каких-либо категорий собственников (например, в конкурсах за тендер, торгах, аукционах).

Значение принципов предпринимательского права

На сегодняшний день российская экономика находится на переходной ступени: от государственной собственности к частной, от планирования к свободному рынку. Правовая система, на которой базируются экономические взаимоотношения, ещё не сформирована полностью, не завершена.

Чётко сформулированная система принципов предпринимательского права позволяет преодолевать встречающиеся в законодательстве противоречия и пробелы: путём аналогии, сравнивая сходные нормы из другой отрасли и ориентируясь на положения Конституции. Знание принципов позволяет приводить различные пересекающиеся области права — монопольное, гражданское, коммерческое — к единым методам толкования и правоприменения.

Таким образом, можно сказать, что правовые принципы играют роль одновременно и ориентиров, и каркаса, на котором формируется современное предпринимательское законодательство.

В некоторых регионах РФ Центры Занятости сотрудничают с частными экономическими школами, обучая будущих бизнесменов

В России процесс становления предпринимательства находится в самом начале. Знание упорядоченной системы правовых принципов существенно упростит изучение и практическое применение норм предпринимательского права.

  • ozakone
  • Распечатать

Источник: https://ozakone.com/predprinimatelskoe-pravo/registratsiya/printsipyi-predprinimatelskogo-prava.html

Принципы предпринимательского права

Основополагающие принципы предпринимательского права закреплены в

Предпринимательское право, как и любая другая отрасль российского права, основывается на определённых принципах, которые характеризуют и определяют правовое регулирование в сфере предпринимательского права.

Принципы российского предпринимательского права – основополагающие начала, на которых строится предпринимательское право. Выделяют ряд принципов предпринимательского права.

1. Принцип свободы предпринимательской деятельности закреплен в ст. ст.

8, 34 Конституции РФ, которая устанавливает: «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

Следовательно, каждый гражданин решает самостоятельно, заниматься предпринимательской деятельностью или нет, какую организационно-правовую форму и вид предпринимательской деятельности избрать и т.д. Данный принцип развивается в ГК РФ и иных нормативных правовых актах.

2. Принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты основывается на положениях п. 2 ст.

8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».

Законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности.

3. Принцип единого экономического пространства, который выражается в том, что согласно п. 1 ст.

8 Конституции РФ «в Российской Федерации гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств».

Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

4. Принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В соответствии с п. 1 ст.

8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Статья 34 Конституции РФ устанавливает также запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Данный принцип получил развитие в законодательстве о конкуренции, о естественных монополиях.

5. Принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом. Стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели в некоторых случаях могут не учитывать интересы государства и общества в целом.

Согласовать интересы предпринимателей и общества позволяют различные меры государственного регулирования предпринимательства. Они могут быть прямыми (директивными) и косвенными (экономическими).

Прямое государственное регулирование выражается в установлении требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности; установлении запретов; применении мер ответственности, а косвенное – в предоставлении льгот при налогообложении, кредитовании.

6. Принцип законности. С одной стороны, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении законодательства.

С другой стороны, государством должна быть обеспечена законность в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по отношению к субъектам предпринимательской деятельности.

Законность обеспечивает стабильность экономики и её финансовой системы.

7. Принцип систематического получения прибыли как цели предпринимательской деятельности. Внедрение данного принципа является необходимым атрибутом рыночной экономики. Основная цель занятия предпринимательской деятельностью – получение прибыли.

7. Понятие предпринимательской деятельности и ее признаки.

Понятие предпринимательской деятельности содержится в ст. 2 ГК РФ.

Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке.

Выделяют некоторые признаки предпринимательской деятельности:

1. Систематичность, то есть осуществление предпринимательской деятельности в течение определенного периода. Однако законодатель не определяет четких критериев систематичности.

Поэтому для квалификации деятельности как предпринимательской применяют такие критерии, как:

– доля прибыли от осуществления предпринимательской деятельности в общих доходах лица;

– размеры прибыли;

– получение ее определенное количество раз за какой-либо отчетный период и др.

2. Самостоятельность, которая включает в себя две составляющие:

а) организационная самостоятельность – возможность самостоятельно принимать решения в процессе предпринимательской деятельности (волевой характер);

б) имущественная самостоятельность – наличие у предпринимателя обособленного имущества для осуществления предпринимательской деятельности. Рисковый характер предпринимательской деятельности. Риск (от лат. risco – «отвесная скала») – вероятность неполучения запланированного или ожидаемого положительного результата.

3. Самостоятельная имущественная ответственность предпринимателя. Пределы такой ответственности зависят от организационно-правовой формы осуществления предпринимательской деятельности.

4. Легализованный характер. Наличие специального субъекта (предпринимателя) т.е. лица, зарегистрированного в этом качестве в установленном законом порядке.

Предпринимательская деятельность может осуществляться только лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации является правонарушением (ст. 14.

1 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ); ст. 171 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ)).

5. Направленность на систематическое получение прибыли. Под прибылью понимают доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом важна именно цель деятельности лица, а не факт получения прибыли. Деятельность, направленная на получение прибыли, но приносящая убытки, также является предпринимательской.

6. Извлечение дохода от определённой деятельности: продажи товаров, оказание услуг, выполнение работ, получения доходов от использования имущества (например сдача помещения в аренду) и объектов интеллектуальной собственности предпринимателя.

7. Профессионализм – признак, предполагающий наличие у предпринимателя определенных знаний и навыков.

В настоящее время такое требование закреплено в отношении далеко не всех видов предпринимательской деятельности (в основном наличие определенного образования требуется при осуществлении лицензируемых видов деятельности). Однако в качестве обязательного он указан в законодательстве Германии, Франции и др.

Виды предпринимательской деятельности классифицируются:

– по форме собственности, на базе которой осуществляется предпринимательская деятельность:частная, государственная, муниципальная;

– по количеству участников: индивидуальная, коллективная;

– по характеру деятельности: производство товаров, оказание услуг, выполнение работ и др.

Источник: https://studopedia.ru/4_66226_printsipi-predprinimatelskogo-prava.html

Принципы и источники предпринимательского права

Основополагающие принципы предпринимательского права закреплены в

Принципы предпринимательского права – это руководящие идеи, исходные положения, выражающие сущность ПП, характеризующие внутреннее единство и общую направленность этой отрасли права.

К принципам предпринимательского права относятся:

– принцип законности (является общеотраслевым; сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требований законодательства; государством должна быть обеспечена законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих предпринимательство);

– принцип свободы предпринимательской деятельности ( в соотв. с К РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; однако эта свобода не безгранична, она

может быть ограничена ФЗ в интересах общества в той мере, в какой это

необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства; так, свобода предпринимательской деятельности ограничивается широкой практикой лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности.

– принцип многообразия форм собственности (В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».Сгласно данному принципу, законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии и ограничения для тех или иных форм собственности, в отличие от ранее действовавших преимуществ в защите права государственной собственности);

– принцип единого экономического пространства (свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств на всей территории РФ, также относится к числу конституционных.

Согласно этому принципу, на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Ограничения могут вводиться в соответствии с ФЗ, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей);

– принцип свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности (в соотв. с К РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию; соблюдение данного принципа – необходимое условие развития рыночной экономики и осуществления предпринимательской деятельности.);

– принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности (переход России к рыночным условиям хозяйствования потребовал пересмотра системы государственного регулирования экономики, замены административных мер воздействия на экономические; основная цель – это соблюдение баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом).

К источникам ПП относятся:

1) Конституция РФ. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить К РФ. Для ПП особое значение имеют те конституционные нормы, которые содержат отраслевые принципы. Кроме того, в Основном законе закреплены конституционные гарантии предпринимательства и конституционные ограничения.

2) кодексы: Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ. Начиная от самого понятия предпринимательской деятельности, организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима имущества предпринимателей и кончая предпринимательскими договорами – все это представлено в ГК РФ.

3) федеральные законы: ФЗ«О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ФЗ «О рынке ценных бумаг», ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ФЗ «О рекламе», ФЗ «Об аудиторской деятельности», ФЗ «Об оценочной деятельности», ФЗ «О банках

и банковской деятельности», Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле», ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

4) подзаконные НПА: указы Президента РФ (указы как средство регулирования предпринимательских отношений призваны восполнить пробелы в решении законом тех или иных вопросов, например, Указ Президента РФ «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации») и постановления Правительства (акты Правительства должны издаваться в развитие и во исполнение законов и указов), а также нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии сих компетенцией (Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам).

5) Постановления Верховного Совета РФ (например «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации,

краев, областей, автономной области, автономных округов, городов

https://www.youtube.com/watch?v=2E-ZwbDFH-c

Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»).

6) Нормативные правовые акты СССР также продолжают действовать, если они не отменены и не противоречат действующему законодательству Российской Федерации.

7) акты субъектов РФ.

8) хозяйственно-правовые акты органов местного самоуправления.

9) локальные нормативные акты, принимаемые самими хозяйствующими субъектами в целях регулирования собственной предпринимательской деятельности.

10) обычаи делового оборота (таковым признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности

правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе).

11) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, как двусторонние (о торговле, экономическом сотрудничестве), так и многосторонние (Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге, Евразийская патентная Конвенция).

5. Понятие, виды и содержание предпринимательских правоотношений.

Под предпринимательскими правоотношениями понимаются урегулированные нормами ПП отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, тесно с ней связанной деятельности некоммерческого характера, внутрихозяйственные отношения, а также отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности.

хозяйственного правоотношения составляют права и обязанности его участников, являющиеся мерой возможного или должного поведения. Для уяснения конструкции правоотношения в теории права обычно прибегают к делению прав на абсолютные и относительные.

В абсолютном правоотношении субъекту права противостоит неопределенное количество обязанных лиц с пассивной обязанностью не препятствовать управомоченному лицу в осуществлении права. Таково право организации на принадлежащее ей имущество.

Относительными являются права с корреспондирующей им обязанностью у других субъектов. Такие правоотношения возникают, например, в силу заключенных предпринимательских договоров.

В предпринимательском правоотношении участвуют субъекты, ведущие предпринимательскую деятельность, а также государство и муниципальные образования.

Объектами хозяйственных правоотношений могут быть:

1) вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество;

2) действия обязанных субъектов;

3) собственная деятельность субъекта права;

4) неимущественные блага, используемые при ведении хозяйственной деятельности (фирменное наименование, товарный знак, коммерческая тайна и др.).

Основанием возникновения хозяйственных прав и обязанностей

являются юридические факты (действия участников хозяйственных правоотношений). События выступают чаще всего в роли правоизменяющих и правопрекращающих обстоятельств. Действия участников подразделяются также на правомерные и неправомерные.

Классификация предпринимательских правоотношений:

1) абсолютные вещные правоотношения (отношения собственности; для вещного правоотношения характерно, что субъект в нем реализует право на имущество в соответствии с законом, определяющим ему меру возможного

поведения по владению, пользованию и распоряжению; объектом правоотношения, по поводу которого оно складывается, выступает вещь; абсолютным вещным правом, не корреспондирующим ни с одним конкретным субъектом, является право собственности);

2) абсолютно-относительные вещные правоотношения (хозяйственного ведения, оперативного управления; они являются абсолютно-относительными, потому что субъект такого права реализует свои возможности вне взаимодействия с другими субъектами; он владеет, пользуется и распоряжается имуществом «абсолютно», не сообразуя своих возможностей ни с кем, кроме собственника, с которым он состоит в относительном правоотношении; правоотношения такого рода складываются при предоставлении государственного и муниципального имущества предприятиям);

3) абсолютные правоотношения по ведению собственной предпринимательской деятельности (у субъекта, осуществляющего хозяйствование по установленным законом правилам, нет конкретных обязанных лиц.

Все другие субъекты обязаны считаться с возможностью ведения предпринимательской деятельности данным субъектом и не препятствовать ее реализации, а в соответствующих случаях содействовать ей; в результате нарушения установленного порядка ведения такой деятельности самим субъектом права, абсолютное правоотношение превращается в относительное);

4) неимущественные абсолютные хозяйственные правоотношения (складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектами хозяйствования в своей деятельности, таких как фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, коммерческая тайна; в ходе нормальной реализации неимущественных прав складывающееся правоотношение является абсолютным; при нарушении таких прав возникает конкретное обязательство по их защите от нарушения и из неимущественного правоотношение трансформируется в имущественное);

5) обязательственные правоотношения (подразделяются на четыре основных вида: а) хозяйственно-управленческие, которые порождаются актами государственных органов, органов МС; источниками правового регулирования отношений указанного характера является весь массив нормативных актов, устанавливающих меры государственного руководства и контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов и возможность применения мер для обеспечения публичного интереса; б) внутрихозяйственные, которые возникают по горизонтали между подразделениями хозяйствующих субъектов, а также по вертикали между ними и самой организацией; источниками правового регулирования являются локальные нормативные акты; в) территориально-хозяйственные, которые представляют собой отношения территориальных субъектов (субъектов РФ, муниципальных образований) между собой и с организациями; в большинстве случаев имеют основанием возникновения договор, и только в случаях, прямо предусмотренных законом, – акт органа власти или местного самоуправления; г) оперативно-хозяйственные, которые возникают между несоподчиненными субъектами хозяйствования в силу хозяйственных договоров, ибо основным средством сотрудничества в рыночных условиях стал договор; участниками оперативно-хозяйственных обязательств являются

предприниматели и организации; источником правового регулирования оперативно-хозяйственных обязательств являются ГК РФ и акты специального законодательства).

Источник: https://infopedia.su/6x11d8.html

Основные принципы регулирования предпринимательской деятельности

Основополагающие принципы предпринимательского права закреплены в

Принципы предпринимательского права — это правила общего характера, определяющие основу построения и развития предпринимательских правоотношений. Они сформулированы на основе познания объективных законов (закономерностей) развития и функционирования предпринимательства как вида социальной деятельности.

Хозяйственно-правовые отношения регулируются как часть имущественных отношений на основе принципов, закрепленных ст.

1 ГК РФ (равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты). Ряд принципов предпринимательского права закреплен в Конституции РФ.

Таким образом, к принципам предпринимательского права относятся:

  1. принцип законности;
  2. принцип свободы предпринимательской деятельности (ст. 8 и ст. 34 Конституции РФ);
  3. принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты (п. 2 ст. 8 Конституции РФ);
  4. принцип единого экономического пространства (п. 1 ст. 8 Конституции РФ);
  5. принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 1 ст. 8, ст. 34 Конституции РФ);
  6. принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом;
  7. принцип свободы договора.

Принцип свободы предпринимательской деятельности закреплен в ст. 8 и ст.

34 Конституции РФ, которая устанавливает: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

Следовательно, каждый гражданин решает самостоятельно, заниматься предпринимательской деятельностью или нет, какую организационно-правовую форму и вид предпринимательской деятельности избрать и т. д. Данный принцип развивается в ГК РФ и иных нормативных правовых актах.

Принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты основывается на положениях п. 2 ст.

8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».

Законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности.

Принцип единого экономического пространства, который выражается в том, что согласно п. 1 ст.

8 Конституции РФ: «В Российской Федерации гарантируется свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств».

Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В соответствии с п. 1 ст.

8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Ст. 34 Конституции РФ устанавливает также запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Данный принцип получил развитие в законодательстве о конкуренции, о естественных монополиях.

Принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом.

Стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели в некоторых случаях могут не учитывать интересы государства и общества в целом.

Согласовать интересы предпринимателей и общества позволяют различные меры государственного регулирования предпринимательства. Они могут быть прямыми (директивными) и косвенными (экономическими). 

Прямое государственное регулирование выражается:

    • в установлении требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности;
    • установлении запретов;
    • применении мер ответственности.

 Косвенное государственное регулирование выражается:

    • в предоставлении льгот при налогообложении, кредитовании.

Принцип законности. С одной стороны, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении законодательства. С другой стороны, государством должна быть обеспечена законность в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по отношению к субъектам предпринимательской деятельности.

Метод правового регулирования предпринимательского права

Под  методом правового регулирования принято понимать совокупность приемов и способов воздействия на участников правоотношений для обеспечения их правомерного поведения.

Исходя из специфики предмета предпринимательского права, можно отметить, что здесь используется метод, сочетающий в себе черты нескольких методов правового регулирования:

  • метод рекомендаций (диспозитивный метод), при котором субъекты предпринимательства регулируют свои отношения при помощи правовых норм, выбирая наиболее приемлемые для себя варианты поведения;
  • метод обязательных предписаний (императивный метод), при котором устанавливаются однозначные требования к процессу осуществления предпринимательской деятельности, права и обязанности ее участников;
  • метод автономных решений (метод согласования), который характеризуется исходящими от одной из сторон правоотношения предложениями установить такую модель взаимных прав, обязанностей и ответственности, которая будет наиболее полно соответствовать интересам обеих сторон и будет реализована только в случае согласия на это другой стороны.

Перечисленные выше методы правового регулирования, как правило, применяются при регулировании конкретных правоотношений, возникающих при осуществлении предпринимательской деятельности, в тесном взаимодействии (например, обязательное требование для любого юридического лица вести бухгалтерский учет сочетается с возможностью выбора удобной для организации учетной политики).

Таким образом, метод предпринимательского права является комплексным и сочетает в себе черты методов: обязательных предписаний, автономных решений и рекомендаций.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/osnovnie-printsipi-regulirovaniya-predprinimatelskoy-deyatelnosti

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.