Определение семьи в законодательстве

Семейный кодекс РФ

Определение семьи в законодательстве

Добро пожаловать на сайт «Семейный Кодекс РФ», который будет полезен, в первую очередь, студентам и аспирантам юридических вузов. Здесь вы найдёте полный текст действующей редакции кодекса со всеми изменениями на 2020 год и комментарии к статьям.

Размещенные в образовательных целях цитаты из комментариев, находящихся в свободном доступе в открытых источниках сети Интернет, могут быть удалены по просьбе автора.

Переход к любой статье кодекса осуществляется через оглавление на главной странице, навигационную цепочку или систему поиска.

Семейный кодекс РФ — это первый в истории страны федеральный закон, который целиком и полностью посвящён семье, факторам ей формирования, сохранения и поддержания.

Существовавший с советских времён Кодекс о браке и семье действовал только в рамках союзных республик, где закон принимался в соответствии с региональной спецификой. В Российской Федерации сложилась иная практика.

Необходимость формирования пакета юридических документов, имевших единое действие по всей стране, заставила законодателей принять в 1995 году кодифицированный закон федерального уровня, посвящённый проблемам регулирования института семьи.

Семья — закон и законодательство

В основе каждого юридического документа лежат отношения, которые складываются вокруг какого-либо объекта. Семейный кодекс России регулирует семейные отношения. Конечно, законы не сделают брак счастливым, но они могут упорядочить взаимоотношения людей относительно совместного имущества, процедуры заключения и расторжения брака, отстаивания прав детей.

Статья 1 СК РФ констатирует, что семья формируется на основе брака, каковым признаётся только союз, заключённый в государственных органах регистрации актов гражданского состояния.

Это означает, что за пределами регулирования остаются семьи, которые являются таковыми по факту совместного проживания, а не по факту юридического оформления взаимоотношений.

Это следует отнести к недостаткам данного документа.

Законодатели пришли к выводу о том, что институт семьи необходимо регулировать в следующих сферах (ст. 2):

Вся совокупность документов, призванных регулировать состояние семьи на различных иерархических уровнях, выполняет функции семейного законодательства. Соответствующий кодекс в этой совокупности является приоритетным. Все остальные законы, постановления, приказы, инструкции любого уровня не должны противоречить главному семейному закону федерального уровня (ст. 3).

В законодательстве, регулирующем институт семьи, применяется принцип аналогии. Это означает, что при отсутствии нормативов, управляющих данными отношениями, можно применять нормы гражданского или семейного права, с помощью которых обычно регулируются аналогичные ситуации (ст. 5).

Брак как база формирования семьи

Вопросам формирования брачных отношений посвящён второй раздел СК РФ. Он состоит из трёх глав. В одной из них раскрываются процедуры заключения, в другой – прекращения брака, а в третьей – признание формального акта создания основы семьи недействительным.

Формальные права и обязанности возникают с проведения процедуры регистрации брачного союза в соответствующих госучреждениях. Это процедура осуществляется только при личном присутствии людей, вступающих в брак. Происходит это через месяц после подачи заявлений. Отступление от этого срока допускается только в особых ситуациях (ст. 11).

Брак не регистрируется в ситуациях, когда хотя бы одна из сторон:

  • уже состоит в новом браке;
  • младше восемнадцати, а для некоторых ситуаций шестнадцати лет (ст. 13 СК);
  • находится в близкородственных отношениях с претендентом на создание семьи;
  • является усыновителем или усыновлённым лицом по отношению к другой стороне;
  • признана не дееспособным человеком (ст. 14).

Прекращение брака осуществляется по причинам смерти или признания одного из супругов недееспособным, а так же по обоюдному согласию. Кодекс защищает беременную или недавно родившую (в течение года после родов) жену, не рассматривая в это время заявления мужа о расторжении брака.

Без рассмотрения в суде брак можно расторгнуть только:

  • по обоюдному решению;
  • если муж или жена признаны не дееспособными или без вести пропавшими;
  • если один из супругов по приговору суда лишён свободы на срок свыше трёх лет (ст. 19).

Брак может быть восстановлен в том случае, если объявился супруг, признанный умершим или без вести пропавшим. Однако восстановление невозможно после того, как супруги вступили в новый брак.

Глава 5 посвящена проблеме признания брака недействительным. Это осуществляется только по решению суда. Основанием для такого решения являются нарушения закона при регистрации или доказательства фиктивности брака (статья 27).

Права в Семейном кодексе

Понятие семьи в кодексе не даётся, но обычно эта элементарная единица общества состоит из супругов, родителей и детей. Причём родители и дети могут представлять несколько поколений.

Другим отличительным признаком семьи является проживание в одном жилище и совместное ведение хозяйства.

Поскольку основой любой семьи является проживание родителей и детей в одном помещении, то Семейный кодекс РФ определяет права, прежде всего, детей и родителей.

Права и обязанности родителей начинаются с рождения детей или их усыновления. Заканчиваются они после достижения детьми совершеннолетия лет или вступления несовершеннолетних детей в брак. При этом декларируется равенство прав обоих родителей (ст. 61 СК РФ).

До тех пор, пока органы попечения не определят иное, отец и мать или лица, из заменяющие (бабушки, дедушки, братья, сёстры, дяди и тёти) являются законными представителями своих детей, защищая их интересы во взаимодействии с людьми и организациями (ст. 64).

Родители, не достигшие совершеннолетия, могут воспитывать своих детей самостоятельно. Если молодые супруги не достигли ещё возраста шестнадцати лет, то воспитание детей происходит под надзором опекуна.

Защита ребёнка осуществляется и с помощью назначения алиментных обязательств (раздел 5). Однако Семейный кодекс предусматривает назначение алиментных выплат не только для содержания несовершеннолетних детей, но и для оказания материальной помощи:

  • супругам;
  • братьям и сёстрам;
  • внукам;
  • дедушкам и бабушкам;
  • пасынкам и падчерицам;
  • отчимам и мачехам.

При этом алименты на одного человека могут платить сразу несколько людей.

Таким образом, Семейный кодекс представляет собой свод нормативов федерального значения, которые направлены на поддержание института семьи, а так же на защиту прав всех членов этого сообщества, особенно детей, больных и не дееспособных. Осуществляются эти функции с помощью преимущественно регламентации процедур создания и распада семьи, а так же защиты интересов детей и родителей.

Оглавление СК РФ

  • Раздел 1 СК РФ. Общие положения
  • Раздел 2 СК РФ. Заключение и прекращение брака
  • Раздел 3 СК РФ. Права и обязанности супругов
  • Раздел 4 СК РФ. Права и обязанности родителей и детей
    • Глава 10. Установление происхождения детей
    • Глава 11. Права несовершеннолетних детей
    • Глава 12. Права и обязанности родителей
  • Раздел 5 СК РФ. Алиментные обязательства членов семьи
    • Глава 13. Алиментные обязательства родителей и детей
    • Глава 14. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов
    • Глава 15. Алиментные обязательства других членов семьи
    • Глава 16. Соглашения об уплате алиментов
    • Глава 17. Порядок уплаты и взыскания алиментов
  • Раздел 6 СК РФ. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
    • Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей
    • Глава 19. Усыновление (удочерение) детей
      • Статья 124. Дети, в отношении которых допускается усыновление (удочерение)
      • Статья 125. Порядок усыновления ребенка
      • Статья 126. Учет детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей
      • Статья 126.1. Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей
      • Статья 127. Лица, имеющие право быть усыновителями
      • Статья 128. Разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребенком
      • Статья 129. Согласие родителей на усыновление ребенка
      • Статья 130. Усыновление ребенка без согласия родителей
      • Статья 131. Согласие на усыновление детей опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей
      • Статья 132. Согласие усыновляемого ребенка на усыновление
      • Статья 133. Согласие супруга усыновителя на усыновление ребенка
      • Статья 134. Имя, отчество и фамилия усыновленного ребенка
      • Статья 135. Изменение даты и места рождения усыновленного ребенка
      • Статья 136. Запись усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка
      • Статья 137. Правовые последствия усыновления ребенка
      • Статья 138. Сохранение за усыновленным ребенком права на пенсию и пособия
      • Статья 139. Тайна усыновления ребенка
      • Статья 140. Отмена усыновления ребенка
      • Статья 141. Основания к отмене усыновления ребенка
      • Статья 142. Лица, обладающие правом требовать отмены усыновления ребенка
      • Статья 143. Последствия отмены усыновления ребенка
      • Статья 144. Недопустимость отмены усыновления по достижении усыновленным ребенком совершеннолетия
    • Глава 20. Опека и попечительство над детьми
    • Глава 21. Приемная семья
    • Глава 22. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Раздел 7 СК РФ. Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства
  • Раздел 8 СК РФ. Заключительные положения

Источник: http://www.SemKod.ru/

Семейное законодательство

Определение семьи в законодательстве
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Семейное право » Законодательство » Семейное законодательство

Совокупность правовых норм, регулирующих правоотношения при вступлении в брак, составляет семейное законодательство.

Совокупность правовых норм, регулирующих правоотношения между гражданами при вступлении в брак, родственниками, лицами, взявшими на усыновление детей в семью, составляет семейное законодательство.

Семейное законодательство имеет определенную специфику: Конституция РФ от 1993 года его относит к совместному ведению РФ и субъектов.

Этот режим устанавливает, что нормативно-правовой акт может быть принят на уровне федеральной власти и в субъектах РФ. Таково понятие семейного законодательства.

При этом закон устанавливает, что правовой акт не должен входить в противоречие с ФЗ.

Консультация юриста по разделу имущества юридической группы”МИП” выиграет семейное дело с гарантией результата!

Понятие нормотворчества в отношении субъектов РФ определено двумя вариантами. Субъекты могут создавать и издавать правовые акты в случаях:

  • изданный субъектами РФ правовой акт отнесен Кодексом к их ведению;
  • отсутствие в СК РФ правовой нормы, которая регулируетдействующее правоотношение.

Исходя из этого, правовой акт, созданный субъектами РФ, решает в основном вопросы брачного возраста и организации работы органов опеки и попечительства.

Принципы семейного законодательства

Понятие принципы семейного законодетельства заключается в определении основополагающих начал, на основе которых строится отрасль права. Принципы семейного права тесно связаны с конституционными положениями. Принципы семейного законодательства:

  • раскрывают понятие того, что можно считать поддержкой со стороны государства отцов и матерей;
  • определяют понятие того, что является государственной гарантией защиты семьи;
  • устанавливают основы конституционного строя.

Семейное законодательство направлено на защиту прав и свобод граждан, а также раскрывают понятие и задачи нормативно-правового регулирования.

При этом законодатель устанавливает приоритетные общечеловеческие ценности: любовь, уважение, понятие ответственности перед детьми родителей, взаимную помощь всех членов семьи.

Эти принципы остаются неизменными. Интересно, что СК РФ не устанавливает понятие семьи.

Принципы семейного законодательства закреплены в нормативных актах. Понятие каждого из них неизменно, и принципам необходимо следовать в брачно-семейных отношениях.

К принципам можно отнести понятие о том, что с юридической точки зрения официальными считаются отношения, заключенные в форме брака в ЗАГСе.

Заключение брака должно соответствовать морально-этическим ориентирам, а также правовой норме.

Вам необходима помощь специалиста по семейным делам?

Какие цели преследует законодатель, регулируя семейные правоотношения?

Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права, преследуют цели:

  • укрепление семьи;
  • недопустимость вмешательства в дела семьи.

Брак, как юридический факт, порождает правовые последствия, ведущие к возникновению у сторон правоотношений, указанных в законах.

Семья находится под защитой государства и нуждается в гарантиях.

Некоторые специалисты права относят к спорному вопросу позицию о том, что к началам семейного права причисляют морально-этические ориентиры. Это существование института семьи на взаимной любви, симпатии, взаимопомощи. Тем не менее, нельзя отрицать, что эти принципы существенно влияют на создание атмосферы в семье, а также проходят «красной нитью» по многим положениям Семейного Кодекса.

Состав семейного законодательства

Источники семейного права выступают формой внешнего выражения правовых положений, закрепляют их в документах. В состав семейного законодательства введены нормативно-правовые акты:

1. Конституция РФ от 1993 года. В статье 7, п. 2 закон определил принцип помощи российским семьям со стороны государства.

Кроме определения компетенции центра и регионов, Конституция содержит ряд правовых установлений, который находят свое отражение в нормативно-правовых актах.

Например, это статьи 19, 38, которые закрепляют равенство обоих полов в правах и свободах, а также обязанность родителей воспитывать детей, равно как обязанность детей, достигших 18 лет, по содержанию родителей.

2. Семейное законодательство, Семейный Кодекс (№223-ФЗ) определяет:

  • основные принципы;
  • порядок заключения и расторжения брачных отношений;
  • полномочия родителей по отношению к детям (в том числе и усыновленным);
  • ответственность родителей;
  • применение норм к правоотношениям, участниками которых выступают иностранные граждане или апатриды;
  • порядок судебной защиты.

Семейное законодательство от предшествующих законов отличают новые положения, введенные одновременно с законом: об алиментах, порядок заключения брачного договора, интересах детей в приемных семьях.

Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права:

  • 143-ФЗ “Об актах гражданского состояния”
  • №124-ФЗ”Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”
  • ГК РФ от 1994 года;
  • 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»

Из источников семейное законодательство следует выделить гражданский кодекс РФ (№51-ФЗ). В Семейном Кодексе можно увидеть отсылочную норму (ст.4), которая указывает на ГК РФ в случае, если правоотношения невозможно урегулировать при помощи СК РФ.

Подзаконные акты федерального уровня также нельзя оставлять без внимания, в частности, Указ Президента РФ от 1996 года (№712), определяющий направления семейной политики, кроме того, на Постановления высшего исполнительного органа власти и другие.

К источникам следует причислить договоры, заключаемые на международном уровне.

Россия является участником Конвенций (О правах ребенка), Всеобщей декларации прав человека и т.д.

3. Международное право. Положения международных договоров имеют приоритет над национальными нормами. Если в международном документе установлен иной порядок, чем тот, который определяет национальное семейное законодательство, применяются положения международного права.

Нормативные акты по семейному праву

Особенность нормативных актов министерств и ведомств состоит в том, что они должны быть зарегистрированы в МинЮсте РФ, а также официально опубликоваться в Российской газете. Для официального опубликования установлен срок – 10 дней с момента их регистрации. Это правило в отношении ведомственных нормативных актов было установлено президентом РФ в 1993 году (Указ №104).

Судебная власть и источники семейного права. Кто устанавливает семейное законодательство?
В статье 126 Основного закона страны говорится о том, что в силу своей компетенции ВС РФ может давать разъяснения по вопросам семейной практики. Практическое применение норм семейного права с разъяснениями высшего судебного органа становится обоснованным и правильным.

Судебная практика не входит в источники семейного права. В пользу этого приводится мнение: разъяснения ВС РФ являются толкованием норм, но не устанавливает новые положения, субъект толкования не может считаться законодателем.

Учитывая то обстоятельство, что ВС занимается изучением и обобщением, анализом судебной практики судов более низшего уровня, высший суд на этой основе разрабатывает универсальный и уникальный подход к решению аналогичных судебных дел в будущем времени.

На этой основе, отношение специалистов к практике судов и к возможности применять ее как источник права, поменялось со временем. Некоторые теории права устанавливают, что к источникам семейного права следует отнести Постановления ВС РФ.

Например, вопросы отцовства и алиментных обязательств (1996 г., №9), вопросы усыновления (1997 г., №7) и т.д.

Какие правоотношения семейное законодательство регулирует

СК РФ призван регулировать личные и имущественные отношения между членами семьи. Если в СК РФ отношения не находят предмета правового регулирования, к ним в полной мере можно применить нормы из ГК РФ, а также иных актов.

Применение гражданского законодательства происходит при условии того, что оно не находится в противоречии законам.

Если правовые отношениямежду членами семьи не подпадают пож нормы гражданского законодательства, призванные прямо урегулировать возникшие вопросы, к ним применяются нормы, регулирующие сходные вопросы. Это называется аналогией закона.

Если и эти нормы отсутствуют, то компетенция каждого их членов семьи определяется главными принципами отрасли семейного права, не исключая требования гуманности. Это называется аналогией права.

Применение семейного законодательства происходит и к семейным отношениям с участием иностранных граждан, а также лиц без гражданства.

Другие акты семейного права

  • Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 “О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы”.
  • Указ Президента РФ от 14.05.1996 N 712 “Об Основных направлениях государственной семейной политики”.
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2011 г. N 686 “Об утверждении правил выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала.
  • Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ “Об опеке и попечительстве”.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/zakon/semejnoe-zakonodatelstvo-i-drugie-akty-semejnogo-prava.html

Обоснование необходимости внесения в настоящее семейное законодательство понятия Семья, семейный договор

Определение семьи в законодательстве

В данной статье автор анализирует существующие в семейно-правовой доктрине дефиниции семьи, обосновывает необходимость внесения в настоящее семейное законодательство данного понятия, в целях защиты прав и законных интересов членов семьи предлагает введение в действующее законодательство Российской Федерации новой правовой конструкции «семейный договор».

Ключевые слова: семья, члены семьи, брак, родство, свойство, семейный договор.

В настоящее время вопросы правовой защиты семьи в Российской Федерации как никогда актуальны. Необходимость защиты семьи следует из ст. 38 Конституции Российской Федерации, объявляющей семью находящейся под защитой государства.

матривать данную проблему, на наш взгляд, необходимо начать непосредственно с определения понятия «семья», так как в соответствии с Концепцией государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 г. защита семьи является основной задачей российского общества1.

Семейный кодекс Российской Федерации (далее СК РФ), развивая положение п. 1 ст.

16 Всеобщей декларации прав человека, предусматривающее право мужчины и женщины, достигших совершеннолетия, без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать семью, закрепляет право мужчины и женщины на вступление в брак с целью создания семьи (отсутствие данной цели рассматривается в соответствии со ст. 27 СК РФ в качестве основания недействительности брака); за ребенком признается право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ).

Как справедливо указывает A.M. Нечаева: «Единого определения семьи нет даже в семейно-правовой литературе, чему способствует отсутствие определения характеризующих ее признаков в семейном законодательстве, даже в СК РФ»2.

В юридической литературе в этой связи существуют две полярные позиции ученых.

Сторонники первой считают необходимым законодательно закрепить определение понятия семьи, но при этом обращают внимание на сложность выработки универсального понятия семьи, приемлемого для всех отраслей права, так как различные отрасли права регулируют разные по содержанию отношения с участием членов семьи. В частности, сторонником данной позиции выступает П.И. Седугин, считающий необходимым ввести законодательное закрепление понятия «семья», которое имело бы общеотраслевое значение, и характеризует семью как «определенную совокупность (общность, группу) людей, основанную на браке, родстве и свойстве, совместном проживании и ведении общего хозяйства, образующую естественную среду для благополучия ее членов, воспитания детей, взаимопомощи, продолжения рода»3.

По нашему мнению, необходимо акцентировать внимание на том, что такие признаки семьи, как продолжение рода и воспитание детей, не всегда характерны, так как, во-первых, многие одинокие граждане в преклонном возрасте создают семью только с целью совместного проживания, общения, заботы друг о друге, а во-вторых, в России прослеживается постоянный рост числа бездетных супружеских пар, которые по состоянию своего физического здоровья не могут завести собственных детей. При этом A.M. Нечаева предлагает в целях действенной правовой охраны семьи закрепить семейно-правовое определение семьи как «общности совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотренными семейным законо-дательством»4.

В основе предложенных определений лежит, во-первых, понимание семьи как объединения (общности, союза) лиц и, во-вторых, констатация брака и родства в качестве оснований ее возникновения.

Справедливости ради надо отметить, что еще Г.

Гегель в «Философии права» утверждал, что семья может появиться только в результате брака и представляет собой союз супругов, родителей и детей; другие союзы совместно проживающих лиц названы им «родом или домом»5.

Современное законодательство исходит из того, что браком и родством не исчерпывается перечень оснований возникновения современной семьи.

Семья формируется и при отсутствии брачных или родственных отношений, например при усыновлении (удочерении) ребенка одиноким лицом, и при принятии ребенка (детей) на воспитание приемным родителем на основании договора с органами опеки и попечительства. В литературе в качестве оснований возникновения

семьи наряду с браком и родством рассматривают свойство, совместное проживание и ведение общего хозяйства6.

Сторонники другой позиции отрицают необходимость законодательного определения понятия семьи, обосновывая ее многообразием критериев, характеризующих семью, и различиями в условиях существования семей. Так, например, О.Ю.

Ильина возражает против предложений о нормативно-правовом закреплении понятия семьи, объясняя это тем, что семья определяется в качестве разных по содержанию понятий как социальная категория и как правовая категория7 и соответственно невозможно дать единое понятие семьи, которое было бы применимо в равной мере в различных отраслевых правоотношениях.

Аналогично объясняет отсутствие в Семейном Кодексе РФ определения семьи И.М. Кузнецова, которая считает, что понятие семьи имеет социологический, а не правовой характер.

«В правовых актах понятие семьи связано с установлением круга членов семьи, образующих ее состав, и оно определяется по-разному в зависимости от целей правового регулирования в различных отраслях права.

Поэтому включение определения понятия “семья” в СК РФ установит исчерпывающий перечень лиц, относящихся к членам семьи, и может привести к нарушению их прав либо к необоснованному расширению круга членов семьи»8.

Данная точка зрения подтверждается Конституционным Судом Российской Федерации. Рассмотрим более подробно правовую позицию данного высшего органа судебной власти на конкретном судебном примере.

Костромская областная Дума в 2001 г. обратилась в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании понятия «семья». В Определении от 5 июля 2001 г.

№ 135-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Костромской областной Думы о толковании понятия “семья”, содержащегося в статье 38 (часть 1) Конституции Российской Федерации»9 Конституционный Суд РФ указал: «Костромская областная Дума просит дать толкование понятия “семья”, содержащегося в статье 38 (часть 1) Конституции Российской Федерации, согласно которой материнство, детство и семья находятся под защитой государства».

По мнению заявителя, данное конституционное понятие является неопределенным, поскольку в различных законодательных актах даются разные определения круга членов семьи того или иного лица, а в Семейном кодексе Российской Федерации определение понятия «семья» отсутствует. Заявитель считает, что наличие различных подходов к определению того, кто может быть отнесен к кругу членов семьи, ущемляет конституционные права граждан.

Позиция заявителя и ее обоснование свидетельствует о том, что перед Конституционным Судом Российской Федерации фактически ставится вопрос о согласовании ряда федеральных законов в целях единообразного определения круга лиц, составляющих семью.

Решение этой задачи означало бы проверку конституционности указанных федеральных законов, а также потребовало бы от Конституционного Суда Российской Федерации – вопреки его конституционно-правовой природе и функциям – создания новой правовой нормы.

Таким образом, выявление в процессе абстрактного толкования Конституционным Судом Российской Федерации нормативного содержания понятия «семья», наполняемого, в зависимости от целей правового регулирования, различным юридическим содержанием, в данном случае означало бы вторжение в компетенцию законодателя, что недопустимо.

Анализ положений действующего российского законодательства позволяет выявить легальное определение понятия семьи, сформулированное в ст. 1 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», в соответствии с которым семья – это лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие общее хозяйство.

Во-первых, данное определение имеет узконаправленный характер действия, так как, по сути, предназначено лишь для целей указанного закона. Во-вторых, не все лица, составляющие семью, указаны в данном определении. Кем приходятся друг другу супруги: родственниками или свойственниками? В силу ст. 14 СК РФ они не являются близкими родственниками.

Близкое родство – это кровная общность лиц, происходящих одно от другого (прямое родство) или от общего предка (боковое родство), в число которых не входят супруги.

Вместе с тем, например, двоюродные брат и сестра, не являясь близкими родственниками, все равно друг другу приходятся кровными родственниками, поскольку имеют общих предков – бабушку и дедушку со стороны одного из родителей.

Указанные лица в соответствии с действующим законодательством могут вступить в законный брак и выступать одновременно в качестве и родственников, и супругов. Однако основное число супружеских пар не являются родственниками, поэтому их необходимо дополнительно включать в число лиц, составляющих семью.

Из содержания ст. 2 Семейного кодекса Российской Федерации следует, что членами семьи являются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные). Кроме членов семьи, участниками семейных отношений в случаях и пределах, предусмотренных семейным законодательством, выступают другие родственники и иные лица.

Из содержания данной нормы не совсем понятен состав семьи. Например, супруги являются членами одной семьи в силу закона на основании юридического факта государственной регистрации заключения брака, порождающего устанавливаемые законодательством правовые последствия.

Лица, состоящие в браке, после того как у них родятся дети, приобретают еще один статус – статус родителей (матери и отца); соответственно при усыновлении ребенка лица, состоящие в браке, приобретают статус усыновителей.

Возникает вопрос: являются ли членами одной семьи родители супругов (усыновителей), которые по отношению к их детям (усыновленным детям) выступают в качестве бабушек и дедушек.

С одной стороны, ст. 2 СК РФ перечисляет исчерпывающим образом членов семьи: супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные).

С другой стороны, не совсем понятно: под родителями здесь имеются в виду супруги, ставшие родителями, или родители самих супругов? Если родители по смыслу статьи – это супруги, ставшие матерью и отцом своим родившимся детям, то родители этих супругов, т. е. бабушки и дедушки, не являются членами семьи и становятся их близкими родственниками.

Итак, Семейный кодекс Российской Федерации выделяет три категории участников семейных отношений: члены семьи, другие родственники, в том числе и близкие родственники, и иные лица, причем последние две категории исходя из смысла ст. 2 СК РФ не могут быть отнесены к членам семьи.

Таким образом, семья – это уникальный социально-правовой институт, соответствующий по форме и правовым последствиям возникновения действующему семейному законодательству, а по внутреннему содержанию – правилам человеческого общежития, сущность которого заключается в совместном проживании, рождении детей, ведении общего хозяйства, взаимной поддержке и помощи, взаимном общении и заботе и т. п.

Семейное законодательство призвано обеспечить беспрепятственное осуществление членами семьи своих прав, в случае необходимости – судебную защиту этих прав, а также не допускать нарушения прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, гарантированные ст. 23 Конституции РФ. В соответствии со ст.

2 Конституции РФ права и свободы человека являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита – обязанностью государства. Этот конституционный принцип находит воплощение и развитие в ст.

7 СК РФ, в которой сказано, что граждане вправе по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими им семейными правами, в том числе и правом на защиту этих прав, если иное не установлено СК РФ.

Следует обратить внимание на то, что исходя из лично-доверительного характера правоотношений членов семьи, их родственников и свойственников, целесообразно закрепить право лиц, совместно проживающих и ведущих общее хозяйство, самим определять состав своей семьи, указывая в качестве ее членов не только супругов, родителей и детей (что законодательно установлено), но и внуков и внучек, а также свойственников, в частности невестку и зятя, свекровь и тещу и т. д., поскольку в действующем законодательстве образовалась правовая коллизия относительно членства семьи и само понятие семьи является нечетким и размытым, полагаем, что в область регулирования семейных отношений целесообразно ввести новый договор, который будет носить название семейного договора и на основе которого члены семьи самостоятельно, без вмешательства в дела семьи административных органов, будут определять состав своей семьи и с помощью данной правовой конструкции самостоятельно смогут реализовать правовую защиту своей семьи.

В этой связи, по нашему мнению, семейный договор может представлять собой письменное соглашение о членстве в семье, взаимных правах и обязанностях между совместно проживающими и ведущими общее хозяйство членами семьи, их родственниками и (или) свойственниками. Семейный договор необходимо заключать в нотариальной форме. При этом содержание семейного договора не должно противоречить действующему законодательству Российской Федерации, а также моральным основам общества. Ссылка

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5e1c54b3f73d9d00b071590e/obosnovanie-neobhodimosti-vneseniia-v-nastoiascee-semeinoe-zakonodatelstvo-poniatiia-semia-semeinyi-dogovor-5e1dc6b698930900b3ac2efd

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.