Обособленное подразделение за исключением филиалов и представительств

Содержание

Обособленное подразделение: как зарегистрировать, платить налоги, подавать отчетность и закрыть

Обособленное подразделение за исключением филиалов и представительств

Современное российское законодательство позволяет юридическим лицам вести деятельность в любом месте и городе, не обязательно по юридическому адресу.

В Налоговом кодексе России закреплены разные виды обособленных подразделений в зависимости от их функций.

Чем они отличаются, как правильно открыть и закрыть обособленные подразделения юридического лица и другие нюансы можно узнать из данной статьи.

Обособленным подразделением (ОП) может являться любой офис, фактическое местонахождение которого отличается от юридического адреса предприятия. Главное условие – наличие рабочего места на протяжении 1 календарного месяца.

Это может быть отдельный офис для бухгалтеров или юристов, который расположен в отдалении от основного предприятия. Или же цех, который был арендован в соседнем здании.

Обособленные подразделения бывают 3 видов:

  1. филиалы;
  2. представительства;
  3. иные обособленные подразделения.

Вот чем эти виды подразделений отличаются между собой:

ФилиалПредставительствоИное обособленное подразделение
Основные функцииЧастичное или полное осуществление функций головной фирмы ипредставительстваПредставление и защита интересов головной фирмыФактическое место выполнения трудовых функций сотрудников
Уведомление ФНС об открытии ОПНе требуется. Главное – внести изменения в ЕГРЮЛНе требуется. Главное – внести изменения в ЕГРЮЛОбязательно в течение 1 месяца
Отражение информации в ЕГРЮЛОбязательноОбязательноНе требуется
Ведение коммерческой деятельностиРазрешено в полном объеме (как и у головной фирмы)ЗапрещеноРаботникам разрешено выполнять трудовую функцию
Основной документ при созданииРешение собственников юридического лицаРешение собственников юридического лицаПриказ руководителя юридического лица
Собственный расчетный счетРазрешено с согласия головного предприятияРазрешено с согласия головного предприятияРазрешено с согласия головного предприятия

То есть главное отличие 3 разных категорий подразделений – это основные функции и возможность ведения коммерческой деятельности.

В зависимости от того, к какой категории относится подразделение, у них отличается процедура открытия и закрытия, а также учет и ведение деятельности. У руководства головного предприятия могут возникнуть сомнения – как именно классифицировать обособленное подразделение, тогда лучше всего обратиться с запросом в ФНС.

Желательно попросить налоговый орган дать ответ в письменной форме. Если в дальнейшем возникнет спор, то юридическое лицо сможет доказать, что его действия были выполнены в соответствии с разъяснением специалиста ФНС.

Как открыть обособленное подразделение?

Открытие обособленного подразделения начинается с того, что руководитель головного предприятия принимает решение. Его не обязательно оформлять в письменном виде, такого обязательства нет в законодательстве.

Однако на практике такой приказ лучше издать в письменном виде, так как в нем предприятие сможет точно обозначить дату открытия подразделения и принять дальнейшие действия по его работе (начало проведения операций и трудоустройства сотрудников).

Головная структура должна оповестить налоговый орган о решении отрыть подразделение. Для этого заполняется форма С-09-3-1 с указанием наименования обособленного подразделения (при наличии), адреса его местонахождения и даты его открытия. Заявление подписывается руководителем головного предприятия или другим уполномоченным лицом.

Форма сообщения об открытии иных обособленных подразделений (которые не являются представительствами или филиалами) направляется в инспекцию ФНС по месту регистрации головной фирмы в течение 1 месяца со дня их открытия. Если заявление будет направлено в электронной форме, то оно должно быть подписано усиленной электронной цифровой подписью.

За несоблюдение срока подачи заявления предприятие могут оштрафовать на сумму в 200 рублей, а руководителя – на сумму от 300 до 500 рублей.

Если обособленное подразделение будет организовано как представительство или филиал, то сведения о нем должны быть внесены в ЕГРЮЛ. В течение 3 дней после открытия подразделения такого типа юридическое лицо должно:

  1. подать заявление о государственной регистрации вносимых в ЕГРЮЛ изменений;
  2. приложить решение собственников предприятия и новую редакцию учредительных документов;
  3. оплатить государственную пошлину в размере 800 рублей (кроме случаев, когда документы подаются через МФЦ или нотариуса).

Налоговый орган в течение 5 рабочих дней направляет в ответ уведомление о постановке на учет обособленного подразделения с присвоением КПП.

ФНС не имеет право отказать юридическому лицу в регистрации обособленного подразделения.

Если подразделение будет иметь собственный расчетный счет и выплачивать заработную плату сотрудникам, то его придется регистрировать в ПФР и ФСС.

Для регистрации обособленного подразделения в ПФР достаточно оповестить налоговый орган о наделении ОП полномочиями по оплате труда физическим лицам. ФНС самостоятельно проинформирует ПФР о данном решении.

Данное заявление должно быть направлено в налоговый орган в течение 1 месяца со дня наделения подразделения подобными полномочиями.

А для регистрации ОП в ФСС головному предприятию нужно направить заявление по форме, представленной в Приложении № 1 к Приказу ФСС РФ от 22.04.2019 № 217. К заявлению следует приложить справку по форме банка об открытии расчетного счета и копию приказа о наделении полномочиями по начислению и выплате вознаграждения физическим лицам.

Максимальный срок подачи уведомления в ФСС – 30 календарных дней. За несоблюдение установленного срока на юридическое лицо наложат штраф в размере 5 000 рублей при просрочке на 90 дней или 10 000 рублей при просрочке более 90 дней.

Нюансы уплаты налогов и взносов

Основные нюансы, на которые стоит обратить внимание, относятся к:

  1. налогу на прибыль;
  2. акцизам;
  3. транспортному налогу;
  4. НФДЛ;
  5. страховым взносам.

Остальные налоги, например УСН или ЕНВД, нужно платить по местонахождению головной фирмы или объектов обложения.

Уплата налога на прибыль должна производиться отдельно в каждом регионе России. Это связано с тем, из общей ставки налога в 20% часть – 3% – направляются в федеральный бюджет, а 17% идет в местные бюджеты.

То есть, авансовые платежи по налогу на прибыль по ставке 3% уплачиваются по месту нахождения головной фирмы (но из расчета общей прибыли по всем обособленным подразделениям), а 17% уплачиваются подразделениям самостоятельно в местный бюджет.

Отчетность по налогу на прибыль составляется по отдельности в головной фирме (с учетом показателей всех филиалов) и по каждому подразделению.

Если на территории одного субъекта РФ располагаются головное предприятие и обособленные подразделения (или же несколько подразделений), то декларацию по налогу на прибыль и уплату данного налога можно по данным филиалом можно объединить.

По обособленному подразделению, которое расположено на территории иностранного государства платит налоги и сдает отчетность головное предприятие.

Уплата акцизов и подача отчетности по ним производится обособленными подразделениями если:

  • филиал фактически осуществляет деятельность по производству подакцизных товаров;
  • подразделение проводит подакцизные операции;
  • ОП приходует денатурированный этиловый спирт;
  • филиал проводит операции с использованием винограда (право собственности принадлежит обособленному подразделению).

Если на территории одного региона находится несколько обособленных подразделений, то отчетность и уплату акцизов можно объединить.

Уплата транспортного налога и сдача отчетности за периоды до 2019 года включительно осуществляется по месту регистрации транспортного средства. Исключение составляют:

  1. Водный транспорт (кроме маломерных судов). Уплата налога производится в ИФНС в зависимости от территории закрепления (порт приписки).
  2. Воздушный транспорт. Уплата транспортного налога производится головным предприятием.

С 2021 года, то есть с отчетности за 2020 год, отменяется предоставлять отчетность по транспортному налогу не нужно.

В отношении НДФЛ действует только одно правило: если в трудовом или гражданско-правовом договорах в качестве одной стороны выступает обособленное подразделение, то уплачивает налог и сдает отчетность именно оно.

Если с работниками заключены договоры от имени головного предприятия, то ОП не отчитывается по таким сотрудникам и не уплачивает по ним налог (вне зависимости от того, где они фактически выполняют свои обязанности).

Страховые взносы обособленное подразделение платит при выполнении одновременно двух условий:

  • у него есть собственный расчетный счет;
  • выплату заработной платы производит само подразделение.

Если хотя бы одно условие не соблюдено, то уплата страховых взносов производится за счет головной фирмы. Аналогичные требования предъявляются и к сдаче отчетности по страховым взносам.

Собственная печать подразделения: нужна или нет?

Здесь все зависит от желания руководителя головной фирмы и обособленного подразделения. В законодательстве нет указания на обязательность или запрет на отдельную печать для обособленного подразделения. Если руководитель головного предприятия разрешит, то подразделение может заказать собственную печать.

Источник: https://bankstoday.net/last-articles/obosoblennoe-podrazdelenie-yurlitsa-kak-ego-pravilno-otkryt-vesti-deyatelnost-i-zakryt

Что выгоднее открыть: филиал, представительство или обособленное подразделение? — Audit-it.ru

Обособленное подразделение за исключением филиалов и представительств

Диана Асатурян, юрист ООО «Первая ростовская налоговая консультация».

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», сентябрь 2018.

Перед многими организациями с ростом бизнеса встает задача расширения географии. Тогда возникают вопрос: как грамотно делегировать функционал компании в другой район, город или субъект? Что открыть: филиал, представительство или обособленное подразделение? Какие могут возникнуть налоговые препятствия и последствия?

Разница и сходство филиалов и представительств

Структурное подразделение организации может существовать как филиал, представительство (согласно ГК РФ) или обособленное подразделение юридического лица (согласно НК РФ).

Гражданское законодательство различает два вида подразделений– это филиал и представительство (ст. 55 ГК РФ).

Согласно этой статье представительство – это обособленное подразделение компании, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиал, в свою очередь, это обособленное подразделение юрлица, расположенное вне места его нахождения, которое осуществляет все его функции или их часть, в том числе представительскую функцию.

Исходя из определений этих терминов, можно сделать вывод, что филиал существенно превосходит представительства по объему полномочий, и знак тождественности между ними ставить нельзя.

Филиал, кроме представительских функции, может осуществлять все те действия, что и головная организация.

Поэтому, делая выбор в пользу того или иного подразделения, необходимо понимать, какой функционал планируется делегировать подразделению.

Тем не менее, общих признаков у этих двух видов подразделений гораздо больше. Приведем их ниже.

  1. Филиал/представительство не являются юридическими лицами, а выступают исключительно от имени юрлица, их создавшего.

  1. Филиал/представительство действует на основании утвержденного создавшим его юридическим лицом положения о филиале (представительстве). Положение принимается одновременно с решением о создании филиала или представительства. Форма положения о филиале/представительстве законодательно не утверждена.

  1. Наличие имущества у филиала (представительства). Ст. 55 ГК РФ указывает на то, что головная организация наделяет обособленное подразделение имуществом, но не указывает на обязанность выделять подразделение на отдельный баланс и открывать другой расчетный счет.

Термин «отдельный баланс» в законодательстве не содержится, но Минфин своими письмами еще в 2005 г. разъяснил, что отдельный баланс подразделения – это совокупность показателей, установленных организацией, для своих подразделений и отражающих ее имущественное и финансовое положение на отчетную дату.

  1. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют исключительно на основании его доверенности.

  1. Отражение филиала/представительства в едином государственном реестре юридических лиц.

На данный момент создание филиала или представительства должно быть обязательно отражено в ЕГРЮЛ, а вот в уставе организации сведений о филиалах и представительствах является необязательным.

Для создания филиала или представительства необходимо принять соответствующее решение, разработать положение и осуществить регистрационные действия в налоговом органе.

Постановка на учет филиала/представительства в налоговых органах произойдет автоматически на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Каждое подразделение будет поставлено на учет месту своего нахождения.

Что такое обособленное подразделение

В НК РФ отсутствует определение филиала или представительства, однако ст. 11 НК РФ содержит понятие обособленного подразделения.

Согласно этой статье обособленное подразделение – любое территориально отделенное от нее подразделение с оборудованными стационарными рабочими местами.

Не стоит путать понятие «обособленное подразделение» с филиалами и представительствами, так как каждый из видов обособленных подразделений имеет свой статус, функции и налоговые последствия. Порядок создания также отличается.

Обособленное подразделение, отвечающее признакам, указанным в ст. 11 НК РФ, считается созданным при организации новых рабочих мест на постоянной основе по адресу, отличному от места нахождения организации.

А для создания филиала или представительства требуется решение общего собрания участников общества, а также осуществление регистрационных процедур.

Создание обособленного подразделения, в отличие от создания филиала и представительства, не является регистрационной процедурой. Процедура создания обособленного подразделения, которое не является филиалом/представительством, значительно проще.

Достаточно будет издать соответствующий приказ о создании обособленного подразделения и уведомить налоговый орган заявлением по форме № С-09-3-1. Руководство таким подразделением может осуществлять руководитель головной организации.

Обособленное подразделение считается таковым независимо от отражения его в учредительных документах и от полномочий, которыми оно наделяется.

Для признания обособленного подразделения таковым согласно ст. 11 НК РФ, обязательными условиям являются:

  • территориальная обособленность;
  • создание в подразделении рабочих мест, обладающих признаками стационарности и оборудованности.

Разберемся, что это такое.

Условие территориальной обособленности выполняется, если обособленное подразделение находится географически отдельно от головной организации на территории, которая подконтрольна другому налоговому органу, в котором головная организация не состоит на учете.

Второе условие признания обособленного подразделения таковым – это наличие стационарных и оборудованных рабочих мест. Определение рабочего места содержится в ст. 209 ТК РФ, где указано, что рабочее место – это место, где работник обязан находиться или куда он должен прибыть в связи с его работой и которое находится под контролем работодателя.

Оборудованным рабочее место считается, если созданы все необходимые для исполнения трудовых обязанностей условия. А стационарным, если рабочее место создано на срок более месяца. Таким образом, именно создание оборудованного стационарного рабочего места территориально отделенного от главного офиса считается созданием обособленного подразделения.

Обособленное подразделение не является юрлицом, филиалом, представительством, не имеет самостоятельного баланса, не имеет расчетного или иных счетов в банке.

Налогообложение для обособленных подразделений

Рассмотрев особенности каждого обособленного подразделения, можно сделать вывод, что налоговое определение «обособленное подразделение» значительно шире, чем «гражданское» понятие филиала/представительства.

Важно понимать, что каждый филиал или представительство является обособленным подразделением, но не каждое обособленное подразделение является филиалом или представительством. Это важно понимать для целей налогообложения.

Почему? Потому что компании, открывшие филиалы, имеют ряд налоговых ограничений.

Обратите внимание: компания, которая имеет филиал, не вправе применять УСН (пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК).

Но если компания имеет обособленное подразделение, которое не является филиалом и имеет те признаки обособленного подразделения, которые перечислены выше, то такая организация вправе применять УСН.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/basis/a80/963620.html

Создание обособленного подразделения: порядок и сроки уведомления госорганов

Обособленное подразделение за исключением филиалов и представительств

Гусихин Дмитрий

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

специально для ГАРАНТ.РУ

О том, какие государственные органы и в какие сроки необходимо уведомить при создании обособленного подразделения организации, рассказывает эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Дмитрий Гусихин

Законодательство не запрещает юридическим лицам создавать обособленные подразделения, которые не являются филиалами или представительствами в смысле ст. 55 ГК РФ. Однако при этом процедура создания таких обособленных подразделений законодательством не урегулирована.

Сведения об этих подразделениях не вносятся в учредительные документы (обратите внимание, что с 1 сентября 2014 года сведения о представительствах и филиалах должны быть указаны в ЕГРЮЛ согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ).

Возникновение обособленного подразделения связано не с изданием каких-либо распорядительных актов органами управления юридического лица (соответствующий порядок может определяться внутренними документами организации, однако его несоблюдение никак не влияет на обязанности учреждения, возникающие в связи с созданием рабочих мест вне места своего нахождения), а исключительно с осуществлением организацией текущей хозяйственной деятельности и созданием стационарных рабочих мест вне места нахождения самой организации (ст. 11 НК РФ).

При этом ст. 11 НК РФ определено понятие обособленного подразделения организации, под которым понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.

Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Отметим, что в НК РФ не содержится определения термина “рабочее место”, однако данный термин определен нормами трудового законодательства. По смыслу п. 1 ст.

11 НК РФ институты, понятия и термины трудового законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в трудовом законодательстве, если иное не предусмотрено НК РФ.

Следовательно, в целях применения положений НК РФ под рабочим местом следует понимать место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ).

Таким образом, возникновение обособленного подразделения организации НК РФ связывает с одновременным выполнением следующих условий:

  • территориальная обособленность;
  • наличие стационарных рабочих мест, созданных на срок более одного месяца и оборудованных вне места государственной регистрации (места нахождения) организации;
  • ведение деятельности через это подразделение;
  • осуществление работодателем контроля рабочего места.

Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории России, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Обязанность организации представить в налоговый орган по месту своего нахождения сообщение о создании обособленного подразделения возникает независимо от того, какому налоговому органу подведомственна территория, на которой создано обособленное подразделение.

Для постановки организации на учет в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений, не являющихся филиалами или представительствами, организация должна представить в налоговый орган по месту своего нахождения сообщение о создании обособленного подразделения (п. 4 ст. 83, пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Такое сообщение должно быть направлено организацией в налоговый орган по форме № С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362@, в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения. В течение пяти рабочих дней со дня получения указанного сообщения налоговый орган осуществляет постановку организации на учет по месту нахождения ее обособленного подразделения и выдает организации уведомление о постановке на учет в налоговом органе (п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 84 НК РФ). 

БЛАНК

Сообщение о создании на территории Российской Федерации обособленных подразделений (за исключением филиалов и представительств) Российской организации и об изменениях в ранее сообщенные сведения о таких обособленных подразделениях)

Другие бланки

С 1 февраля 2008 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ, организации не обязаны представлять заявление о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения. Такая постановка на учет осуществляется теперь самим налоговым органом на основании сведений, сообщенных налогоплательщиком в соответствии с пп. 3 п. 2 ст.

23 НК РФ в течение пяти дней со дня получения этих сведений (п. 4 ст. 83, п. 2 ст. 84 НК РФ). Таким образом, в течение месяца с момента создания обособленного подразделения организация обязана направить сообщение о его создании в налоговый орган по месту своего нахождения.

Неисполнение этой обязанности является основанием для привлечения организации к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (см., например, письмо ФНС России от 27 февраля 2014 г. № СА-4-14/3404, письмо Минфина России от 17 апреля 2013 г.

№ 03-02-07/1/12946), а ее должностных лиц – к административной ответственности в виде административного штрафа в размере от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Следует также принять к сведению, что организация обязана в течение одного месяца письменно сообщить о создании обособленного подразделения и в органы контроля за уплатой страховых взносов по месту своего нахождения (п. 2 ч. 3 ст.

28 Федерального закона от 24 июля 2009 г.

№ 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования”, далее – Закон № 212-ФЗ).

Как следует из письма Минздравсоцразвития России от 9 сентября 2010 г. № 2891-19, исполнение организацией обязанности по сообщению о создании обособленного подразделения не ставится в зависимость от наличия у этого обособленного подразделения отдельного баланса, расчетного счета, а также начисления им выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц.

На основании ч. 1 ст. 3 Закона № 212-ФЗ органами, осуществляющими контроль за уплатой страховых взносов, являются:

  • ПФР и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в ФФОМС;
  • ФСС России и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС России.

В настоящее время форма сообщения о создании обособленного подразделения, подаваемого в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения организации, не утверждена, поэтому организация может уведомить фонды о созданном обособленном подразделении в произвольной форме.

Источник: https://www.garant.ru/ia/opinion/author/gusihin/570894/

Обособленное подразделение организации, представительство или филиал?

Обособленное подразделение за исключением филиалов и представительств

В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации обособленное подразделение организации – любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, то есть два и более.

Обособленное подразделение признается таковым независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, а также независимо от полномочий, которыми наделяется указанное обособленное подразделение.

При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее место – это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

В соответствии с п. 3 ст. 83 НК РФ постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту ее нахождения, месту нахождения ее филиала, представительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.

Согласно пункта 4 статьи 83 НК РФ постановка на учет в налоговых органах российской фирмы по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала и представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой фирмой в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 23 НК РФ налогоплательщики-организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации следующую информацию:

1. Обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:

– в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской компании;

– в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской компании.

2. Обо всех обособленных подразделениях российской фирмы на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой фирмы (которые закрываются этой фирмой):

– в течение трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства);

– в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения).

Ответственность, предусмотренная законодательством

За нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе организация должна будет заплатить штраф в размере 10000 рублей (п. 1 ст. 116 НК РФ).

За ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе организация должна будет заплатить штраф в размере 10 процентов от полученных за этот период доходов, но не менее 40000 рублей (п. 2 ст. 116 НК РФ).

Кроме того, за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе могут привлечь к ответственности еще и должностных лиц предприятия. Согласно статье 15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, они могут получить предупреждение или на них может быть наложен штраф в размере от 500 до 1000 рублей.

Если нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе сопряжено с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе, на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 2000 до 3000 рублей.

Под должностными лицами в данном случае следует понимать:

  • руководителей организаций, которые осуществляют полномочия единоличных исполнительных органов;
  • других работников, которые совершили административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Следовательно, даже если организация заключает договор аренды помещения и создает в арендованном помещении одно рабочее место, то согласно статье 11 НК РФ такое структурное подразделение не может являться обособленным подразделением организации, а значит, у организации не возникает обязанностей, предусмотренных п. 4 ст. 83 НК РФ.

Таким образом, можно сделать вывод, что для признания структурного подразделения обособленным необходимо соблюдение следующих условий: 

– решение руководства предприятия о создании обособленного подразделения;

– наличие помещения в собственности, договора аренды, договора субаренды и т.д. на помещение, в котором располагается структурное подразделение;

– наличие двух и более оборудованных стационарных рабочих мест, что подтверждается организационно-распорядительными документами.

Представительство или филиал

Представительство – обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п. 1 ст. 55 ГК РФ).

Филиал – обособленное подразделение юридического лица, которое расположено вне места его нахождения и осуществляет все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п. 2 ст. 55 ГК РФ).

Согласно п. 3 ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы:

– не являются юридическими лицами, они наделяются имуществом юридическим лицом, которое их создало, действуют на основании утвержденных им положений;

– представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица;

– руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Из смысла статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации можно сделать вывод, что в учредительные документы фирмы должны вноситься сведения о наименовании и фактическом местонахождении филиала или представительства, а также об их функциях.

Любые изменения этих характеристик филиала или представительства либо ликвидация (закрытие) последних также должны влечь внесение соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица в целях обеспечения достоверности содержащихся в них сведений.

В соответствии с п. 3 ст. 52 ГК РФ изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента госрегистрации таких изменений, а в части изменения сведений в уставе общества о филиалах и представительствах – с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.

Также стоит учитывать, что юридические лица, их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие госрегистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, которые действовали с учетом этих изменений.

В соответствии со статьей 19 НК РФ филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Согласно ст. 11 НК РФ местом нахождения обособленного подразделения российской фирмы является место осуществления деятельности этой фирмой через свое обособленное подразделение.

Филиал и представительство: сходства и различия

Основное отличие филиала от представительства состоит в более широких функциях первого по сравнению со вторым.

Если представительство создается с целью осуществления только юридических действий, сводящихся к представлению и защите интересов юридического лица перед органами власти и управления, в коммерческих и некоммерческих организациях, то деятельность филиала состоит в осуществлении как юридических, так и фактических действий, посредством которых могут выполняться все функции юридического лица либо их часть.

Другими словами, если предполагается только налаживать деловые контакты, заключать договора с контрагентами, рекламировать товары, работы, услуги и представлять интересы компании в регионе, то наиболее приемлемым вариантом будет открытие представительства.

Если же обособленное подразделение предприятия наряду с указанными задачами будет еще и выполнять такие как производство, отпуск товаров, услуг или работ потребителям, то оно должно быть создано в форме филиала.

Также при выборе типа обособленного подразделения следует учитывать, что в соответствии с п. 3 ст. 346.12 НК РФ предприятия, у которых есть филиалы и (или) представительства, не вправе применять упрощенную систему налогообложения.

Обратите внимание: по мере выхода и вступления в силу изменений законодательства Российской Федерации, часть информации, приведенной на этой странице, может оказаться устаревшей и не подлежащей применению.

За консультацией по вопросу «обособленное подразделение, филиал или представительство», учитывающей все индивидуальные особенности вашего бизнеса, Вы можете обратиться к юристам нашей компании по телефонам в Москве: +7 (495) 795-85-39, +7 (903) 713-67-52.

Источник: http://www.ustena.ru/services/yuridicheskaya-konsultatsiya/predstavitelstvo-ili-filial/

Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения. Сходства и отличия в теории и на практике

Обособленное подразделение за исключением филиалов и представительств

Многие компании, преследующие цель расширения бизнеса, на практике сталкиваются с проблемами выбора правильной формы закрепления юридического статуса дополнительного офиса или цеха.

Что следует выбрать – филиал или представительство? Каковы отличия между ними и чем эти формы отличаются от иных обособленных подразделений? А может это одно и то же? Понять различия между филиалами, представительствами, иными обособленными подразделениями, выделить их основные признаки и помочь выбрать правильную форму ведения бизнеса, не забывая о специфике режима налогообложения компании, поможет настоящая статья.

Определение терминов

Прежде всего, оговоримся, что состав терминологии гражданского и налогового права различается. В Налоговом кодексе Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс) отсутствует определение понятия филиал, равно как и понятие представительства.

В то же время, статья 11 НК РФ указывает, что институты, понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Поэтому указанные термины мы будем применять для целей налогообложения именно в том значении, в котором они используются в гражданском законодательстве.

Понятия “филиал” и “представительство” приведены в статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). Согласно положениям данной нормы, представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Исходя из определений, можно сделать вывод, что главное отличие филиала и представительства друг от друга состоит в их функциональном назначении: представительство лишь представляет интересы юридического лица в его взаимоотношениях с участниками гражданского оборота, например, выполняет функции ведения переговоров и последующего заключения сделок, а также защиты интересов организации в судебных органах.

Филиал также представляет интересы юридического лица, т.е. в том числе выполняет функции представительства. Помимо этого, филиал осуществляет все или часть функций юридического лица.

Иначе говоря, филиал не только ведет переговоры и совершает от имени юридического лица сделки, но и выполняет фактические действия, направленные на исполнение заключенных договоров, т.е.

ведет производственную, торговую или иную деятельность, осуществлением которой занимается само юридическое лицо. При этом, филиал может выполнять все виды деятельности организации, либо некоторые из них.

Общие признаки филиала и представительства

Рассмотрев оба понятия, мы можем выделить признаки, схожие как для филиала, так и для представительства.

Первый и самый, пожалуй, определяющий признак сводится к тому, что ни филиал, ни представительство не являются юридическими лицами, т. е.

самостоятельными участниками гражданского оборота, а вступают в гражданские, трудовые, налоговые и иные правоотношения от имени юридического лица, их создавшего. На практике этот признак находит свое отражение в следующем:

  • сделки от имени филиала или представительства заключает само юридическое лицо;
  • оно же несет ответственность по обязательствам, возникшим в связи с их деятельностью;
  • филиалы и представительства не могут выступать в качестве истцов и ответчиков в суде, т.е. не могут самостоятельно от своего имени участвовать в судебных процессах.

Вот как комментирует этот вопрос Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ (далее – ВАС РФ) в Информационном письме от 14.05.98 г. N 34 “О рассмотрении исков, вытекающих из деятельности обособленных подразделений юридических лиц”: “…

обособленное подразделение, не являющееся юридическим лицом, может предъявлять иск только от имени юридического лица …

К исковому заявлению, подписанному руководителем обособленного подразделения, должна быть приложена доверенность (или ее копия) юридического лица, подтверждающая его полномочия на подписание искового заявления от имени юридического лица”.

При отсутствии такой доверенности, исковое заявление возвращается без рассмотрения, на основании п. 2 ч. 1 ст. 108 АПК РФ».

Аналогичный вывод содержится и в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации”. В силу п.

9 данного Постановления, филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц.

Ответственность за неисполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство).

Руководствуясь данной правовой позицией, ФАС Московского органа в своем Постановлении от 15 апреля 2009 г. № КА-А40/1708-09 отметил, что филиалы не являются субъектами налоговых правоотношений, следовательно, не могут быть привлечены к налоговой ответственности, поскольку к ответственности за действия (бездействия) филиалов может быть привлечено только юридическое лицо.

Проблема территориальной обособленности

Территориальная обособленность, или расположение вне места нахождения организации, также является важным определяющим признаком как филиала, так и представительства. В соответствии с п. 2 и 3 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации и указывается в его учредительных документах.

В 90-ые и «нулевые» между юристами шли ожесточенные споры о том, что такое «место нахождения» юрлица? Одни считали, что это конкретный адрес, т.е.

населенный пункт, улица, дом, офис, по которому расположен постоянно действующий исполнительный орган юридического лица, или в случае его отсутствия – иной орган или лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица без доверенности, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ). В соответствии с этим предположением, территориальная обособленность означает, что если дополнительный офис компании располагается в одном населенном пункте, на одной улице и даже в одном доме с создавшим их юридическим лицом, но в отличном от него помещении, они смело могут относиться по данному признаку к филиалу или представительству.

Другие юристы полагали, что под местом нахождения юридического лица следует считать не конкретный почтовый адрес, содержащийся в ЕГРЮЛ, а принадлежность к определенному субъекту Российской Федерации (например, Санкт-Петербург, Москва, Саратов и так далее).

Данный спор был разрешен только в 2015 году, когда законодатель принял закон № 209-ФЗ от 29.06.2015 года. Этот нормативный акт внес изменения в ГК РФ и установил, что местом нахождения юрлица является конкретный населенный пункт (муниципальное образование) на территории РФ. В свою очередь, в ЕГРЮЛ указывается адрес юрлица в пределах места его нахождения.

Таким образом, территориальная обособленность, как признак филиала или представительства, означает, что создать их юридическое лицо может лишь вне места своего нахождения, т.е. вне населенного пункта (муниципального образования), где зарегистрирована головная компания.

Вопросы имущественной обособленности

Имущественная обособленность филиалов и представительств, как следующий важный их признак, означает, что, во-первых, они вправе владеть и пользоваться имуществом, выделенным юридическим лицом на отдельный баланс, а во-вторых, вправе иметь отдельный расчетный счет.

Впрочем, по поводу «отдельного баланса обособленного подразделения» не все так просто. Законодательство вообще не знает такого термина. На практике под ним понимают документ с отчетной информацией о деятельности хозяйствующего субъекта, а также способ учета показателей, позволяющий соотносить их друг с другом.

Пункт 8 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» гласит, что подобная отчетность должна содержать показатели деятельности всех филиалов. А отсюда вывод – филиалы не формируют отдельную отчетность и не составляют отдельного баланса.

Следовательно, когда нормативные акты говорят об «отдельном балансе», они просто имеют ввиду перечень показателей, которые юрлицо установило для своих подразделений, выделенных на «отдельный баланс».

Кроме того, филиалы и представительства только фактически владеют и пользуются имуществом (и денежными средствами), выделенными им организацией. Они не обладают правом распоряжения, оперативного ведения или хозяйственного управления – вещными и обязательственными правами на них.

Руководители филиалов и представительств

Филиалы и представительства организационно обособлены от создавшего их юридического лица. Это означает, что их руководители назначаются юридическим лицом и действуют на основании выданной им доверенности.

Высший Арбитражный, а позднее и Верховный Суды неоднократно подчеркивали этот момент. Так, 23.06.

2015 года Пленум ВС РФ принял Постановление № 25, в котором еще раз пояснил, что основные полномочия руководителя филиала (либо представительства) подтверждаются только его доверенностью, а не положением или учредительными документами юрлица.

Источник: https://www.gestion.ru/news/gestion/filialy-predstavitelstva-i-inye-obosoblennye-podrazdeleniya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.