Объекты авторского и смежного права

Авторское право и смежные права

Объекты авторского и смежного права

Авторское право включено в состав четырех институтов права, составляющих так называемую подотрасль «права интеллектуальной собственности». В эту отрасль наряду с авторским правом также включены:

  • смежные права;
  • патентное право;
  • средства индивидуализации участников гражданского оборота.

Объекты всех этих институтов составляют результаты интеллектуальной деятельности.

Определение 1

Интеллектуальная собственность представлена совокупностью исключительных прав на объекты, представляющие собой результаты интеллектуальной деятельности.

Авторское право принято рассматривать с двух сторон:

  • объективной;
  • субъективной.

Объективная сторона авторского права представлена совокупностью правовых норм, которые призваны регулировать имущественные и личные неимущественные отношения в области науки, литературы и искусства. Эти отношения также заключаются в использовании результатов творческой деятельности авторов.

Субъективная сторона авторского права представлена личными неимущественными и имущественными правами, принадлежащими лицам, которые создали произведения литературы, науки и искусства.

Смежные права представлены нормами, регулирующими отношения, которые возникают вследствие создания:

  • фонограмм;
  • исполнений;
  • постановок;
  • передач организаций эфирного и кабельного телевидения.

Замечание 1

Регулирует смежные права тот же закон, что и авторское право и объединяет их в один институт под названием «авторское право».

Авторское право обладает определенными функциями и принципами.

Функции, осуществляемые авторским правом, заключаются в:

  • стимулировании деятельности, направленной на создание произведений литературы, науки и искусства;
  • создании условий, способствующих использованию авторских произведений с учетом интересов общества.

Замечание 2

Авторское право охраняет интересы и права авторов произведений науки, литературы и искусства, в чем и заключается его главное назначение.

Главные принципы авторского права заключаются в:

  • свободе творчества;
  • сочетании личных интересов автора и интересов общества;
  • неотчуждаемости личных неимущественных прав;
  • свободе авторского договора.

Субъекты авторского права

Определение 2

Субъекты авторского права представлены создателями произведений науки, литературы и искусства (авторами, соавторами и составителями сборников), их правопреемниками (наследниками и лицами, которые приобрели исключительные права по авторскому договору) или работодателями и другими лицами, приобретающими исключительные авторские права на основании договора или в соответствии с законодательством.

Определение 3

Автором произведения является гражданин, который своим творческим трудом создал произведение. Таковым принято считать лицо, которое на оригинале или экземпляре произведения заявлено его автором, если не доказано по закону иное.

Если по поводу авторства возникает спор, то должна быть проведена автороведческая экспертиза.

Лицо с рождения обладает способностью иметь права автора произведений науки, литературы и искусства, и это никак не связано с наличием у него дееспособности.

Но для осуществления авторских прав всё-таки необходим определенный объем дееспособности, поэтому интересы малолетних и недееспособных выражают их законные представители.

На возникновение авторских прав не влияет состояние здоровья лица и выпуск данного произведения в свет.

Иностранный гражданин может стать субъектом авторского права в Российской Федерации при условии выпуска его произведения в свет на территории нашей страны. Во всех остальных случаях права иностранного гражданина защищаются, если имеется соответствующий международный договор.

Соавторством считается создание произведения с использованием творческого труда нескольких лиц. Соавторы имеют авторские права на это произведение, независимо от того, является это произведение единым целым или представлено частями, имеющими самостоятельное значение.Соавторство бывает раздельное и нераздельное.

Определение 4

Раздельное соавторство заключается в авторстве нескольких лиц на произведение, которое состоит из отдельных самостоятельных частей, использующихся независимо друг от друга.

Определение 5

Нераздельным считается соавторство, при котором авторы обладают авторским правом на целое произведение.

Еще один субъект авторского права – это правопреемники авторов. Ими считаются лица, которые приобрели определенные полномочия автора по наследству, по закону или на основании договора с другим автором.

Круг правопреемников состоит из:

  • физических лиц, получивших права автора по наследству;
  • юридических лиц, приобретаемых права автора в определенных законом случаях;
  • государства, ставшего субъектом авторского права в следствие ликвидации юридического лица, которое обладало авторским правом либо когда государство стало наследником носителя авторских прав.

Объекты авторского права

Творчество относится к деятельности человека, которая является чем-то новым и порождает что-то неповторимое, оригинальное и уникальное. И для воплощения творческого результата, его общественной значимости и характера объекта авторского права, этот результат должен иметь какую-либо объективную форму: письменную, устную, звуко- или видеозапись, изображение.

Замечание 3

Объектом авторского права может быть не только целое произведение, но и его часть, которая также представляет собой результат творческой деятельности человека и используется самостоятельно.

Круг объектов авторского права состоит из:

  • литературных произведений;
  • драматических, музыкально-драматических и сценарных произведений;
  • хореографических произведений и пантомимы;
  • музыкальных произведений с текстом или без текста;
  • аудиовизуальных произведений;
  • произведений живописи, скульптуры, графики, дизайна, комиксов и других произведений изобразительного искусства;
  • произведений декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведений архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • фотографических произведений;
  • географических и геологических карт, планов, эскизов;
  • производных произведений (переводов, обработок, аннотаций, рефератов, резюме, обзоров, инсценировок);
  • сборников (энциклопедий, баз данных).

Круг объектов авторского права не может состоять из:

  • официальных документов (законов, судебных решений);
  • государственных символов и знаков (флагов, гербов, орденов, денежных знаков);
  • произведений народного творчества;
  • сообщений о событиях и фактах, которые носят информационный характер.

Замечание 4

Возникновение и осуществление авторского права не требует каких-то определенных формальностей, включая регистрацию объектов и прав на них.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/specialnye_instituty_grazhdanskogo_prava/avtorskoe_pravo_i_smezhnye_prava/

Объекты смежных прав

Объекты авторского и смежного права

В главе “Объекты смежных прав” Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP Вы узнаете, какие результаты интеллектуальной деятельности охраняются правом, смежным с авторским. Объекты смежных прав в отличие, например, от объектов авторского права разнообразны, поэтому особое внимание будет уделено особенностям правового регулирования каждого из них.

Этот материал будет полезен студентам, юристам, не специализирующимся в области интеллектуальных прав, предпринимателям, авторам-исполнителям, составителям баз данных и всем интересующимся правовой охраной интеллектуальной собственности.

Если какие-либо вопросы остались нераскрытым, Вы можете задать их на странице консультации по авторскому праву и смежным правам.

1. Объекты смежных прав: понятие

Объекты смежных прав отличает многообразие: их перечень не является широким, но каждый из объектов обладает значительными особенностями.

Все эти результаты интеллектуальной деятельности весьма условно объединены в одну группу, что можно объяснить экономическими и историческими причинами, о которых мы скажем ниже.

Прежде же остановимся на том, что объектами смежных прав являются:

  • исполнения и постановки
  • фонограммы (звуковые записи)
  • радио- и телепередачи (передачи эфирного и кабельного вещания)
  • содержание баз данных
  • публикации ранее не обнародованных произведений науки, литературы и искусства (объектов авторских прав).

Схема №1. Объекты смежных прав

Перечень объектов смежных прав установлен в Гражданском кодексе и является закрытым. Как мы видим, объектами смежных прав являются совершенно разные результаты интеллектуальной деятельности. Их нельзя объединить по признаку творчества, так как исполнения и постановки – это результат творчества, а, например, работа публикатора творческой однозначно не является.

Их нельзя объединить по субъекту права, так как часть смежных прав принадлежит изначально только физическим лицам, а часть – только юридическим лицам. Объекты смежных прав охраняются различное по продолжительности время.

  исключительного права на использование объектов смежных прав зависит от конкретного объекта, потому что те действия, которые можно произвести, например, с публикацией, нельзя произвести базой данных.

Единственный признак, который объединяет все объекты смежных прав – это необходимость правовой охраны и защиты интересов тех или иных лиц, но невозможность сделать это с помощью авторского права или патентного права. Отсюда и возникают “пограничные” институты интеллектуальной собственности, в частности, смежное право.

2. Исполнения и постановки как объекты смежных прав

Исполнение – представление произведения литературы, искусства или народного творчества посредством пения, игры, декламации, постановки, чтения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств. Исполнения являются объектом смежных прав, если они выражены в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств. Наиболее популярные виды исполнений:

  • исполнения музыкальных произведений со словами и без;
  • спектакли;
  • хореографические постановки;
  • цирковые представления;

Исполнения – исторически первые объекты смежных прав, правовая охрана которым начала предоставляться с середины XX века.  Первоначальным правообладателем исключительного права на исполнение всегда является гражданин (автор-исполнитель). Смежные права на исполнения возникают с момента выражения исполнения в форме, допускающей его воспроизведение и распространение техническими средствами.

Крайне важно различать исполнения как объекты смежных прав и исполняемые произведения, которые чаще всего являются объектами авторского права.

Так, песня как сочетание музыки (нотной записи) и текста – объект авторского права, который имеет своего автора и правообладателя.

Когда певец исполняет песню с аккомпанементом оркестра, возникает объект смежных прав, авторами и правообладателями которого признаются оркестранты и певец.

Условием возникновения смежных прав на исполнение является соблюдение авторских прав на исполняемое произведение. Поэтому между исполнителем и правообладателем объекта авторского права должен быть в каждом случае заключен лицензионный договор.

3. Фонограммы как объекты смежных прав

Фонограммы – звуковые записи исполнений или любых других звуков. Объектами смежных прав не являются звукозаписи в сопровождении визуальных представлений и образов.

Поэтому закон прямо исключает из-под действия смежных прав звукозаписи, включенные в аудиовизуальные произведения (фильмы и тому подобное).

Такие звукозаписи охраняются авторским правом как часть аудиовизуального произведения.

Запись фонограмм не является творческой деятельностью, но в большинстве случаев она требует значительных инвестиций в организацию звукозаписи, покупку оборудования, поиску исполнителей и распространению фонограмм. В целях защиты этих инвестиций в объекты смежных прав стали включать и фонограммы.

Интеллектуальные права изготовителей фонограмм возникают и осуществляются при условии соблюдения авторских прав и смежных прав исполнителей. Если указанные права не были соблюдены, то запись фонограммы признается нарушением исключительного права. Кстати, в этой статье можно подробно прочитать об ответственности за нарушение авторских прав.

4. Сообщения передач в эфир и по кабелю

Радиопередачи и телепередачи – объекты смежных прав, создателями и первоначальными правообладателями которых являются организации эфирного и кабельного вещания. Возникновение смежных прав связывается Гражданским кодексом не с фактом создания или записи передачи, а с фактом сообщения передачи в эфир или по кабелю.

Как и в случае с фонограммами, радио- и телепередачи охраняются как объекты интеллектуальных прав по той причине, что для их создания требуются значительные инвестиции.

Право каждого ретранслировать, записывать и распространять сообщения передач привело бы к необоснованным преимуществам тех, кто не вкладывал средства в создание программ, но извлекает из этого коммерческую выгоду.

В связи с этим многие сайты, на которых можно посмотреть онлайн трансляции теле- и радиопередач на самом деле являются нарушителями смежных прав.

5. Базы данных как объекты смежных прав

Базы данных могут охраняться как авторским правом, так и смежным правом.

Базы данных как объекты смежных прав – это совокупность самостоятельных материалов, подбор, обработка, систематизация и представление которых потребовало существенных финансовых, материальных, организационных или иных затрат. По общему правилу, существенными признаются затраты на создание базы данных, включающей не менее 10 000 самостоятельных материалов.

Особенностью базы данных как объекта смежных прав является то, что в ней охраняется не форма представления материала, а само содержание. Без разрешения правообладателя запрещается извлекать из базы данных и повторно использовать материалы, включенные в нее. С точки зрения авторского права, такие действия признаются правомерными.

Гражданский кодекс позволяет осуществлять государственную регистрацию баз данных как объектов авторского права. Государственная регистрация объектов смежных прав законодательством не предусмотрена.

6. Публикации необнародованных произведений

Публикации как объекты смежных прав – это произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние. Однако интеллектуальные права на публикации возникают только при условии, что произведение не было обнародовано в период действия авторских прав.

Смежные права предоставляются публикаторам постольку, поскольку их работа требует организационных и финансовых затрат, связанных с поиском ранее не опубликованных произведений, их подготовкой и публикацией. Но стоит заметить, что на уровне международных договоров по авторскому праву и смежным правам интеллектуальные права публикаторов пока не защищаются.

Полезные ссылки по теме “Объекты смежных прав”:

1. Сайт Всероссийской организации интеллектуальной собственности.
2. Статья 1304 Гражданского кодекса.
3. Статья об объектах смежных прав.

Источник: https://sumip.ru/biblioteka/prava-smezhnye-s-avtorskimi/obekty-smezhnyx-prav/

Объекты авторского права и смежного права

Объекты авторского и смежного права

В отношении конкретного лица авторское право представляет собой совокупность исключительных прав на определенные объекты.

Объекты авторского права

Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности и выраженные в какой-либо объективной форме. Они могут представлять собой, в частности:

  1. литературные произведения
  2. программы для ЭВМ и базы данных
  3. произведения сценарного искусства
  4. хореографические произведения и пантомимы
  5. музыкальные произведения с текстом и без текста
  6. фильмы и другие аудиовизуальные произведения
  7. произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства
  8. произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства
  9. произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства
  10. фотографические произведения и произведения, полученные способам, аналогичными фотографии
  11. географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения
  12. другие произведения

В отличие от патентного права авторское характеризуется тем, что правовая охрана возникает в силу самого факта создания произведения, выполнения каких-либо формальностей не требуется.

Следующей важнейшей особенностью является то, что авторское право охраняет форму произведения (форму выражения мыслей: язык, образы, структуру), а не содержание.

Авторское право на произведение распространяется независимо от его назначения и достоинства, а также от способа выражения.

Все вышесказанное не означает, что авторское право полностью изолировано от других институтов интеллектуальной собственности. Иногда встречаются случаи, когда на один и тот же объект распространяются как нормы авторского права, так и нормы других институтов. В этих случаях необходимо учитывать как правовой режим произведения, так и правовой режим других объектов.

Особое значение имеет знание положений законодательства, когда произведением является коммерческий продукт, используемый для извлечения прибыли.

Объектом права является то, на что распространяют свое действие правовые нормы.

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения (ст. 6 Закона об авторском праве).

Несмотря на то, что законодательство РФ не содержит определения произведения, указанная статья приводит признаки и черты, которыми должно обладать и обладает любое произведение, которому предоставляется авторско-правовая охрана.

1. Прежде всего, следует отметить, что произведение является благом нематериальным, поскольку результатом творческой деятельности может быть только совокупность идей, мыслей и образов, а не материальные объекты.

Поэтому следует отличать само произведение, имеющее нематериальную сущность, от формы его воплощения, а иначе – от материального носителя. П. 5 ст. 6 прямо указывает на то, что авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено.

Однако следует отметить, что иногда само произведение и его материальный носитель являются одним целым. Примером тому является картина.

Но все равно, право собственности (вещное право) распространяется на полномочия по владению, пользованию и распоряжению самой картиной (единичным экземпляром), а авторское право защищает от ее использования в форме воспроизведения, заимствования, распространения, публичного показа и других формах без разрешения правообладателя.

Передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи авторских прав. Поэтому, например, купив рукопись, нельзя без разрешения автора опубликовать ее.

2. Произведение должно быть творческим результатом. Строго говоря, в Законе речь идет о творческой деятельности, но все-таки, более важен аналогичный признак результата. И вот почему.

По мнению большинства ученых, о творческом характере произведения говорит его новизна. При этом новизна рассматривается как синоним оригинальности. Хотя оригинальность характеризуется тем, что указывает на уникальность объекта вообще, а новизна – о неизвестности в какой-либо момент.

Многие объективно новые творческие результаты могут быть достигнуты, получены разными лицами, работающими параллельно, независимо друг от друга. Авторское право не охраняет те творческие результаты, которые могут создаваться параллельно. Этот вывод следует из того обстоятельства, что понятия приоритета в авторском праве нет, т.е.

правообладатель не определяется исходя из первенства во времени и более ранней даты представления произведения какому-либо органу или структуре. Также лица, создавшие результат при независимой друг от друга работе не признаются соавторами, поскольку соавторство – это совместное участие.

Отсюда следует вывод: авторское право охраняет лишь те творческие результаты, которые являются уникальными, неповторяющимися при параллельном творчестве, т.е. оригинальными.

Фактически, это означает, следующее: если будет доказано, что все-таки результат (объект) получен при параллельной работе разными лицами, а не заимствован, то он не является объектом авторского права и ему не предоставляется авторско-правовая охрана.

Именно поэтому Закон “Об авторском праве и смежных правах” охраняет лишь форму произведения (т.е. – форму выражения идей, мыслей автора с помощью языка, образов, структуры материала), а не его содержание, потому что предполагается, что элементы содержания не являются оригинальными.

При этом не имеет значения, являются ли такие элементы новыми, поскольку новизны не достаточно для возникновения охраны по авторскому праву. Ст.

6 прямо указывает элементы содержания произведения, на которые авторское право не распространяется: идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Некоторым из этих результатов творчества может быть предоставлена охрана нормами патентного права.

Например, если в произведении описано изобретение, то авторское право не защитит от его использования, а обеспечит лишь охрану того, как описано техническое решение, с помощью каких терминов и каким образом. Само изобретение может быть запатентовано.

3. Авторское право распространяется на все произведения, независимо от их назначения и достоинств.

Это означает, что охрану получает как высокохудожественное произведение, так и не принимаемое обществом в качестве произведения искусства (в эстетическом смысле слова) и достижения культуры.

Такой подход совершенно справедлив, поскольку иное решение обеспечило бы влияние субъективного мнения на вопрос о предоставлении охраны, а критериев определения достоинств произведения быть не может.

Данная черта тесно связана со вторым признаком. Ведь не смотря на то, что художественные достоинства произведения могут быть не высоки, оно должно быть оригинальным. Поэтому при определении того, является ли результат творческой деятельности объектом авторского права, следует установить, может ли он быть достигнут разными лицами при параллельном творчестве.

Этот принцип очень важен, поскольку независимость от достоинств означает, что объектами авторского права являются небольшие рисунки, логотипы, высказывания, а также часть произведения (включая его название), если может использоваться самостоятельно (см. п. 3 ст. 6). И иногда трудно определить, распространяется ли на какое-либо творческое решение нормы авторского права.

Например, есть название произведения или строчка. Конечно, невозможно представить, чтобы запрет налагался на использование любого названия произведения (т.е. слова или словосочетания) практически в любой форме и любым способом без разрешения автора. Чтобы быть объектом авторского права, название должно отражать творческую самобытность автора, являться оригинальным и неповторяющимся.

Это, в принципе, относится ко всем произведениям, их элементам.

4. Авторское право распространяется как на обнародованные, так и необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме. То есть, произведение должно быть доступно для восприятия людьми, а не существовать в виде замысла, идеи в воображении автора.

Можно привести следующие объективные формы выражения произведения:

  1. письменная;
  2. устная (публичное произнесение, исполнение и т.д.);
  3. звуко- или видеозапись;
  4. изображение (рисунок, эскиз, план, чертеж и т.д.);
  5. объемно-пространственная;
  6. другие (перечень не ограничен).

Следует отметить, что в законодательстве не указано на необходимость наличия возможности воспроизведения, которая связана с формой выражения произведения.

Таким образом, законодатель признал, что авторским правом охраняются любые выраженные вовне произведения, в том числе и те, объективная форма которых не связана с материальным носителем.

Конечно, защита произнесенных речей или сыгранной музыки, которые не записаны, вызовет определенные трудности.

Законодательством установлены те объекты, которые не являются объектами авторского права. Прежде всего, это те из них, которые не обладают признаками и чертами произведения, указанными выше. Например, если достигнут не творческий, а именно технический результат (в результате технической работы), то он нормами авторского права не охраняется.

Однако есть и такие произведения, которые обладают всеми признаками, но не являются объектами авторского права в силу прямого указания закона:

1. официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;

2. государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки): следует отметить, что, во-первых, речь идет именно о государственных символах и знаках, а, во-вторых, таковыми они становятся с момента официального утверждения;

3. произведения народного творчества: их отнесли к неохраняемым произведениям, поскольку они основаны на повторяемости образов, символов, автором которых является сам народ;

Источник: https://www.ippro.ru/v-i-o/ob-ekty-avtorskogo-prava-i-smezhnogo-prava/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.