На какой транспорт не нужны права 2021

Содержание

На какой транспорт не нужны права в России в 2020 году? | Помощь водителям в 2021 году

На какой транспорт не нужны права 2021

Автомобиль считается источником повышенной опасности. Выезжая на дорогу, человек должен уметь управлять транспортным средством и знать нормы ПДД РФ. Претендент, соответствующий требованиям и сдавший экзамены, сможет получить права.

Однако водительское удостоверение требуется не на все транспортные средства. Перечень автомобилей, для управления которыми требуются водительские права в 2021 году, а также необходимая категория указаны в действующем законодательстве.

Закон о получении прав на управление транспортным средством

В 2021 году действует 3 основных нормативно-правовых акта, из положений которых вытекает потребность в оформлении водительского удостоверения на определенный транспорт. Это:

  1. Конституция РФ. Наделяет граждан правом на свободное передвижение.
  2. ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года “О безопасности дорожного движения”. В нормативно-правовом акте говорится, что люди должны передвигаться по дорогам соблюдая свод определённых правил. Их реализация не должна ущемлять интересы других людей. В статье 25 приводятся основные положения, касающиеся допуска к управлению транспортными средствами. В статье 26 отражены условия для получения водительского удостоверения.
  3. ПДД РФ. В пункте 2.1.1 говорится, что водитель обязан иметь при себе удостоверение и должен предъявлять документ для проверки сотрудником ГИБДД по первому требованию.

Из вышеуказанного следует, что гражданин может передвигаться на любых транспортных средствах, но только при наличии соответствующего удостоверения. Для его получения потребуется пройти обучение и сдать экзамены.

На какой вид транспортных средств не нужны водительские права в 2021 году?

Права нужны не на все транспортные средства. В 2021 году их можно не получать, если выполняется езда на:

  1. Роликах или самокатах. Приспособления для передвижения не являются транспортными средствами. Ролики, скейтборды, самокаты, детские коляски не делают лицо, управляющее ими, водителем. Гражданин всё ещё имеет статус пешехода (пункт 1.2 ПДД РФ).
  2. Велосипеды. Попытки внедрить водительское удостоверение для велосипедистов предпринимались неоднократно. Поступали предложения даже начать выдавать гос номера и регистрировать велосипеды в ГИБДД. Попытка не увенчалась успехом и в 2021 году на этот транспорт не нужны водительские права.
  3. Моно-колесо, сигвей, гироскутер. Устройства имеют встроенный двигатель. Однако они не нуждаются в регистрации. В законодательстве отсутствует положение, обязывающее владельцев приспособлений передвигаться только по проезжей части. Потребность в водительском удостоверении на транспорт также отсутствует.
  4. Питбайк. Разновидность мотоциклов также не предназначена для езды по дорогам общего пользования. Устройство признается спортивным инвентарем. Поэтому права на него не требуются.

На какие транспортные средства обязательно получать водительское удостоверение?

Основной перечень транспортных средств, для управления которыми нужно получать водительское удостоверение, отражен в статье 25 ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года “О безопасности дорожного движения”. Права потребуются на:

  1. Автомобили. Удостоверение необходимо как на легковой, так и на грузовой транспорт. Для управления может потребоваться открытие категории B, B1,C, B, D. Всё зависит от наличия прицепа, предназначения машины, её массы.
  2. Мотоцикл. Для управления требуется получение категории А или А1 в зависимости от объёма двигателя.
  3. Скутер и мопед. В 2021 году на транспортные средства необходимы права. Удостоверение категории М необходимо получить для передвижения на скутерах и мопедах, чей объем двигателя меньше 50 кубометров.
  4. Квадроцикл. Для езды на транспортном средстве потребуется тракторная категория водительских прав. Езда без удостоверения на квадроциклах недопустима.

Когда водитель имеет право ездить без прав?

Езда без водительского удостоверения допустима везде, но лишь в случае, если человек имеет статус обучаемого вождению. В этом случае лицо, занимающееся его обучением, несет ответственность за ученика и соблюдение правил ПДД. В иной ситуации в обязательном порядке необходимо удостоверение, если его наличие предусмотрено для конкретного вида транспортного средства.

https://www.youtube.com/watch?v=-iehbK9ro-8

Бытует мнение, что ПДД действуют только на дорогах общего пользования. Во всех остальных местах правила можно не соблюдать, и езда без удостоверения допустима. Мнение ошибочно. Оштрафовать за передвижение без прав могут в любом месте. В пункте 1.1 ПДД РФ говорится, что правила устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории РФ.

Вопросы вызывает возможность езды без прав по автодрому. Он представляет собой закрытую территорию. На ней могут действовать индивидуальные правила, однако их противоречие ПДД недопустимо.

Территория не попадает в перечень исключений.

Поэтому лицо, выезжающее на автодром на транспортном средстве в 2021 году, для управления которым требуется удостоверение, в обязательном порядке должно иметь его.

Сложнее всего разобраться, как регулируется езда по местности, на которой отсутствует дорога. В законодательстве отсутствует однозначное пояснение. В пункте 1.2 ПДД РФ приводятся следующие определения:

  1. Дорожное движение – совокупность общественных отношений, которые возникают в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
  2. Дорога – обустроенная или приспособленная и применяемая для движения транспортных средств полоса земли или поверхность искусственного сооружения. Дорога может состоять из одной или нескольких проезжих частей, а также тротуаров, обочин, трамвайных путей, разделительных полос, если они имеют место быть.

Если исходить из вышеуказанного определения, получается, что движение без прав допустимо. Однако не все инспекторы придерживаются такого мнения.

Присутствует утверждение, что дорога начинается там, где происходит движение автомобилей вне зависимости от местности и ее характера.

Имеют место быть случаи лишения водительского удостоверения за передачу управления автомобилем в дикой природе, на льду водоема и прочего. Суды подтверждают подобные протоколы.

Если придерживаться усредненной логики, получается, что без прав нельзя двигаться на транспорте по любой местности, если она открыта для свободного передвижения других автомобилей и людей, и ее посещают граждане или транспортные средства.

Нужны ли права для езды на электротранспорте?

В РФ и в мире набирает популярность транспорт с электромотором. В категорию входят:

  • электровелосипеды;
  • электроскутеры;
  • электросамокаты;
  • электромобили.

Список не является исчерпывающим. Транспортное средство считается экологически чистым и удобным для хранения. Оно позволяет экономить деньги на покупке бензина. Аккумулятор заряжается от электросети.

Электротранспорт различается по мощности двигателя и максимальной скорости. В зависимости от параметров, может возникнуть потребность в получении прав.

Если человек является обладателем электроскутера или электромобиля, он должен получить удостоверение категории М. Соответствующие нормы вытекают из пункта 1.

2 ПДД РФ и статьи 25 ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года “О безопасности дорожного движения”.

Электроскутеры признаются мопедами. Получать удостоверение категории М необходимо, если максимальная мощность двигателя в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. Допустимая скорость не может быть больше 50 км\ч.

Если параметры превышены, потребуется получить категорию А. Она распространяется на транспортные средства, чья скорость больше 50 км\ч, а мощность превышает 4 кВт.

Категория B потребуется, если человек владеет электромобилем, разрешённая масса которого не превышает 3500 кг, а число сидячих мест не больше 8.

В 2021 году присутствуют велосипеды, оснащенные электродвигателями. Потребность в получении водительских прав на транспорт отсутствует, если скорость транспортного средства не больше 25 км\ч, а максимальная мощность в режиме длительной нагрузки не превышает 0,25 кВт. Со стороны сложно определить вышеуказанные параметры. Поэтому лучше иметь при себе подтверждающие документы.

Права для использования электросамокатов не нужны. Порой скорость таких устройств может доходить до 45 км\ч, а мощность до 1600 Вт.

В данный момент государство не регулирует движение такого транспорта по общественным дорогам. Люди, использующие устройство, продолжают считаться пешеходами.

В 2021 году допустима езда на электросамокатах по тротуарам, если не создаются помехи пешеходам.

Ответственность за езду без водительских прав

За езду без прав на транспорте предусмотрен штраф. Его размер составляет 5000 -15000 руб (пункт 1 статьи 12.7 КоАП РФ). Наказание будет применено, если лицо остановят за рулём транспортного средства, на которое у него нет соответствующего удостоверения.

Наложить денежные взыскания могут на гражданина, доверившего управление автомобилем человеку, не имеющему соответствующего права. Штраф составит 30000 руб. Наказание применяется, если владелец ТС заранее знал, что у другого лица отсутствует удостоверение.

Нюансы

Отдельного внимания заслуживают нестандартные виды транспорта. К ним отношение более строгое. Интересная ситуация складывается с однородными мотоблоками. Если механизм используется без прицепа, он не считается транспортом, и удостоверение не требуется.

Когда прицеп используется, устройство причисляют к самоходным механизмам. В результате в 2021 году потребуются права тракториста-машиниста для передвижения по дорогам общего пользования.

Дополнительно транспортное средство должно быть оснащено светоотражающей или светосигнальной техникой.

Иногда на дорогах можно встретить Багги. Это компактный автомобиль, который предназначен для передвижения по умеренному бездорожью.

В зависимости от цели использования транспортного средства может возникнуть потребность в правах на него. Когда Багги применяются только в спортивных соревнованиях, машины считаются спортинвентарем.

 Водительское удостоверение на транспорт не требуется. Ездить по дорогам общего пользования на них нельзя.

Примером выступает автокросс на багги. В РФ их подразделяют на пять классов. Транспортное средство считается спортивным инвентарем. Если происходит выезд на дорогу общего пользования, обязательно потребуются права.

Необходимо удостоверение тракториста-машиниста категории А или А1 в зависимости от особенностей конструкции (постановление Правительства РФ №796 от 12 июля 1999 года “Об утверждении правил допуска к управлению самоходными машинами”).

Карты – небольшие автомобили без кузова с открытыми колесами. Они используются для гоночных соревнований. Мероприятия проводятся на специальных площадках или трассах. Карт может развивать скорость до 260 км\ч.

Транспортное средство не предназначено для передвижения по дорогам общего пользования. Потребность в получении прав на транспорт отсутствует. Иногда в гонках участвуют даже восьмилетние дети.

Иногда транспортное средство собирают в кустарных условиях из запчастей или специальных конструкций-наборов. Собранные машины могут использоваться в качестве спортинвентаря. В этом случае движение по дорогам общего пользования запрещено. Чтобы в 2021 году было предоставлено разрешение на выполнение действия, потребуется осуществить сертификацию и регистрацию.

Источник: https://zakon-voditel.ru/voditelskoe-udostoverenie/na-kakoj-transport-ne-nuzhny-prava

На каком транспорте можно ездить без прав в 2021 году

На какой транспорт не нужны права 2021

В последнее время появляется множество видов транспортных средств, например, сигвеи или гироскутеры. В связи с этим, у многих возникают вопросы по поводу принадлежности ТС к каким-либо категориям прав.

А некоторые граждане до сих пор не знают, нужно ли получать права, чтобы управлять мопедами, скутерами или мотоблоками.

Эта статья поможет ответить на все вопросы, связанные с видами ТС, которыми разрешено управлять без водительского удостоверения и прохождения экзаменов.

Штрафы за езду без прав устанавливает статья 12.7 КоАП. В ней есть 3 пункта:

  1. Управление ТС лицом без прав наказывается штрафом 5-15 тысяч рублей.
  2. Управление ТС лицом, лишенным в/у, наказывается штрафом 30 тысяч рублей (альтернативным наказанием может стать арест до 15 суток или общественно-полезные работы до 200 часов).
  3. Передача управления ТС лицу без прав наказывается штрафов 30 тысяч рублей.

Если же водитель получал права, но не взял с собой подтверждающего документа – водительского удостоверения, то штраф будет намного ниже – всего 500 руб.

Обязанность водителей механических ТС иметь при себе в/у установлено в пункте 2.1.1 ПДД. За нарушение этого предписания, как уже было описано выше, Кодекс об административных правонарушениях предусматривает наказание.

Основные моменты порядка получения водительских прав, а также категории ТС и удостоверений закреплены в статье 25 ФЗ «О безопасности дорожного движения». Однако далеко не все транспортные средства включены в данную классификацию.

А «Основные положения по допуску ТС к эксплуатации» обязывают регистрировать механические ТС в ГИБДД и устанавливают, что они должны соответствовать тех. стандартам, установленным российским законодательством.

Но ни в одном документе не сказано, что делать с механическими ТС, которые невозможно поставить на учет из-за того, что они не вписываются в установленную классификацию. Означает ли это, что для их управления не требуется водительского удостоверения?

По ПДД транспортными средствами признаются устройства, созданные для перевозки людей или грузов. И это определение достаточно расплывчатое. Например, ролики и самокаты к ТС не относятся. А вот велосипед к транспортным средствам причисляется, хотя также может использоваться в спортивных или досуговых целях.

Любое приспособление, которое приводится в движение с помощью физического воздействия (то есть благодаря усилиям едущих на таком устройстве людей) не признаются транспортными средствами. Те, кто использует их для передвижения признаются пешеходами.

Список таких устройств довольно обширный:

  • инвалидные и детские коляски;
  • санки, тележки;
  • самокаты, скейтборды, коньки;
  • прочие аналогичные устройства.

«Общие положения» ПДД четко устанавливают, что велосипед является транспортным средством. Однако от возникновения неясностей это не спасает. Сразу в этом же пункте документа есть разъяснения понятий «водитель» и «пешеход». С одной стороны, водителями признаются лица, управляющие любым ТС. С другой стороны, лица, ведущие велосипед, признаются пешеходами.

Несмотря на все эти противоречия, управлять велосипедом может любой желающий. Велосипедистам не требуется сдавать какие-либо экзамены, получать определенные документы или ставить свое ТС на учет в ГИБДД.

Однако некоторые обязанности у велосипедистов все же есть: они должны передвигаться по велодорожкам, тротуарам (когда нет велодорожек) или обочине/краю проезжей части (если нет даже тротуара).

Все данные правила распространяются и на электровелосипеды мощностью до 0,25 кВт.

В России данные устройства стали общедоступны совсем недавно, поэтому и в законодательстве о них пока нет ни слова.

Технически они являются механическими транспортными средствами, а некоторые, особо мощные модели можно даже приравнять к мопедам. Тем не менее никаких водительских прав для их управления не требуется.

Для лиц, передвигающихся на электросамокатах, сигвеях и т.д., распространяются те же правила, что и для велосипедистов.

В конце 2019 года Министерство транспорта предложило внести в ПДД правки, вводящие новый термин – средства индивидуальной мобильности. К таким средствам будут приравниваться коньки, самокаты, скейты, их электрические аналоги и подобные средства, к которым также отнесут сигвеи, гироскутеры и моноколеса.

Первая версия законопроекта уже выложена на Федеральном сайте проектов нормативных правовых актов. Подробнее о юридическом статусе гироскутеров, сигвеев и моноколес по ПДД можно прочесть в отдельной статье на нашем сайте (ВСТАВИТЬ ССЫЛКУ НА СТАТЬЮ «Сегвеи, гироскутеры и моноколеса – статус по ПДД»).

Термина «мотоблок» в ПДД также нет, поэтому, чтобы определить, является ли он транспортным средством, вернемся к определению ТС.

Как уже было сказано, транспортные средства должны предназначаться для перевозки людей или грузов.

Мотоблок же предназначен для обработки почвы, а его конструкция предполагает, что человек будет самостоятельно идти за ним. Отсюда и его альтернативное название – пешеходный трактор.

Тем не менее, некоторые владельцы мощных мотоблоков покупают для них различные прицепы, позволяющие перевозить людей или грузы. По закону выезжать на таком устройстве на дорогу общего пользования нельзя. Чтобы ездить на таком мотоблоке по дорогам, его придется зарегистрировать в ГИБДД и, конечно, получить права необходимой категории.

На практике сделать это очень сложно, а иногда даже невозможно, так как мотоблоки не соответствуют многим стандартам безопасности. Так что «водители» мотоблоков, выехавшие на них на проезжую часть, нарушают законодательство и будут нести административную ответственность.

А сам мотоблок при составлении протокола могут эвакуировать на штрафстоянку.

Для управления стандартными мотоциклами водительское удостоверение, конечно, необходимо, однако на питбайки это не распространяется. Это – еще одно механическое устройство, которое создавалось не для передвижения по проезжей части.

Питбайками называются мотоциклы, приравненные к спортивному инвентарю. Многие из них конструктивно также не соответствуют российским стандартам безопасности.

Поэтому, даже если водитель будет иметь права, разрешающие управление мотоциклами, выезжать на питбайке на дорогу ему нельзя.

Теперь стоит рассмотреть некоторые транспортные средства, с которыми у граждан РФ до сих пор связаны вопросы насчет водительских прав или их категорий.

По ПДД мотоциклы разделяются на две категории прав:

  1. Для мотоциклов, объем мотора которых от 50 до 125 кубов, нужно иметь подкатегорию «А1».
  2. Если объем двигателя более 125 куб. см., то необходимо получать категорию «А».

Категория «А» включает в себя «А1»: то есть водители с открытой категорией «А» могут управлять мотоциклами любой мощности. А разделение на мотоциклы и легкие мотоциклы было создано, потому что право управления легкими мотоциклами «А1» можно получить с 16 лет, а более мощными – только с 18.

Для управления скутерами или мопедами, которыми признаются 2-ухколесные ТС, объем двигателя которых менее 50 кубов, также необходимы права. Они относятся к категории «М», которая автоматически выдается каждому лицу, получившему водительское удостоверение любой другой категории. Именно поэтому в народе появилось ложное мнение, что для управления мопедом сдавать на права не нужно.

С квадроциклами тоже может возникнуть путаница. Дело в том, что их можно разделить на две категории:

  1. Квадроциклы, которые проектировались для полноценного участия в дорожном движении (имеют поворотники, фары, стоп-сигналы и прочее), относятся к категории «B1». Такие квадроциклы должны продаваться с ПТС, а после покупки их нужно ставить на учет в ГИБДД и получать номера.
  2. Если же у квадроцикла нет ПТС, его придется регистрировать, как мотовездеход. Делается это через Ростехнадзор, а владелец получает паспорт самоходной машины. Это более сложный процесс, но для управления таким квадроциклом достаточно иметь права категории «А1» или «А».

Если для управления транспортом необходимо получать водительское удостоверение, то ездить на нем без прав нельзя нигде. Единственное исключение из этого правила – вождение во время официального обучения.

Если изучить законодательные формулировки, то можно установить, что ПДД распространяются на всей территории РФ в пределах дорог, а дорогами признаются любые участки земли, обустроенные или приспособленные для движения ТС. Здесь опять-таки возникает вопрос: что же считать приспособленной для движения землей? Можно ли передвигаться на автомобиле без прав, например, на поле или в лесу? А на закрытом автодроме?

Если на поле или в лесу проложена хотя бы автомобильная колея, то такой участок уже можно назвать дорогой. Значит в этом месте нужно соблюдать ПДД, а за их нарушение придется нести ответственность.

Если же водитель едет по полю, лесу или замерзшему водоему, то теоретически привлечь к ответственности за нарушение ПДД его не могут. Однако в данном случае ему могут приписать нарушение какого-либо природоохранного закона, возможно, предусматривающего более строгое наказание.

Автодром – это закрытая территория, предназначенная для обучения вождению. Соответственно, передвигаться на нем без прав могут те, кто едет с лицензированным автоинструктором. В противном случае водитель будет нарушать закон, потому что действие ПДД распространяется и на автодромы: для них исключений нет.

В данной части ПДД довольно много неточностей и расплывчатых формулировок, поэтому, если инспектор ГИБДД выписал штраф за езду без прав, его можно оспорить. Например, по постановлению Верховного суда РФ №13-АД15-1 наказывать водителей питбайков по статье 12.7 нельзя. Во многих других случаях оспорить штраф также можно.

Первым делом нужно написать заявление на имя начальника отделения ГИБДД. При неудаче в первом шаге нужно обращаться в суд. Однако иногда выиграть дело можно только при поддержке квалифицированного адвоката. Получить такую помощь можно прямо на нашем сайте. Консультация дежурного автоюриста бесплатна и проводится онлайн.

В 2021 году ездить без водительских прав можно на скейтах, самокатах, коньках, велосипедах, их электрических аналогах, а также сигвеях, моноколесах и гироскутерах. Также в/у не требуется для мотоблоков и питбайков, однако и выезжать на дорогу на них нельзя. Для всех остальных ТС необходимо проходить обучение, сдавать экзамен и получать водительские права.

Источник: https://auto-pravda.online/v-pomosch-voditelyam/310-na-kakom-transporte-mozhno-ezdit-bez-prav.html

Транспортные средства, для которых не нужны водительские права

На какой транспорт не нужны права 2021

Постоянное повышение стоимости топлива на АЗС, немаленькие налоги, страховка, штрафы, увеличение стоимости автозапчастей и технического обслуживания наряду с развитием общественного транспорта, такси и каршеринга заставляет многих людей отказаться от личного автомобиля. Это означает, что есть люди, которым не нужны водительские права.

Но что делать, если у вас нет водительских прав или вас их лишили? Неужели нет альтернативы, кроме как пересесть на общественный транспорт или совершать пешие экскурсии? На самом деле варианты есть.

Знаете ли вы, что существует ряд транспортных средств, для управления которыми водительское удостоверение не нужно? Вы удивитесь, но это не только велосипед. 

Список транспортных средств, которыми можно управлять без прав, невелик, но содержит элементы, которые, безусловно, облегчат кому-то жизнь. Начнем с самого известного и популярного транспорта в мире:

Велосипед

Как мы знаем, для управления велосипедом в России не требуется иметь водительские права.

Но что такое велосипед? Какие виды транспортных средств попадают под этот вид транспорта? Является ли велосипед с электромотором транспортным средством, которым разрешено управлять без водительских прав, или же этот вид велосипеда относится к мопеду? Для этого давайте посмотрим, как выглядит расшифровка термина «Велосипед» в действующих Правилах дорожного движения РФ:

«Велосипед» – транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение, как правило, мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

Как видите, велосипед согласно российскому законодательству может иметь электродвигатель, но его мощность не должна быть выше 0,25 кВт, а двигатель должен автоматически отключаться на скорости более 25 км/час.

Многие знают, что на велосипеде вы можете ездить без водительских прав. А где в законе об этом сказано? Для этого обратимся к статье 26 «Условия получения права на управление транспортными средствами» Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ФЗ-196 от 10.12.1995 года (с последними изменениями). 

Как видно из части 1 статьи 26 этого федерального закона, водительские права для управления велосипедом (в том числе с различными двигателями) не требуются. Вот для пользования какими транспортными средствами в России и с какого возраста выдают права:

транспортными средствами категории «M» и подкатегории «A1» – лицам, достигшим 16 лет
 
транспортными средствами категорий «A», «B», «C» и подкатегорий «B1», «C1» – лицам, достигшим 18 лет
 
транспортными средствами категорий «D», «Tm», «Tb» и подкатегории «D1» – лицам, достигшим 21 года
 
составами транспортных средств категорий «BE», «CE», «DE» – лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий «B», «C», «D» в течение не менее 12 месяцев
 
составами транспортных средств подкатегорий «C1E», «D1E» – лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий «C», «D» либо подкатегорий «C1», «D1» в течение не менее 12 месяцев

Где можно ездить?

Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон (пункт 24.3 ПДД РФ). 

Могут ли лишить прав за ДТП на велосипеде?

Движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон (пункт 24.4 ПДД РФ). 

Где допускается управление велосипедистом старше 14 лет?

По правому краю проезжей части – в следующих случаях:

  • отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним
  • габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 метр
  • движение велосипедистов осуществляется в колоннах
  • по обочине – в случае если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части
  • по тротуару или пешеходной дорожке – в следующих случаях: отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине

Сигвей

Этот вид электрического транспорта завоевывает многие страны. Не обошла популярность различных электрических транспортных средств и нашу страну. В настоящий момент этот вид транспорта не причислен в российском законодательстве к какому-то определенному виду транспорта.

Также в нашей стране пока не регламентированы правила пользования сигвеями и другими похожими видами транспорта.

В будущем, конечно же, нашим властям предстоит внести ясность, поскольку современные модели сигвеев имеют возможность развивать скорость более 25 км/час, что, соответственно, уже представляет угрозу как для тех, кто управляет этим видом транспорта, так и для пешеходов и водителей. 

Например, в Германии, где есть широкоразветвленная сеть велосипедных дорожек, сигвеи приравнены к велосипедам. Для передвижения же по обычным дорогам этот вид транспорта подлежит обязательному страхованию и государственной регистрации с выдачей номерного знака. 

В некоторых же странах этот вид транспорта вообще запрещен. 

К какому виду транспорта относятся сигвеи?

Как мы уже сказали, российское законодательство не регламентирует этот вид транспорта. Чтобы понять, к какой категории относятся сигвеи, давайте сначала вспомним ПДД, где разъясняется, что такое велосипед, мопед и мотоцикл. Вот выдержка из действующих ПДД:

«Велосипед» – транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение, как правило, мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.03.2014 № 221).

«Мопед» – двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.03.2014 № 221, от 24.10.2014 № 1097).

«Мотоцикл» – двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

 К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097).

Итак, поскольку у сигвея два колеса, то этот вид транспорта может относиться к любому из вышеперечисленных транспортных средств. Как вы уже поняли, зависит это от мощности электродвигателя и максимальной скорости сигвея.

Соответственно, если мощность электродвигателя сигвея не превышает 0,25 кВт, а также если он автоматически отключается при достижении скорости 25 км/час, этот вид транспорта считается велосипедом. 

В реальности же если посмотреть, какие сигвеи продают сегодня, то, как правило, продавцы стараются не указывать мощность этого транспорта. На практике их мощность намного больше 0,25 кВт, а многие модели могут развивать скорость более 50 км/час.

Но у владельцев таких мощных сигвеев мало шансов понести ответственность, так как мы не знаем в настоящий момент ни одного случая, когда ГИБДД привлекла владельца сигвея за управление данной техникой без прав.

Хотя формально, если вы движетесь по дороге на транспорте, попадающем под мопед или мотоцикл, вы обязаны иметь водительское удостоверение соответствующей категории. 

Гироскутер

Еще одно электрическое транспортное средство, которое более популярно в нашей стране в отличие от сигвеев. Нас часто спрашивают, а нужны ли водительские права для этого вида двухколесного транспорта. Тут так же все, как и с сигвеем. Все зависит от мощности электромотора и максимальной скорости. 

Так что если ваш гироскутер имеет двигатель мощностью не более 0,25 кВт и максимальную скорость не более 25 км/час, то он считается велосипедом (до тех пор, пока правительство не пропишет законодательно правила использования данного транспорта).

Стоит отметить, что в отличие от сигвеев большинство гироскутеров попадает под эту категорию. Так что можно не бояться, что гироскутер попадет под категорию «мопед» и «мотоцикл». Единственное, о чем многие забывают – что раз гироскутер попадает под категорию «велосипед», необходимо соблюдать действующие правила, регламентирующие использование велосипедов. Смотрите пункты 24.3 и 24.4 ПДД РФ.

Моноколесо

Теперь давайте рассмотрим еще один вид транспорта, который также стал популярным в нашей стране. Речь идет о моноцикле, или моноколесе. Этот электротранспорт в отличие от гироскутеров и сигвеев имеет только одно колесо. В итоге моноколесо нельзя отнести согласно законодательству ни к велосипеду, ни к мопеду, ни к мотоциклу.

Как и в случае с гироскутерами и сигвеями, российское законодательство не регламентирует правила использования данного транспорта на всех видах дорог, тротуарах и т. п. В результате управлять моноколесом можно без прав, независимо от мощности электродвигателя и максимальной скорости.

Так что пока использование моноколеса не запрещено. А раз не запрещено, то разрешено.

Единственное, помните, что при управлении данным видом транспорта для своей безопасности и безопасности других участников дорожного движения все-таки необходимо соблюдать ПДД, как это необходимо делать при управлении велосипедом.

Сами понимаете, что если вы, двигаясь на моноколесе, столкнетесь с кем-то из пешеходов или с автомобилем, за нарушение ПДД и других норм законодательства вас могут привлечь к ответственности. 

Газонокосилка

Да-да, есть и такой вид транспорта. Например, знаете ли вы, что существуют даже международные соревнования по гонкам на газонокосилках? Причем этот вид спорта популярен во многих странах мира.

Что такое электросамокат, как он устроен, и нужен ли он вам?

Эти четырехколесные газонные косилки оснащены достаточно мощным двигателем и рулевым колесом. Несмотря на это, газонокосилки не являются транспортными средствами, так как не предназначены для использования на дорогах общего пользования. 

Мотоблок

Тут, конечно, не все однозначно. С одной стороны, одноосный мотоблок не является транспортным средством, так как конструктивно не предназначен для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Однако, по мнению судебных органов, мотоблок с прицепной тележкой с технической точки зрения можно отнести к транспортному средству.

Согласно примечанию к статье 12.1 КоАП РФ, под транспортным средством понимается автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час.

Соответственно, такой вид транспорта подлежит государственной регистрации.

Также к транспорту законодательство относит трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

Таким образом, выезжая на дороги общего пользования на мотоблоке, вы управляете транспортным средством, на которое вы должны иметь специальное право (права на трактор).

Вот вам пример судебного дела, где человека лишили водительских прав за управление мотоблоком с прицепом в состоянии алкогольного опьянения.

Правда, обращаем ваше внимание, что наше судебное право не прецедентное и в России также немало постановлений, которые не признали мотоблок транспортным средством, что, соответственно, разрешает управлять мотоблоками без водительских прав. 

В целом же при такой путанице на законодательном уровне мы не рекомендуем выезжать на мотоблоке на дороги общего пользования во избежание проблем с законом. 

Электрическое инвалидное кресло/коляска

Это еще один вид электротранспорта, который становится популярным в нашей стране среди пожилых людей и инвалидов. Благодаря этим электроколяскам люди с ограниченными возможностями имеют возможность передвигаться наравне со всеми по тротуару.

Естественно, водительские права или какое-то другое специальное право для управления электроколяской не требуется. Единственное, что должен соблюдать тот, кто передвигается на электрическом кресле или коляске, это ПДД, которые обязаны соблюдать пешеходы и велосипедисты. Разумеется, выезжать на дороги общего пользования на этом транспорте запрещено. 

Питбайк

Этот вид транспорта относится к спортинвентарю и не предназначен для использования на дорогах общего пользования. Соответственно, для управления этим видом транспорта водительские права не нужны.

Но, как вы уже поняли, использовать питбайк можно только на специальной трассе.

Кстати, вот интересное судебное дело об эксплуатации мотокроссового мотоцикла по дорогам общего пользования, в котором владелец питбайка суд выиграл.

Картинг

Еще один вид транспорта, на котором можно ездить без водительских прав. Правда, использовать карт можно только на закрытых спортивных площадках. На дороги общего пользования картингу выезжать запрещено.

Источник: https://1gai.ru/baza-znaniy/522025-ne-tolko-na-velosipede-vot-transportnye-sredstva-dlya-kotoryh-vam-ne-nuzhny-voditelskie-prava.html

Новые исключения при оснащении транспортных средств тахографами с 1 января 2021 года

На какой транспорт не нужны права 2021

Добрый день, уважаемый читатель.

С 1 января 2021 года начинают одновременно действовать несколько новых документов, связанных с автомобильным законодательством. Информация о них доступна в разделе “Альманах” сайта pddmaster.ru.

В этой статье речь пойдет о новых документах, связанных с эксплуатацией тахографов. Напомню, что тахограф это специальное устройство, необходимое для контроля соблюдения водителем режима управления транспортным средством. В настоящее время тахографы устанавливаются на грузовики и автобусы.

Так вот, с 1 января вводятся 2 новых документа, связанных с тахографами, и именно о них речь пойдет сегодня:

Новые категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами с 1 января 2021 года

Первый документ, о котором пойдет речь в данной статье, – это Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами. Он приходит на смену документу с аналогичным названием.

Документ до 31 декабря 2020 года

Документ с 1 января 2021 года

На какие автомобили нужен тахограф?

Тахографами оснащаются следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации:

  • транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория M2);
  • транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория M3);
  • транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонны, но не более 12 тонн (категория N2);
  • транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N3);
  • транспортные средства, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров, определенные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2019 г. N 382 “О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 15, ст. 1753);

1. Оснащению тахографами подлежат:

  • грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусы, эксплуатируемые физическими лицами;
  • транспортные средства категорий N21 и N31, эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
  • транспортные средства категорий M21 и M31 (за исключением транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров), эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
  • транспортные средства категорий M21 и M31, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров, определенные Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения”2.

При беглом изучении данного пункта кажется, что изменения затронули только его формулировку, а сам перечень транспортных средств, подлежащих оснащению тахографами, не изменился. И в него входят:

  • Все автобусы.
  • Все грузовики категории С.

На самом деле это не так. В обновленный перечень входят:

  • Все автобусы.
  • Все автомобили категории С, принадлежащие юридическим лицам.
  • Только грузовые автомобили категории С, принадлежащие физическим лицам.

Тут нужно обратить внимание, что грузовой автомобиль категории С и автомобиль категории С это не одно и то же. К категории С относятся не только грузовые автомобили.

Например, самосвал категории С является грузовым автомобилем и на него нужно установить тахограф и физическому, и юридическому лицу.

То же самое относится и к грузовым фургонам категории С, и к бортовым грузовикам категории С.

Если же рассмотреть автомобиль с КМУ (манипулятор) категории С, то в свидетельстве о регистрации такого автомобиля фраза “грузовой автомобиль” отсутствует.

В графу “тип ТС” внесена фраза “кран-манипулятор”. То есть такой автомобиль грузовым не является. И физическое лицо не обязано устанавливать на него тахограф.

Если то же самое транспортное средство принадлежит юридическому лицу, то тахограф является обязательным.

Исключения, когда тахограф не требуется

Рассматриваемый документ содержит также и перечень исключений, при которых устанавливать тахограф не требуется. И в данный перечень внесено довольно много изменений.

Отмена исключений для физических лиц

2. Не подлежат обязательному оснащению тахографами следующие виды транспортных средств, эксплуатируемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:

В старой версии документа, которая действует до 31 декабря 2020 года, фраза “за исключением” относится абсолютно ко всем перечисленным транспортным средствам, в том числе к грузовикам и автобусам физических лиц.

В новом документе прямо говорится о том, что исключения распространяются только на юридические лица и ИП, то есть исключения для автомобилей физических лиц отменяются.

Однако это хорошо согласуется с рассмотренным выше изменением, требующим от физических лиц устанавливать тахографы только на грузовые автомобили. А в перечень исключений входят транспортные средства, которые в свидетельстве о регистрации имеют другое значение в поле “тип ТС” (автобетононасосы, молоковозы и т.д.).

Изменения, внесенные в перечень исключений

Рассмотрим изменения, которые внесены в перечень транспортных средств, на которые не требуется установка тахографов, в виде таблицы:

до 31 декабря 2020 годас 1 января 2021 года
транспортные средства для аварийно-спасательных служб и полиции
скотовозы
машины для перевозки птицы
машины для перевозки живых животных
машины для перевозки пчел
специальные транспортные средства
передвижные библиотеки
передвижные автосцены
транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и грузов в пределах границ территории предприятия, не выезжающие на дороги общего пользования

Данная таблица позволяет понять, что перечень исключений стал шире.

Единственная категория транспортных средств, которая удалена из списка, – это специальные транспортные средства. Хотя нужно прямо сказать, что эта категория вызывала больше проблем, чем пользы. Ведь формулировка не позволяет понять, что подразумевается под фразой “специальные ТС”, поэтому многие владельцы грузовиков пытались “подогнать” под нее свое транспортное средство.

Увеличение минимального возраста для “раритетных” автомобилей

транспортных средств, включенных в перечень видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния и в отношении которых утилизационный сбор в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291 “Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации” 2 не уплачивается;

транспортные средства, не предназначенные для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, с даты выпуска которых прошло 50 и более лет, с оригинальными двигателем, кузовом и при наличии – рамой, сохраненные или отреставрированные до оригинального состояния;

Еще одно серьезное изменение затронуло группу “старых” транспортных средств, на которые разрешается не устанавливать тахограф. До 31 декабря 2020 года в эту группу входят автомобили в возрасте от 30 лет, а с 1 января 2021 года в ней останутся только транспортные средства старше 50 лет.

То есть, в новогоднюю ночь автомобили в возрасте от 30 до 50 лет “выпадут” из списка исключений. И с 2021 года эксплуатировать их можно будет только при наличии тахографа.

В качестве примера рассмотрим самосвал категории С, выпущенный в 1969 году и не используемый для перевозки грузов (музейный экспонат). Автомобилю больше 50 лет, то есть с 1 января 2021 года он останется в списке исключений, а владеющее им юридическое лицо не должно будет устанавливать тахограф.

Если тот же самый самосвал из музея принадлежит физическому лицу, то на него перечень исключений не распространяется, и с 1 января 2021 года на машину нужно установить тахограф.

Новый порядок оснащения транспортных средств тахографами

Второй документ, о котором пойдет речь сегодня, – это Порядок оснащения транспортных средств тахографами:

Документ до 31 декабря 2020 года

Документ с 1 января 2021 года

Отмена сроков на установку тахографов для различных категории ТС

В целом порядок оснащения транспортных средств тахогрфами остался прежним, однако есть и одно очень важное изменение, на которое нужно обязательно обратить внимание. Речь идет о том, что из данного документа исключен пункт номер 3.

Напомню, что в нем речь идет о сроках установки тахографов на различные группы транспортных средств. Причем большая часть сроков уже прошла, так что их удаление из текста не принесет абсолютно никаких проблем. Однако есть пара абзацев, которая пока что остается актуальной:

3. В соответствии с настоящим Порядком оснащение тахографами транспортных средств, кроме транспортных средств, перечисленных в приложении N 2 к приказу Минтранса России от 13 февраля 2013 г.

N 36 “Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства” (зарегистрирован Минюстом России 7 марта 2013 г., регистрационный N 27574) с изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 17 декабря 2013 г. N 470 (зарегистрирован Минюстом России 24 февраля 2014 г., регистрационный N 31406), от 28 января 2016 г. N 16 (зарегистрирован Минюстом России 26 февраля 2016 г., регистрационный N 41211), от 20 февраля 2017 г. N 55 (зарегистрирован Минюстом России 4 мая 2017 г., регистрационный N 46596), от 26 июля 2017 г. N 277 (зарегистрирован Минюстом России 9 ноября 2017 г., регистрационный N 48821) и от 30 января 2018 г. N 35 (зарегистрирован Минюстом России 16 февраля 2018 г., регистрационный N 50061) (далее – приказ Минтранса России N 36) после слов “за исключением”, производится:…

  • транспортных средств категории N2, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже, эксплуатируемых физическими лицами, – до 1 марта 2021 г.;
  • транспортных средств категории N2, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше, эксплуатируемых физическими лицами, – до 1 июня 2021 г.;
  • транспортных средств категории M2, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше, эксплуатируемых физическими лицами, – до 1 февраля 2021 г.;
  • транспортных средств категорий M2, принадлежащих многодетным родителям, которые используются ими для перевозки членов своей многодетной семьи, – до 1 января 2022 г.

Так вот, приведенные выше абзацы говорят о том, что определены следующие сроки на установку тахографов:

  • 1 февраля 2021 года – на автобусы физических лиц с разрешенной максимальной массой до 5 тонн, имеющие экологический класс 4 или выше.
  • 1 марта 2021 года – на грузовики физических лиц с разрешенной максимальной массой от 3,5 до 12 тонн, имеющие экологический класс 3 или ниже.
  • 1 июня 2021 года – на грузовики физических лиц с разрешенной максимальной массой от 3,5 до 12 тонн, имеющие экологический класс 4 или выше.
  • 1 января 2022 года – на автобусы многодетных родителей с разрешенной максимальной массой до 5 тонн.

Отмена указанных пунктов приводит к тому, что с 1 января 2021 года тахографы становятся обязательными абсолютно для всех автобусов и грузовиков категории С, принадлежащих физическим лицам. И это станет довольно неожиданным для автовладельцев. Особенно для тех, кто собирался устанавливать тахограф только через год.

Примечание. Мне не удалось найти другие нормативные документы, которые бы оставляли в силе указанные сроки. Возможно, такие документы еще будут опубликованы до конца года и в этом случае данная статья будет обновлена.

Источник: https://pddmaster.ru/novoe/tahograf-0121.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.