Государственное регулирование предпринимательской деятельности курсовая

Курсовая работа: Государственное регулирование и поддержка предпринимательской деятельности (40 стр.)

Государственное регулирование предпринимательской деятельности курсовая
Описание

Введение 1. Теоретические основы государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности1.1. Сущность и направления государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности1.2.

Нормативно-правовое регулирование предпринимательской деятельности2. Анализ государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности в России2.1. Показатели развития предпринимательства в России2.2.

Оценка эффективности государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности3. Проблемы и перспективы государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности3.1. Проблемы государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности3.

2 Пути решения проблем государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельностиЗаключениеСписок литературы

Приложение

Введение

Предпринимательство – важнейший элемент рыночной экономики, без которо¬го не может гармонично развиваться экономическая система государства. Бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структу¬ру и качество валового национального продукта.

Развитие предпринимательства стало одним из важ¬нейших направлений экономических преобразований и в нашей стране. Можно сказать, что сегодня имеются хорошие предпосылки для дальнейше¬го развития этого сектора экономики.

Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что в настоящее время проблема предпринимательства рассматривается как одно из приоритетных направлений государственной политики. В России разработана Государственная Программа поддержки малого и среднего биз¬неса.

Формирование и развитие рыночных отношений предполагают сво-бодное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собст¬венности и секторов внутри каждой формы собственности. Особое место в экономике России на этапе рыночных преобразований принадлежит предпринимательству.

Предпринимательство по накопленному в нем человеческому потенциалу, по неисчерпаемому запасу идей, по масштабам рынка, который ему предстоит освоить, призвано стать важнейшим фактором ускорения рыночных преобразований и обеспечения достойных условий жизни миллионов граждан.

Развитие предпринимательства – важная проблема.

Пожалуй, никем в России уже не оспаривается истина, что стабильность в обществе зависит от того, располагает ли оно мощным средним классом. Однако до сих пор эта политика остается декларативной. Необходима целостная системная методология развития малого предпринимательства.

При этом государственное регулирование предпринимательской деятельности является одним из столпов, на которых держится современная российская экономика – в том плане, что государство посредством законодательства и поддержки гарантирует, создает условия (обязательные для исполнения требования) для занятия предпринимательской деятельностью в соответствие с нормами закона.

Все вышесказанное подчеркивает актуальность темы работы.Предмет работы – государственное регулирование и поддержка предпринимательской деятельности.Целью работы является анализ государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности в России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:• провести теоретическое обобщение подходов к государственному регулированию и поддержке предпринимательской деятельности;• исследовать основы правовое регулирование предпринимательства;• анализ показателей развития предпринимательства в России;• оценка эффективности государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности• исследование проблем и перспектив государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности.

Теоретической базой исследований послужили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, аналитические материалы специализиро¬ванных периодических изданий. При выполнении исследования использова¬лись данные официальной статистики, нормативные и программные документы, ос¬вещающие развитие предпринимательства, учебную литературу, статьи в периодической печати.

Заключение

Государственное регулирование предпринимательской деятельности направлено на осуществление деятельности определенных органов от имени государства, которая направлена на реализацию экономической, финансовой и налоговой политики. Также оно необходимо и с целью реализации публичных общественных интересов, и при создании благоприятных условий для функционирования субъектов хозяйствования.

Государственная поддержка осуществляется в отношении как конкретных направлений или видов предпринимательской деятельности (например, инновационной деятельности), так и определенных субъектов такой деятельности (например, субъектов малого предпринимательства).

Разумеется, такое деление является условным, так как в конечном счете государство должно стимулировать деловую активность предпринимательства. Целью государственной поддержки охватывается, в частности, создание благоприятных правовых, организационных и экономических условий для развития предпринимательской деятельности.

В отличие от других форм государственного регулирования предпринимательской деятельности, посредством которых, как правило, устанавливаются определенные рамки, границы деятельности хозяйствующих субъектов, государственная поддержка предпринимательской деятельности направлена на расширение их возможностей.

Действующее в Российской Федерации законодательство о малом бизнесе не является надежной правовой основой для его развития. Сюда входят критерии определения малых и средних предприятий, вопросы государственной поддержки малого бизнеса, вопросы налогообложения, вопросы государственного контроля и некоторые другие.

Не смотря на множество нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, необходимо дальнейшее совершенствование законодательства для беспрепятственного развития малых предприятий.По состоянию на 1 января 2014 г., по данным Росстата и ФНС России, в Российской Федерации зарегистрировано 6037 тыс.

субъектов малого и среднего предпринимательства, на которых занято 17729,2 тыс. человек.В первом полугодии 2013 г. реализован ряд законодательных инициатив в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства.Минэкономразвития России реализует Федеральную финансовую программы поддержку малого и среднего предпринимательства.

В 2013 году средства федерального бюджета по Программе направлены в размере 55% на прямые субсидии предпринимателям, 45% – на создание объектов инфраструктуры поддержки. В 2013 году в реализации Программы принимают участие 82 субъекта Российской Федерации (за исключением Еврейской АО).

В государственном регулировании деятельности субъектов предпринимательства в России был выделен ряд проблем и предложены пути их решения. В 2014 – 2016 гг.

планируется реализовать ряд мероприятий, направленных на совершенствование законодательства в сфере малого и среднего предпринимательства, по следующим основным направлениям: совершенствование законодательства по отчуждению государственного и муниципального имущества, выкупаемого субъектами малого и среднего предпринимательства; совершенствование нормативного правового регулирования в сфере ведения бухгалтерского учета субъектами малого и среднего предпринимательства; совершенствование методики проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства; совершенствование нормативной правовой базы Центрального Банка России, регулирующей ведение кассовых операций субъектами малого и среднего предпринимательства; совершенствование трудового законодательства, регулирующего отношения в секторе малого и среднего предпринимательства и другие.

Список литературы

1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями)2. Акимов, О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 454с.3. Аньшин, В.М., Филин С.А.

Менеджмент инвестиций и инноваций в ма¬лом и венчурном бизнесе: Учеб. Пособие. – М.: Анкил, 2012. – 378с.4. Аврашков Л.Я. Адамчук В.В., Антонова О.В., и др. Экономика предприятия.- М., ЮНИТИ, 2013.-623с.5. Бирман Л.А. Управленческие решения. – М.: Дело, 2013.-433с.6. Бланк И.А. Финансовая стратегия предприятия. – К:Эльга, 2012.-556с.

7. Бланк И.А. Управление прибылью. – К.: Эльга, 2012.-428с.8. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности.М.: Финансы и статистика, 2012.-444с.9. Блинов, А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство. – М.: «Дашков и Ко», 2013. – 546с.10. Власов B.C. Проблемы развития малого предпринимательства в России. В кн.

Механизмы развития предпринимательства в России. Аналитиче¬ский сборник. – М., Академия менеджмента и рынка, 2010. – 430с.11. Голубев Ю.Н. и др. Предпринимательство: истоки, проблемы, перспективы. – М.: Инфра-М, 2013. – 344с.
12. Лебедева С.Н. Экономика торгового предприятия : учеб. пособие. – 4 -е изд., испр. – Мн.

: Новое знание, 2013. – 240 с.

13. Шумпетер Й.А. История экономического анализа /пер. с англ. под ред. .С. Автономова, в 3-х т. Т. 1. – 552 с., Т. 2. – 504 с., Т. 3. – 688 с. СПб.: Экономическая школа, 2013. – 436с.14. Ахматова М., Попов Е. Программа поддержки малого и среднего бизнеса // Маркетинг. №4. – 2012. – с.5715.

Захаренко Т. Малый бизнес // Консультант предпринимателя. – 2013. – № 11. – с.3416. Зимина Л. Тепличные условия для малого бизнеса (интервью с П.В.Пустеленым, заместителем директора департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономи¬ческого развития и торговли РФ).

//Главбух. – 2013. – № 3. – с.4517. Пилчер Т. Госрегулирование предпринимательской деятельности // Европейское качество. Дайджест. – 2013. – № 7. – с.5718. Рыбак О. Малый бизнес в большой статистике //Экономическая газета. – 2013. – № 20. – с.89

19. http://www.gks.

ru/ – Сайт Федеральной службы статистики

20. http://www.minfin.ru – Сайт Минфина РФ
21. http://www.garant.ru/ – Информационно-правовой портал
22. http://www.malyi-biznes.ru/ – Портал о малом бизнесе
23. http://www.openbusiness.ru/index.htm – Портал о малом бизнесе

Источник: http://otlichnik.su/makroekonomika/kursovye-raboty/%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B8-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%BA%D0%B0-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-40-%D1%81%D1%82%D1%80-detail

Государственное регулирование предпринимательства

Государственное регулирование предпринимательской деятельности курсовая

ВВЕДЕНИЕ

Предпринимательская деятельность является одним из важнейших факторов формирования и развития рыночной экономики, она содействует решению таких вопросов как создание новых рабочих мест, насыщение рынка товарами и услугами, увеличению налоговых поступлений в бюджет государства, повышению благосостояния и качества жизни.

Создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности является одним из основных стратегических факторов устойчивого социально-экономического развития.

Связь предпринимательства с деятельностью государственного аппарата четко прослеживается на всех этапах развития российской экономики.

В процессе осуществления предпринимательской деятельности неизбежно происходит столкновение частных интересов субъектов хозяйствования и публичных интересов общества. Задача государства – уравновесить эти интересы и избежать существенного конфликта сторон. Достижение такого баланса является задачей правового государства.

Все выше изложенное говорит о несомненной актуальности выбранной мной темы.

Объектом исследования выступает государственное регулирование и контроль в сфере предпринимательской деятельности.

Предметом исследования выступают нормативно-правовые акты, регулирующие порядок государственного регулирования предпринимательской деятельности, осуществление контроля за предпринимательской деятельностью, а также отдельные исследования авторов в данной области.

Целью данной курсовой работы – рассмотреть понятия, порядок регулирования предпринимательской деятельности и контроля за предпринимательской деятельностью.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Дать определение предпринимательской деятельности.

2.Раскрыть понятие государственного регулирования предпринимательской деятельности.

3. Определитьвиды государственного регулирования предпринимательской деятельности

4. Рассмотреть понятие и классификацию государственного контроля.

5. Определить органы осуществляющие контроль за предпринимательской деятельностью.

Теоретической основой исследования явились научные труды ученых:В. Афанасьева, В.А.Витушко, М.К. Глазатова, С.С. Захарченко, Л.ККолесникова и др.

Методологическую основу работы составляют диалектико-материалистический метод познания объективной действительности и основанные на нем общенаучные и частно-научные методы (анализ, синтез, обобщение, логический, социологический, статистический, сравнительно-правовой).

Данная курсовая работасостоит из введения, двух глав, содержащих два параграфа, заключения списка литературы.

ГЛАВА 1.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1.1. Понятие государственного регулирования предпринимательской деятельности.

В соответствии со ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

1Будучи субъективным конституционным правом, право на осуществление предпринимательской деятельности представляет собой предоставленную лицу и обеспеченную законом (нормативными актами) меру возможного поведения, направленного на достижение преследуемых субъектом целей.

Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности – это основанная на законодательстве одна из форм государственного воздействия на предпринимательство, реализуемая посредством установления и применения государственными органами правил, нацеленных на корректировку экономической деятельности физических и юридических лиц, которое поддерживается возможностью применения правовых санкций при их нарушении.2

В определении регулирования экономики важно подчеркнуть, что это деятельность государственных органов, которая по своей сути нацелена на корректировку экономической деятельности субъектов.

Важной характеристикой регулирования экономики в отличие от других элементов государственного воздействия на нее следует считать то, что оно осуществляется посредством применения норм, поддерживаемых юридической ответственностью.

Цель государственного регулирования предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов реализуется через три основные функции:

1) создание условий цивилизованного функционирования рынка, к данной функции можно отнести:

– определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления;

– создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров;

– предупреждение споров между хозяйствующими субъектами и разрешение их в судебном порядке;

– защита интересов и прав потребителей продукции хозяйствующих субъектов;

– установление денежной системы;

– установление стандартов и мер на продукцию.

2) стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса;

3) решение макроэкономических проблем, к этой функции можно отнести:

– объем национального производства;

– пропорциональность развития экономики;

– темпы экономического роста;

– внешнеэкономический баланс страны;

– уровень занятости трудоспособного населения страны;

– социальная защита.

Государство может быть:

1) тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже запрещает его;

2) посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует его развитию;

3) ускорителем предпринимательского процесса, когда государство ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов. 

Основными функциями государства как ускорителя предпринимательского процесса являются:

а) государство берет на себя образовательные функции, т.е. функции по профессиональной подготовке и воспитанию предпринимательских кадров; б) государство поддерживает в финансовом отношении только что вступивших или вступающих в сферу деловой активности предпринимателей;

в) государство берет на себя функции создания для предпринимателей требуемой предпринимательской инфраструктуры.

На практике и в теории многие считают, что характер отношений между государством и субъектом предпринимательской деятельности представляется как партнерство.

На самом же деле это не так, где государство выступает в качестве политической и властной структуры, его «партнеры» вынуждены следовать воле государства, где последнее выступает в качестве субъекта предпринимательской деятельности, – идет конкурентная борьба.

Вместе с тем государство и субъект предпринимательской деятельности зависят друг от друга, взаимно дополняют друг друга в решении общенациональных задач.

Таким образом, государство использует множество форм воздействия и механизмов для непосредственного или опосредованного воздействия насубъектов предпринимательской деятельности.

В них проявляются различные аспекты государственного воздействия на нее, которые включают содействие предпринимательству, планирование, регулирование.

Также государство во взаимоотношениях с предпринимателями может выступать в качестве покупателя, собственника, менеджера экономики.

1.2. Виды государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Можно выделить определенные критерии для разграничения видов государственного регулирования предпринимательской деятельности:

1. В зависимости от уровня регулирования. 

В соответствии с разграничением компетенции между Российской Федерацией и субъектами РФ государственное воздействие на экономику осуществляется в масштабах всей территории РФ и регулирование в пределах территории соответствующего региона.

Например, федеральные налоги, установленные Налоговым кодексом РФ, обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги, установленные НК РФ и законами субъектов РФ, вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.3

2. В зависимости от отношений между государством (его органами) и хозяйствующими субъектами (отношения субординации или координации) и формы собственности, на базе которой действуют хозяйствующие субъекты, различается регулирование в государственном секторе экономики и общее правовое регулирование. 

3. В зависимости от способа воздействия на поведение хозяйствующих субъектов различается прямое и косвенное регулирование. 

Прямое регулирование осуществляется путем предъявления предпринимателям обязательных требований.

Такие требования содержатся в законах (например, требование ведения бухгалтерского и налогового учета) и могут предъявляться в виде предписаний, иных решений, адресованных конкретным предпринимателям (например, предписание Федеральной службы по финансовым рынкам России профессиональному участнику рынка ценных бумаг об устранении выявленных при проверке его деятельности недостатков). 4

Суть косвенного регулирования заключается в том, что государственное воздействие осуществляется через интересы.

Соответствующего поведения от предпринимателей государство добивается не прямым властным воздействием под страхом применения санкций к нарушителям предписаний, а экономическими методами, стимулами.

Косвенными методами являются различные формы поддержки предпринимателей, включая субъектов малого предпринимательства (налоговые льготы, налоговые кредиты, государственная помощь в виде субсидий, субвенций, предоставление кредитов на льготных условиях за счет бюджетов различных уровней, государственных гарантий лицам, получающим кредиты в банках для реализации инвестиционных проектов, предоставление скидок по арендной плате лицам, в предпринимательской деятельности которых государство, регион, муниципальное образование заинтересованы, и проч.).

4. В зависимости от вида деятельности.

Специфика вида деятельности учитывается в процессе государственного регулирования, например, особенности сельскохозяйственного производства, подверженного влиянию стихийных явлений природы, научно-технической деятельности, которая в силу особо рискового характера (риск получения отрицательного научного результата, сложности во внедрении научно-технических результатов) нуждается в государственной поддержке. 5

5. В зависимости от способа установления правовой связи между государством и предпринимателями различается воздействие через правосубъектность и в рамках конкретного правоотношения.

 публичной правоспособности хозяйствующего субъекта составляют не только права, но и обязанности соблюдать предъявляемые государством к предпринимателям требования (не нарушать запреты, при наступлении соответствующих условий – совершать действия во исполнение обязанности).

Пока нет нарушения запретов и ограничений, конкретное правоотношение не возникает. Правонарушение является основанием возникновения относительного правоотношения, в котором реализуется охранительная норма предпринимательского права.

Нормы – требования регулятивного (позитивного) характера могут реализовываться непосредственно в правоотношении (при отсутствии правонарушения). В таких случаях закон предусматривает содержание правоотношения и условия его возникновения.

При наличии, например, у организации имущества в виде основных средств она обязана платить налог на имущество. Организация – юридическое лицо, независимо от финансовых результатов своей деятельности, обязана представлять в установленном порядке бухгалтерскую и налоговую отчетность.

Указанные обязанности реализуются в рамках конкретного правоотношения, которое возникает для предпринимателя «автоматически», поскольку есть соответствующие обстоятельства – юридические факты (ведение предпринимательской деятельности, наступление события – отчетного периода – для возникновения обязанности представить бухгалтерскую, налоговую отчетность).

Многочисленные и разнообразные виды деятельности, подпадающие под понятие государственного регулирования экономики, можно классифицировать в зависимости от того, в чью пользу они осуществляются.

Так, одни виды регулирования нацелены на защиту групп предпринимателей (например, запрет ценовой дискриминации среди конкурирующих субъектов предпринимательской деятельности, защита малого и среднего предпринимательства), другие – на защиту потребителей (регулирование безопасности товаров, добросовестности рекламы) либо могут осуществляться в общественных интересах в целом (защита окружающей среды).6

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_102/gosudarstvennoe-regulirovanie-predprinimatelstva/118121.1724189.page1.html

Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации (курсовая) – Курс на диплом

Государственное регулирование предпринимательской деятельности курсовая

Введение 3

1. Теоретические и нормативно-правовые основы государственного регулирования предпринимательской деятельности 5

1.1. Понятие и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности 5

1.2. Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности 14

1.3. Нормативно-правовые основы государственного регулирования предпринимательской деятельности 23

2. Анализ эффективности государственного регулирования предпринимательской деятельности в России 34

2.1. Общая характеристика состояния предпринимательской деятельности и государственных мер по ее регулированию 34

2.2. Оценка эффективности государственного регулирования предпринимательской деятельности 44

3. Основные направления совершенствования государственного регулирования предпринимательской деятельности 56

Заключение 67

Список использованных источников 70

Введение

Актуальность темы исследования. Осуществляемые на протяжении двадцати лет преобразования в российской экономике показали, что становление системы рыночных отношений в России требует определенного уровня экономической свободы субъектов экономики, а развитие предпринимательства выступает главным фактором достижения такой свободы.

По мере реализации программ реформирования российской экономики становится все более очевидным, что будущее России во многом зависит от состояния и дальнейшего развития предпринимательской активности общества. Предпринимательская инициатива не может быть реализована в полной мере без активного участия государства в процессе создания благоприятных условий ведения хозяйственной деятельности [14, c.3].

Государственное регулирование предпринимательской деятельности на современном этапе не всегда осуществляется на четкой целевой и систематической основе.

Для придания импульса в направлении устойчивого роста предпринимательство должно подвергаться разумному воздействию государства, его регулированию и поддержке.

Становление и развитие предпринимательской деятельности не может быть достаточно динамичным, стабильным и эффективным без активного воздействия государства на условия, влияющие на развитие свободного рынка.

Стихийное, нерегулируемое предпринимательство приводит к значительным диспропорциям в экономике страны, предпринимательская деятельность серьезно деформируется, в частности, концентрируется в спекулятивно-посреднической сфере, что негативно сказывается на развитии реального сектора экономики.

Для России особенно важна поддержка малого бизнеса, так как в период плановой экономики он практически полностью отсутствовал в отличие от некоторых стран Восточной Европы, где, например, в сфере услуг сохранялась высокая доля малых частных предприятий [37, c.2].

Актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования мер государственного воздействия на рыночную экономику, направленного на создание благоприятных условий развития предпринимательства, путем ликвидации дублирующих функций федеральных органов управления и уменьшения избыточности участия государства в ряде сфер предпринимательской деятельности.

Цель работы состоит в исследовании государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. изучить теоретические и нормативно-правовые основы государственного регулирования предпринимательской деятельности;
  2. провести анализ эффективности государственного регулирования предпринимательской деятельности в России;
  3. предложить основные направления совершенствования государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Объектом исследования являются основные направления взаимодействия государства и предпринимательства в современных условиях.

Предметом исследования является влияние проводимых мер государственного регулирования на процесс развития предпринимательства.

Теоретические и практические вопросы государственного регулирования предпринимательской деятельности рассмотрены в работах российских ученых: Агурбаша Н.Г., Бабайцевой И.К., Бинштока Ф.И., Галкиной Л.Н., Герчиковой И.Н., Губина Е.П., Ишутина Р.В., Князевой И.В., Крючковой П.В., Лапусты М.Г., Мау В.А, Мудунова А.С., Нилова К.Н., Перченко А.Н., Прудникова В.М., Шаститко А.Е. и др.

1.1. Понятие и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Место и роль государства в экономике каждой страны определяется эффективностью применяемых мер и средств государственного регулирования, с помощью которых решаются различные социально-экономические и иные задачи.

В современных условиях наблюдается усиление государственного воздействия на экономические процессы, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с хозяйствующими субъектами, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования. Это — общая тенденция, характерная для большинства стран с развитой экономикой [48, с.15].

Как уже отмечалось в литературе, регулирование экономики осуществляется системами, которые (по институциональным типологическим признакам) разделяются на товарно-денежный и иерархический механизмы [11, c.13].

Первый (товарно-денежный) механизм воздействует на уровень и структуру производства главным образом через рынок, при использовании второго применяются различные формы, методы и средства государственно-правового воздействия на экономику.

В реальной экономике эти механизмы взаимодействуют между собой, дополняют друг друга. Вместе с тем степень соотношения товарно-денежного и иерархического механизмов в разных странах различна.

В тех странах, в которых используется преимущественно административно-командная модель регулирования экономики, действия товарно-денежного механизма существенно ограничены.

И наоборот, в промышленно развитых странах широко применяются рыночные механизмы саморегулирования экономики. Едва ли здесь уместно говорить о каком-либо количественном соотношении между товарно-денежным и иерархическим механизмами.

Доля участия государства в регулировании экономики определяется самим государством в лице его компетентных органов и конкретными потребностями общества.

Наглядно это можно продемонстрировать на процессах приватизации, деприватизации и национализации.

С другой стороны, нельзя смешивать разнопорядковые явления: указанные механизмы, модель экономики и национальную экономику.

Существуют страны с административно-командной моделью экономики, многоукладной экономикой, рыночной экономикой.

В реальной действительности «чистая» экономика встречается крайне редко, будь то рыночная или командно-бюрократическая, она малоэффективна, а потому недолговечна [35, c.397].

Например, страны с рыночной экономикой официально признаны таковыми. Но дело не только в этом (хотя данный факт имеет существенное значение). Государство с устойчивой рыночной экономикой использует наряду с рыночными механизмами и иерархические механизмы управления.

Однако при этом не происходит смешение абстрактных моделей экономик.

О смешанной экономике можно говорить, на наш взгляд, в отношении государств переходного периода (российская экономика характеризуется, с одной стороны, сломом старой административно-командной системы, с другой — развитием рыночной экономики).

Спорно утверждение о том, что для смешанной экономики характерно многообразие форм собственности и наличие двух регуляторов (рыночного и государственного). Смешанная (публично-частная) форма собственности — один из показателей смешанной экономики. Равным образом упрощенным выглядит также взгляд на смешанную экономику через призму основных регуляторов.

Необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности по-разному обосновывается в экономической и юридической литературе. Важно в решении данного вопроса указать на необходимость охраны публичных интересов. Государство в лице компетентных органов осуществляет экономическую функцию, что выражается в следующих направлениях:

  1. обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии;
  2. формирование государственного бюджета;
  3. защита окружающей среды и пользование природными ресурсами;
  4. обеспечение занятости населения;
  5. обеспечение безопасности и обороны страны;
  6. реализация свободы предпринимательства и конкуренции, обеспечение защиты от монополизма;
  7. соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранном инвестировании [33, c.63].

Этот перечень охраняемых публичных интересов не является исчерпывающим. Существуют и такие публичные интересы, как необходимость эффективного управления государственной собственностью; необходимость обеспечения качества и безопасности товаров, работ, услуг; обеспечение интеграции экономики России в мировую экономику.

На наш взгляд, при формировании основных направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности следует определить критерии для такой классификации. Пока что не понятно, почему одни направления включены в указанный перечень, другие — нет. Здесь явно отсутствует научный подход к рассматриваемой проблеме.

В юридической литературе различают формы государственного воздействия на рыночную экономику. К ним относятся: государственное регулирование хозяйственной деятельности и контроль за нею; создание и прекращение субъектов хозяйственной деятельности; планирование [22, c.150].

Регулирование хозяйственной деятельности представляет собой государственное воздействие в отношении определенных субъектов хозяйствования с целью недопущения, изменения или прекращения хозяйственной ситуации определенного рода или, напротив, поддержания ее в соответствующем состоянии.

С этой точки зрения можно говорить, например, о государственном регулировании банковской, биржевой, инвестиционной, страховой деятельности.

Кроме того, можно выделить такие сферы государственно-правового регулирования, как бухгалтерский учет хозяйственных операций, финансирование предпринимательства, аудит, стандартизация и сертификация продукции (работ и услуг), ценообразование и др.

Эти и другие виды регулирования получили отражение в федеральных законах, иных правовых актах [21, c.10].

Особое место занимают такие направления, как обеспечение национальной экономической безопасности страны, конкурентоспособности российской экономики, государственно-правовое регулирование несостоятельности (банкротства), приватизации государственных и муниципальных предприятий, деприватизации и национализации. Особое место также занимает вопрос о роли государства в регулировании предпринимательства в условиях глобализации.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности не подрывает основные начала гражданского законодательства (ст. 1 ГК РФ).

Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела означает, что законодатель в целом допускает государственное вмешательство в экономику.

Допустимое (непроизвольное) вмешательство основано на законе — государственное регулирование предпринимательской деятельности. Произвольное вмешательство — незаконное явление. Одним словом, вмешательство вмешательству рознь [50, c.133].

В силу ч. 1 ст. 34 Конституции РФ любой гражданин вправе заниматься не запрещенной законом экономической деятельностью [1]. Поэтому любая экономическая деятельность (включая и предпринимательскую) предполагает законные основания. Нельзя заниматься теми видами предпринимательства, которые прямо запрещены законом. Государственное регулирование предпринимательства ограничено рамками закона.

Сложнее обстоит дело с пределами вмешательства государства в регулирование предпринимательской деятельности. Представители конституционного права считают, что эти пределы должны соответствовать принципу соразмерности (пропорциональности) и сбалансированности [12, c.71].

Однако в Конституции РФ данный принцип (равно как и другие) не сформулирован, хотя, по мнению Г.А. Гаджиева, принцип соразмерности (пропорциональности) и сбалансированности вытекает из анализа отдельных конституционных положений. Весьма интересная позиция: конституционный принцип не явно выражен, а подразумевается.

Руководствуясь этим принципом, органы власти не могут возлагать на граждан и юридические лица обязательства, превышающие установленные пределы необходимости, вытекающей из публичного интереса, для достижения цели, преследуемой данной мерой [12, c.72]. В противном случае вмешательство государства в сферу предпринимательства будет чрезмерным. Остается выработать на этот счет критерии и создать судебную практику, включая правовые позиции Конституционного Суда РФ.

В этой связи можно выделить основные направления государственно-правового регулирования экономики в целом и предпринимательской деятельности в частности.

Это, например, государственная собственность и предпринимательство, использование форм и методов государственного планирования и нормирования (нормы, нормативы, квоты, система государственных, региональных и муниципальных заказов); государственное регулирование национального рынка России, государственное регулирование международных экономических отношений.

Под формами государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности следует понимать закрепленные в правовых нормах и осуществляемые в рамках законодательства конкретные меры экономического, правового и организационного воздействия на экономику и предпринимательскую деятельность.

Как и направления (сферы) государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности, формы такого регулирования многообразны. В целом их можно разделить соответственно мерам государственного регулирования экономики на экономические, правовые и организационные.

https://www.youtube.com/watch?v=bV3c28xAWVE\u0026list=PLsFm0z96cyA5hXZ7f1JPblK25dQIIVAY5

В юридической литературе, в работах по административному праву встречаются и другие подходы к классификации форм государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности [7, c.366].

Представляется, что деление форм государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности на экономические, правовые и организационные является удобным и адекватным хозяйственно-правовой концепции.

Общая схема форм государственного воздействия на предпринимательство представлена на рисунке 1.

Источник: https://diplomkurs.ru/gosudarstvennoe-i-munitsipalnoe-upravlenie/gosudarstvennoe-regulirovanie-predprinimatelskoy-deyatelnosti-v-rossiyskoy-federatsii-kursovaya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.