Что такое смежные права

Смежное право

Что такое смежные права

Развитие технологий с середины 20 века – изобретение кино, радио, а позднее кассет, телевещания, дисков, обусловили появление соответствующего нормативного регулирования и смежных прав (СП).

По природе они сходны с авторскими (АП) (их еще называют «смежные с авторскими», «примыкающими») и производны от них. В 1991 г.

СП впервые получили самостоятельное регулирование в Основах гражданского законодательства.

Мы сталкиваемся с объектами смежных прав ежедневно в своем смартфоне, телевизоре, на концертах, спектаклях т.п. Например, если гражданин А исполнит концерт Моцарта (он уже не охраняется авторским правом), то его исполнение и запись будут охраняться нормами ГК РФ о СП.

Суть правоотношений, связанных с интеллектуальной собственностью: понятие смежных прав

Понятие смежных прав включает в себя нормы, регулирующие отношения, складывающиеся в связи с созданием и пользованием объектами СП, перечисленными в ст. 1304 ГК РФ (объективный смысл).

В субъективном – конкретные права, вытекающие из обладания объектами СП.

Функции

  1. Признание авторства.
  2. Установление режима и регулирование использования объектов.
  3. Охрана объектов.
  4. Защита интересов обладателей интеллектуальных прав.

В пункте 2 статьи 1303 ГК РФ указано, что к СП относится исключительное право. Однако это могут быть и личные неимущественные права, если это прямо предусмотрено законом.

Статья 1303 ГК РФ. Основные положения

  1. Интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние, являются смежными с авторскими правами (смежными правами).
  2. К смежным правам относится исключительное право, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, относятся также личные неимущественные права.
  3. Смежные права осуществляются с соблюдением авторских прав на произведения науки, литературы и искусства, использованные при создании объектов смежных прав. Смежные права признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на такие произведения.

Личные неимущественные

  1. Авторства. Правомочие исполнителя быть признанным автором исполнения какого-либо произведения (литературного, научного и т.д.).
  2. На неприкосновенность объекта СП: направлено на защиту искажения.

    В любом случае для исполнения, и при использовании для фонограммы.

  3. На обнародование. Дает изготовителю фонограммы правомочие сделать фонограмму доступной окружающим путем публикации, публичного показа и др.
  4. На имя.

    Под ним понимается возможность указать свое имя (наименование) на объекте СП (его экземпляре/упаковке).

Объем правомочий права на имя зависит от субъекта. Например, если говорить об исполнителе, то только у него есть правомочие использовать псевдоним.

Также закон предусматривает СП на совместное исполнение.

Исключительные

различается в зависимости от субъекта.

изготовитель фонограммы, организация вещания, исполнительиспользование объекта СП любым способом, не нарушающим закон
публикатортолько строго определенными в законе способами (ст. 1339 ГК РФ)
изготовитель базы данныхизвлечение материалов из базы и пользование ими любым образом

Статья 1339 ГК РФ. Исключительное право публикатора на произведение

  1. Публикатору произведения принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса (исключительное право публикатора на произведение) способами, предусмотренными подпунктами 1 — 8.1 и 11 пункта 2 статьи 1270 настоящего Кодекса. Публикатор произведения может распоряжаться указанным исключительным правом.
  2. Исключительное право публикатора на произведение признается и в том случае, когда произведение было обнародовано публикатором в переводе или в виде иной переработки. Исключительное право публикатора на произведение признается и действует независимо от наличия и действия авторского права публикатора или других лиц на перевод или иную переработку произведения.

Признаки СП и отличия от авторских

  1. Объекты СП создаются на основе объектов АП.
  2. Осуществляются с соблюдение АП.
  3. Признание происходит вне зависимости от АП.
  4. Действуют отдельно от АП и не подчинены ему.
  5. Не требуется соблюдать формальности (регистрация и т.п.), чтобы начать использовать право.
  6. Есть пределы использования ИП.

Регулирование по гражданскому законодательству

Основные источники СП – Конституция РФ (ст. 44), раздел VII ГК РФ, в частности, гл. 69, гл. 71.

Также отношения, вытекающие из реализации и охраны СП, регулируются международными нормами, а также подзаконными актами.

Разобраться в сложных нормативных актах можно самостоятельно, либо обратиться к юристу или адвокату по смежным и авторским правам.

Виды

По содержанию
  • Личные неимущественные.
  • Исключительные.
По субъектусм. пункт «Субъекты СП»
По объектусм. пункт «Объекты СП»
Также можно назвать конкретные разновидности смежных прав (на имя, использование исполнения и др.)

Объекты

Гражданское законодательство выделяет следующие объекты СП (ст. 1304 ГК РФ):

  • сообщения передач;
  • фонограммы;
  • исполнения;
  • произведения творчества, перешедшие в достояние общества и затем обнародованные, касательно охраны прав публикаторов;
  • базы данных только касательно их охраны от неправомерного извлечения и использования повторно материалов, содержащихся в базе.

Объекты в последних 2х пунктах всегда являлись объектом только авторских прав, отнесение их к числу объектов СП и понятие о субъектах – новелла ГК РФ.

Звукозапись пользуется охраной, если на ней записаны любые звуки (природы, животных и т.д.), а не только произведения.

Подробнее об объектах смежных прав читайте в статье по ссылке.

Субъекты

  1. Изготовитель фонограммы – лицо, которое первым осуществило запись звуков, их отображений или исполнения.
  2. Исполнитель – тот, чьим творчеством создано исполнение.
  3. Организация кабельного вещания – юр. лицо, которое осуществляет сообщение по кабелю.

  4. Переработчик фонограммы – тот, кто правомерно сделал ее переработку.
  5. Организация эфирного вещания – юр. лицо, которое сообщает в эфир радио- и телепередачи.
  6. Публикатор – гражданин, законно обнародовавший или организовавший обнародование научного, литературного и т.п.

    произведения, которое не обнародовалось ранее и не стало общественным достоянием.

  7. Изготовитель базы данных – организатор создания базы, работы с материалами базы (обработка, расположение, сбор).

Исполнителем и публикатором могут быть только физ. лица, а организаторами вещания – юридические.

К остальным субъектам специальных требований нет.

Все о субъектах смежных прав можно узнать в статье по ссылке.

Срок охраны

Срок охраныПраво
  • Авторство.
  • Неприкосновенность исполнения.
  • Имя исполнителя.
В течение жизни (существования – для юридического лица) изготовителя
  • Защита от искажения фонограммы.
  • Указание своего наименования (имени) на фонограмме (упаковке или экземпляре).
В течение жизни исполнителя (не < 50 лет)
50 лет
  • ИП на фонограмму
  • ИП на сообщение
25 лет
  • ИП публикатора на произведение
15 лет (начинает течь заново при обновлении базы)
  • ИП изготовителя базы данных

Подробную информацию о сроках действия смежных прав узнайте в статье по ссылке.

Знак охраны

Для указания на принадлежность какого-либо ИП исполнителю, изготовителю или обладателю ИП на фонограмму, используется знак охраны.

Этот знак размещается на каждом оригинале/экземпляре/футляре с фонограммой/иным образом.

Экземпляр фонограммы – ее копия на любом носителе, которую изготовили с фонограммы и включает все или часть звуков (их отображений), которые были на ней.

Состоит из 3х элементов:

  • ℗;
  • кто является обладателем ИП;
  • год первого опубликования.

Защита

Смежные права защищаются в рамках неюрисдикционной и юрисдикционной формы, при этом наиболее распространенной является судебная защита. Можно выделить:

  1. Технические методы защиты СП.
  2. Привлечение к уголовной ответственности.
  3. Привлечение к административной ответственности.
  4. Защита СП гражданско-правовыми методами (ст. 1251, 1252, 1253 ГК РФ).

Статья 1253 ГК РФ. Ликвидация юридического лица и прекращение деятельности индивидуального предпринимателя в связи с нарушением исключительных прав

В случае, если юридическое лицо неоднократно или грубо нарушает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, суд в соответствии с пунктом 3 статьи 61 настоящего Кодекса при наличии вины такого юридического лица в нарушении исключительных прав может принять решение о его ликвидации по требованию прокурора.

Если такие нарушения допущены гражданином при осуществлении им предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, деятельность гражданина в качестве индивидуального предпринимателя может быть прекращена при наличии его вины в нарушении исключительных прав по решению или приговору суда в установленном законом порядке.

Подробно о защите смежных прав можно узнать в статье по ссылке.

Ответственность за нарушение СП

Нарушитель смежных прав в зависимости от серьезности содеянного, может нести ответ по уголовному и административному закону: ст. 146 УК РФ, ст. 7.12 КоАП РФ.

Нарушение интеллектуальных СП является основанием применения способов защиты, перечисленных в ст. 1251 и 1252 ГК РФ. Также ст. 1311 ГК РФ содержит специальное регулирование ответственности за нарушение ИП на объект смежных прав.

Несмотря на то, что СП является производным от авторского, оно имеет собственные объекты, самостоятельное правовое регулирование, а также получает признание и действует независимо от АП на произведения (ч. 3 ст. 1303 ГК РФ).

Источник: https://znaipravo.com/intellektualnoe-pravo/smezhnoe

Смежные права

Что такое смежные права

8 Понятие смежных прав, их производность от авторских прав

Смежные права представляют собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием исполнений и по становок, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания.

Определение «смежные права» во многом обусловлено зависимостью и производностью указанных видов твор ческой деятельности от авторов произведений и их ав торских прав.

Не случайно правовые нормы, регули рующие авторские права и связанные с ними смежные права исполнителей, производителей фонограмм, органи заций эфирного или кабельного вещания объединены в рамках единого Закона РФ «Об авторском праве и смеж ных правах» от 09. 07. 93 г.

с дополнениями и измене ниями от 19. 07. 95 г. (далее — Закон об автбрском праве), в котором смежным правам посвящен специаль ный раздел.

9 Субъекты смежных прав

Российское законодательство в качестве субъектов смежных прав выделяет следующие категории:

исполнитель — в эту категорию входят актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инстру менте или иным образом исполняет произведения лите ратуры или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного спектакля, представления) и дирижер;

производитель фонограмм — физическое или юриди ческое лицо, взявшее на себя инициативу и ответствен ность за первую звуковую запись с помощью технических средств в каких-либо материальных формах исполнения или иных звуков. При отсутствии иных доказательств про изводителем (изготовителем) фонограммы признается фи зическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этой фонограмме и (или) на со держащем ее футляре;

организация эфирного вещания — организация, осу ществляющая распространение звука или изображения способом беспроволочной связи (теле- и радиостудия и др-);

организация кабельного вещания — организация, также распространяющая звук или изображение, но только иным техническим способом — через кабель, проводную сеть и др.

10 Объекты смежных прав

Круг объектов, на которые распространяются смежные права, четко определен Законом об авторском праве (ст. 35). В их числе:

исполнение, постановка, под которыми понимается представление произведений, фонограмм, исполнений,

постановок посредством игры, декламации, пения, танца, в живом исполнении или с помощью технических средств (телерадиовещания, кабельного телевидения и иных тех нических средств);

фонограмма, т. е. любая исключительно звуковая запись (фиксация звуков с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осу ществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение) исполнений или иных звуков;

передача организации эфирного или кабельного веща ния, под которой понимается передача, созданная самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу за счет ее средств другой организацией.

41. Договоры о передаче смежных прав.

************************************************************************

Договоры в сфере смежных прав являются сравнительно новыми договорами в сфере интеллектуальной собственности. Это обусловлено тем, что сами смежные права охраняются в Российской Федерации сравнительно недавно.

Особенность данных договоров проявляется в их взаимосвязи с авторскими правоотношениями. Так, в соответствии с абзацем 2 п. 2 ст.

36 ЗоАП разрешение на использование постановки, полученное от режиссера-постановщика спектакля, не отменяет необходимости получения разрешения у других исполнителей, участвующих в постановке, а также у автора исполняемого произведения.

Законодательство практически не регламентирует особенности договоров о передаче смежных прав. В связи с этим правовое регулирование данных договоров осуществляется общими положениями гражданского законодательства о договорах, обязательствах и сделках.

Кроме того, целесообразно к данным договором применять насколько это возможно нормы законодательства об авторских договорах на основе принципа аналогии закона.

Так, например, смежные права могут передаваться на исключительных или неисключительных условиях как и авторские права по договорам о передаче исключительных или неисключительных прав.

Существенным условием договоров о передаче смежных прав является условие о предмете: о характере передаваемых прав, способах использования смежных прав и объект, в отношении которого передаются права. Также существенными можно назвать условия о сроке, территории действия передаваемых прав, и вознаграждении за их использование.

Среди иных условий, которые имеют важное значение именно для договоров об использовании объектов смежных прав (особенно в отношении производителей фонограмм), является условие о том, что передаваемые (предоставляемые) по договору права (в частности, права на запись) не должны нарушать прав третьих лиц, т.е.

прав авторов, исполнителей и иных правообладателей.

Многообразие договоров об использовании смежных прав позволяет провести их классификацию, хотя ныне действующее законодательство таковой не предусматривает.

Договоры о передаче прав на исполнения. Предметом договоров данной группы могут быть права, перечисленные в п. 2 ст.

37 ЗоАП, в частности право передавать в эфир или сообщать для всеобщего сведения по кабелю исполнение или постановку, записывать ранее не записанные исполнение или постановку и др.

Договоры на использование этих прав заключаются исполнителем, а при исполнении коллективом исполнителей – руководителем такого коллектива.

В отношении договоров в области исполнительской деятельности ст. 37 ЗоАП регламентирует два вида договоров, различающихся по субъектному составу и характеру передаваемых прав. Так, п.5 ст.

37 ЗоАП регулирует вопросы заключения договора исполнителем с организацией эфирного или кабельного вещания, предметом которого является право передачи в эфир или по кабелю для всеобщего сведения исполнения или постановки.

При этом если в договоре предусмотрены право записи исполнения или постановки и право воспроизведения этой записи, то дополнительного разрешения на осуществление этих правомочий в отношении последующих передач или постановки, не требуется.

П.6 ст. 37 ЗоАП предусматривает заключение договора между исполнителем и изготовителем аудиовизуального произведения с использованием исполнения или постановки.

При этом устанавливается перечень имущественных прав, которые передаются по договору. К ним относятся все права, которые установлены п.2 ст.

37 ЗоАП, за исключением права сдавать в прокат опубликованную фонограмму, полученную для создания аудиовизуального произведения.

Исключительные права на аудиовизуальные произведения приобретает ее автор в соответствии с п.2 ст.13 ЗоАП. Но при этом автор аудиовизуального произведения должен использовать исполнение (постановку) только в целях создания аудиовизуального произведения, но не в коммерческих целях.

Такое положение выражается в формулировке: «предоставление исполнителем таких прав ограничивается использованием аудиовизуального произведения и, если в договоре не установлено иное, не включает права на отдельное использование звука или изображения, зафиксированного в аудиовизуальном произведении».

Размер вознаграждения исполнителю определяется соглашением. При заключении договора о передаче права на прокат фонограммы исполнения или постановки суммы вознаграждения за прокат в соответствии с п. 2 ст.

39 ЗоАП распределяется между ее производителем и исполнителем поровну. Ставки вознаграждения исполнителям предусмотрены постановлением Правительства РФ от 17 мая 1996 г.

№ 614 «О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)».

Форма договора о передаче прав исполнителя – письменная.

В отношении договоров об использовании других объектов смежных прав закон не содержит норм правового регулирования.

Договоры о передаче прав на фонограмму. Предметом данного вида договоров являются права, перечисленные в п. 2 ст. 38 ЗоАП, в частности, право воспроизводить фонограмму, распространять экземпляры фонограммы, продавать, сдавать их в прокат и т.д.

В соответствии с абзацем 2 п. 3 ст.

38 ЗоАП право на распространение экземпляров фонограммы путем сдачи их в прокат принадлежит производителю фонограммы независимо от права собственности на эти экземпляры и при передаче данного права, оно должно быть прямо указано в договоре.

Договоры о передаче прав на передачи эфирного и кабельного вещания. Организации эфирного и кабельного вещания могут передавать по договорам свои права, перечисленные в п. 2 ст. 40, п. 2 ст. 41 ЗоАП. В их числе право одновременно передавать в эфир (сообщать для всеобщего сведения по кабелю) свою передачу другой организации, записывать передачу, воспроизводить запись передачи и др.

Размер вознаграждения законодательством не регулируется и определяется договором. В случае отсутствия размера вознаграждения в договоре применяется положение п. 3 ст. 424 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которым применяется вознаграждение, которое при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за передачу аналогичных условий.

Законодательство не предусматривает особых требование к форме договоров о передаче смежных прав, в связи с чем к ним должны применяться общие положения Гражданского кодекса РФ о форме сделок.

Источник: https://studopedia.ru/15_29346_smezhnie-prava.html

Смежные права: основные положения

Что такое смежные права

Смежные права или права, смежные с авторскими, относятся к разряду тех, с которыми почти каждый соприкасается ежедневно. Музыка, звучащая в плеере или по радио, телевизионные передачи, спектакли – охрана всех этих объектов регулируется смежными правами.

Из самого названия этого института интеллектуальной собственности следует, что смежные права связаны с авторскими правами. Однако между ними существуют и принципиальные отличия, о которых Вы узнаете ниже.

Также в главе “Смежные права: основные положения” Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP рассказывается о субъектах, видах, сроке действия смежных прав и других вопросах.

Если какие-то вопросы остались нераскрытыми, Вы можете обратиться к нам за юридической консультацией по авторским и смежным правам.

1. Понятие смежных прав

В Гражданском кодексе нет легального определения понятия “смежные права”. С учетом существующих в науке точек зрения предлагаю Вам следующее определение.

Смежные права или права, смежные с авторскими, – это права исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций, публикаторов, изготовителей баз данных на созданные ими результаты интеллектуальной деятельности.

В английском языке для обозначения понятия «смежные права» используются термины «neighboring rights» и «related rights». Таким образом, не только в русском языке понятие смежных прав тесно связано с авторскими правами.

Возникновение понятия «права, смежные с авторскими» можно объяснить исторически. Дело в том, что первыми объектами смежных прав, были признаны во второй половине XX века исполнения и фонограммы.

Как правило, исполняют и записывают в видео- и звуковой форме творческие произведения – объекты авторского права. Другими словами, в большинстве случаев авторские права первичны по отношению к объектам смежных прав.

Например, композитор создает музыкальное произведение – объект авторского права. Затем музыкант исполняет это произведение на скрипке. В этот момент появляется исполнение – объект смежных прав.

Вместе с тем смежные права могут возникнуть при исполнении объектов, не относящихся к авторским правам. Например, авторское право не охраняет произведения фольклора, но на исполнения таких произведений смежные права возникают.

2. Возникновение смежных прав

Возникновение смежных прав подчиняется похожим правилам, что и возникновение авторских прав. Следует руководствоваться следующими правилами возникновения прав, смежных с авторскими:

  • Смежные права возникают в момент создания объекта интеллектуальной собственности в объективной форме (принцип автоматической охраны). Объективная форма – это форма, доступная для восприятия иным, помимо правообладателя, лицам. Смежные права не подлежат регистрации, обязательному депонированию и не требуют соблюдения иных формальностей.

Статья 1304 Гражданского кодекса

Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.

  • Возникновение смежных прав зависит от соблюдения авторских прав. Так, для исполнения музыкального произведения, охраняемого авторским правом, необходимо получить разрешение правообладателя путем заключения лицензионного договора на произведение. Если разрешение не получено, у исполнителя не возникают смежные права на исполнение. Более того, исполнитель становится нарушителем авторских прав.

Проставление знака охраны смежных прав, которым является латинская буква «P» в окружности, не является условием возникновения исключительного права.

3. Смежные права и интеллектуальная собственность

Интеллектуальная собственность – понятие, которое включает охраняемые в соответствии с Гражданским кодексом результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. То есть интеллектуальная собственность в России – это определенные объекты, на которые распространяются интеллектуальные права.

Более подробно об этом Вы можете прочитать в главе Интеллектуальная собственность и интеллектуальные права. Часть объектов интеллектуальной собственности охраняется правами, смежными с авторскими.

Таким образом, смежные права – это вид интеллектуальных прав, а объекты смежных прав – это некоторые из объектов интеллектуальной собственности.

Все объекты интеллектуальной собственности можно разделить так, как показано на схеме.

Если следовать представленной классификации, то смежные права следует отнести к результатам интеллектуальной деятельности. Однако смежные права могут распространяться как на творческие, так и нетворческие результаты.

Единственным объектом, к которому предъявляется требование творческого характера, являются исполнения. Однако уровень творчества исполнений и постановок, как правило, ниже, чем уровень творчества объектов авторского права.

Поэтому не следует применять к объектам смежных прав признаки творчества, характерные для авторских прав.

4. Объекты прав, смежных с авторскими правами.

В общем виде объектами прав, смежными с авторскими являются:

  • исполнения и постановки;
  • фонограммы;
  • сообщения передач эфирного или кабельного вещания;
  • содержание баз данных;
  • публикации, обнародованные после перехода произведений науки, литературы и искусства в общественное достояние.

Эта тема является одной из ключевых в вопросе регулировании смежных прав, поэтому ей посвящена отдельная глава Библиотеки Sum IP «Объекты смежных прав».

5. Субъекты смежных прав

Теме «Субъекты смежных прав» посвящена самостоятельная глава, так как вопрос является обширным и вызывает особый интерес. Здесь же перечислим лишь основных лиц, у которых возникают права, смежные с авторскими:

  • исполнители и режиссеры-постановщики
  • вещательные организации
  • изготовители фонограмм
  • публикаторы
  • изготовители баз данных.

6. Виды смежных прав

Смежные права, как и другие интеллектуальные права, можно разделить на несколько видов. При этом виды смежных прав обладают определенной спецификой, хотя по названиям сходны с видами авторских прав. Для наглядности предлагаю Вашему внимаю схему “Виды смежных прав”

1) Исключительное право – право использовать объект смежных прав любыми способами и в любой форме и запрещать такое использование третьим лицам. Исключительное право является имущественным и возникает на все объекты смежных прав. Лицо, обладающее исключительным правом, называют правообладателем.

2) Личные неимущественные права принадлежат только физическим лицам, которые являются исполнителями или режиссерами-постановщиками произведений. Другие субъекты смежных прав не обладают личными неимущественными правами. Личные неимущественные права исполнителей включают три права:

  • право авторства
  • право на имя
  • право на неприкосновенность исполнения

3) Иные смежные права исчерпываются правами публикаторов, изготовителей фонограмм, вещательных организаций и изготовителей баз данных указывать имя или фирменное наименование на экземплярах соответствующих объектов прав, смежных с авторскими.

Это право является неотчуждаемым, но в полной мере не может быть отнесено к категории неимущественных и личных, поскольку в большинстве случаев оно принадлежит юридическим лицам.

Кроме того, при нарушении иных смежных прав нельзя требовать компенсации морального вреда, что допустимо в случае с личными неимущественными правами.

7. Срок действия смежных прав

В отличие от авторских прав срок действия смежных прав не является единым. Срок действия смежных прав (исключительного права) определяется в зависимости от конкретного объекта.

Такие различия не имеют строго объективных причин, а объясняются необходимостью найти баланс между интересами правообладателей, заинтересованных в сохранении исключительного права, и общества, заинтересованного в использовании интеллектуальной собственности.

Далее речь идет именно о сроке действия исключительного права на объекты прав, смежных с авторскими. Личные неимущественные права исполнителей охраняются бессрочно.

1) Срок действия смежных прав на исполнения и постановки равен жизни автора, но не менее 50 лет с года, следующего за годом осуществления, записи исполнения или сообщения его в эфир или по кабелю.

2) Смежные права на фонограммы действуют 50 лет с момента записи. Если фонограмма была обнародована в течение 50 лет с момента записи, то срок действия исключительного права равен 50 годам с момента обнародования. Таким образом, теоретически срок действия смежных прав на фонограммы может достигать 99 лет.

3) Срок действия смежных прав на сообщения радио- и телепередач составляет 50 лет с момента сообщения передачи в эфир.

4) Смежные права на базы данных действуют 15 лет с года, следующего за годом создания базы данных. Если база данных была обнародована до истечения 15 лет с даты создания, срок действия исключительного права в 15 лет отсчитывается с года, следующего за годом обнародования.

5) Срок действия смежных прав публикатора составляет 25 лет, начиная с года, следующего за годом обнародования произведения.

Полезные ссылки по теме «Права, смежные с авторскими: основные положения»

1. Российское авторское общество – http://rao.ru/

2. Всероссийская организация интеллектуально собственности – http://rosvois.ru

3. Статья В.Штенникова о правах, смежных с патентными

Источник: https://sumip.ru/biblioteka/prava-smezhnye-s-avtorskimi/smezhnye-prava/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.