Чем регулируется предпринимательская деятельность в рф

Содержание

ПРАВО. ТЕОРИЯ. Предпринимательское право

Чем регулируется предпринимательская деятельность в рф

Предпринимательское право – это подотрасль гражданского права, нормы которой регулируют имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения в сфере предпринимательства.

 Предпринимательская деятельность – деятельность особого рода по соединению и организации факторов производства (ресурсов) для производства материальных благ или услуг в целях реализации собственных интересов предпринимателя; инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли и осуществляемая от своего имени или от имени юридического лица.

Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров или оказание услуг, приносящих прибыль. С одной стороны, эта деятельность приносит предпринимателю прибыль, обогащает его, а с другой, создаёт общественные блага, необходимые для удовлетворения многочисленных потребностей людей.

В РФ, согласно статье 34 Конституции, каждый гражданин может свободно использовать свои способности и имущество для осуществления предпринимательской деятельности.

Источники предпринимательского права:

  • Конституция РФ,
  • ряд кодексов (Гражданский, Налоговый, Уголовный, Об административных правонарушениях и др.), главным из которых является Гражданский Кодекс РФ,
  • Федеральные законы РФ, регулирующие различные стороны предпринимательских отношений (ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ФЗ «Об акционерных обществах РФ», ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ «О рекламе») и др.

Основные принципы предпринимательского права :

  • свобода предпринимательской деятельности,
  • свобода договора,
  • свобода перемещения товаров, работ и финансовых средств,
  • равенство частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности,
  • свобода конкуренции и ограничение монополии,
  • государственное регулирование предпринимательской деятельности и недопущение произвольного вмешательства в частные дела,
  • законность предпринимательской деятельности.

 Субъекты предпринимательской деятельности:

  • граждане РФ;
  • граждане иностранных государств;
  • объединение граждан (коллективные предприниматели).

Статус предпринимателя приобретается после государственной регистрации юридического или физического лица. Без регистрации предпринимательская деятельность осуществляться не может.

Цели и интересы конкретного предпринимателя:

  • самореализация,
  • получение высоких и постоянных доходов,
  • завоевание рынка,
  • выживание в долгосрочном периоде и т. д.

Основным мотивом предпринимательской деятельности является получение максимальной прибыли.

Предпринимательство – это самостоятельная инициативная деятельность, направленная на систематическое получение прибыли и связанная с риском потери вложенных средств.

Правом на осуществление предпринимательства гражданин РФ обладает уже с 16 лет, для этого ему необходимо:

  • письменное согласие родителей и иных законных представителей,
  • обособленное имущество в собственности, которым он будет отвечать по долгам и невыполненным обязательствам.

Для того, чтобы начать предпринимательскую деятельность необходимо зарегистрировать организационно-правовую форму в Федеральной налоговой службе РФ (ФНС РФ).

Организационно — правовые формы коммерческих предприятий весьма многообразны, в них закрепляются правовое положение и цели деятельности предприятия. Эти формы регламентированы в ГК РФ.

Об организационно-правовых формах предпринимательства читайте ЗДЕСЬ.

Правовой режим предпринимательской деятельности

Правовой режим предпринимательской деятельности – совокупность предусмотренных законом и учредительными документами прав и обязанностей предпринимателя, осуществление которых способствует достижению конкретной, специфической цели правового регулирования.

В зависимости от этапов реализации права на осуществление предпринимательской деятельности выделяются:

  • правовой режим легитимации предпринимательства (регистрационный и лицензионный режим);
  • правовой режим осуществления предпринимательской деятельности.

В зависимости от содержания регулируемых отношений:

  • налоговый (общий и специальный),
  • таможенный,
  • режим внешнеэкономической и иной деятельности предпринимателя.

Одним из видов специальных налоговых режимов является упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства.

В зависимости от меры вмешательства государства в экономику:

  • регистрационный режим: является общим, введен в целях контроля за созданием и деятельностью предпринимателей. Регистрация предпринимателей – индивидуальных и юридических лиц – производится в едином реестре юридических и физических лиц;
  • лицензионный: специальный (особый), связан с приобретением организацией статуса юридического лица, а физическим лицом – статуса индивидуального предпринимателя; существует как форма контроля за тем, чтобы на рынке появлялись хозяйствующие субъекты, способные действовать на профессиональной основе; направлен на предотвращение возможного вреда от непрофессиональной предпринимательской деятельности.

В зависимости от государственной политики по отношению к субъектам рынка:

  • режим поддержки субъектов малого предпринимательства;
  • режим особого контроля за субъектами, действующими в условиях естественной монополии.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности.

Государственное регулирование – это комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, осуществляемых на основе нормативных правовых актов, в целях стабилизации существующей социально-экономической системы.

Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности:

  • создание условий цивилизованного функционирования рынка (определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления; создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров; защита интересов и прав потребителей; установление стандартов и мер; предупреждение споров между предпринимателями);
  • стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса;
  • решение макроэкономических проблем (пропорциональность развития экономики; темпы экономического роста; объем национального производства; внешнеэкономические связи страны; уровень занятости и социальная защита населения).

Методы государственного регулирования:

  • административные (запрет, юридическая ответственность, принуждение),
  • экономические (с помощью цен, тарифов, квот, налогов и лицензий),
  • морально-политические (реализуются с помощью средств массовой информации).

Контроль и последующее государственное регулирование в предпринимательской сфере подразделяются на:

  • прямой (финансовый, экологический, санитарный и пожарный контроль, а также контроль за качеством и сертификацией продукции),
  • косвенный (система льгот и налогов, особая ценовая политика, регулирование занятости населения, профессиональной подготовки и переподготовки, информационное обеспечение и создание развитой инфраструктуры).

Цели вмешательства государства в сферу предпринимательской деятельности:

  • предупреждение экологических катастроф и решением экологических проблем;
  • борьба с криминализацией предпринимательской деятельности;
  • предотвращение экономических кризисов и социальных потрясений;
  • контроль за использованием общенациональных ресурсов;
  • социальная защита наименее обеспеченных слоев населения.

Методы защиты предпринимателя своих прав:

Обращение в Арбитражный суд (только после предпринятых мер к непосредственному урегулированию спора в претензионном порядке) или согласиться на рассмотрение спора третейским судом.

Обращение в Арбитражный суд осуществляется в форме:

  • искового заявления по экономическим и иным делам;
  • по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений;
  • по делам о несостоятельности (банкротстве);
  • по делам особого производства;
  • жалобы (при обращении в Арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций);
  • представления (при обращении Генерального прокурора РФ и его заместителей о пересмотре судебных актов в порядке надзора).

Антимонопольное законодательство.

Антимонопольное законодательство – совокупность нормативных актов и правовых норм, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов, направленных на создание, развитие, поддержание конкурентной среды, пресечение антиконкурентной практики.

 Источники:

  • Конституция РФ (закрепляет принцип свободы конкуренции, содержит запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию; на территории РФ провозглашается существование единого экономического пространства как необходимое условие поддержки конкуренции);
  • международные акты в сфере конкурентного права (Соглашение стран СНГ о согласовании антимонопольной политики; Договор о проведении согласованной антимонопольной политики и др.);
  • Федеральные законы «О защите конкуренции», «О естественных монополиях» и др.;
  • постановления Правительства РФ и т. д.

Уровни антимонопольного законодательства:

  • федеральный;
  • на уровне субъекта РФ. Субъекты РФ имеют право осуществлять регулирование, формирование и применение цен в соответствующей области экономики, включая естественные монополии.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D1%80/

Федеральные Законы РФ о предпринимательской деятельности

Чем регулируется предпринимательская деятельность в рф

Единого закона о предпринимателях в России до сих пор не принято, хотя попытки у законодателей были уже несколько раз. Поэтому действующие и начинающие бизнесмены сталкиваются с тем, что им приходится изучать несколько нормативно-правовых актов, которые регулируют эту сферу.

Бробанк разобрался, какие законы о предпринимательской деятельности действуют в настоящее время, и чем руководствуются ИП при разрешении спорных моментов.

Основные документы, регулирующие деятельность ИП

Все нормативные акты, которые издают и принимают законодатели, должны основываться на главном документе страны — Конституции России. Если определенный нюанс не регламентирован каким-то положением или законодательным актом, то предприниматели вправе обратиться к Конституции и руководствоваться ею.

Каждый гражданин России может стать предпринимателем. Такое право закреплено за россиянами в ст.34 Конституции. В ней гарантировано право на использование своих способностей, имущества при осуществлении предпринимательской деятельности. Единственное прописанное ограничение в запрете деятельности, которая приведет к монополизации и недобросовестной конкуренции.

Пояснение сути предпринимательской деятельности дано в Гражданском Кодексе России. Большое число юристов считают этот документ вторым по значению после Конституции.

В статье 23 ГК РФ прописано, что ИП вправе осуществлять свою деятельность с созданием юридического лица или без этого. Отдельные виды бизнеса могут проводиться вообще без госрегистрации гражданина в качестве предпринимателя.

Например, производство в сфере сельского хозяйства при создании фермерского или крестьянского хозяйства.

Основные признаки предпринимательства:

  • деятельность самостоятельная и добровольная;
  • все риски, достигнутые результаты и последствия предпринимательства лежат на ИП;
  • главная цель — получение постоянного дохода;
  • способы извлечения прибыли — реализация произведенных товаров, перепродажа готовых изделий, использование имущества, проведение работ или услуг;
  • госрегистрация ИП или предпринимательство без регистрации в законодательно установленных случаях.

На ведения бизнеса предпринимателями распространяются те же законодательные акты, что и на деятельность юрлиц — коммерческих компаний.

Регистрация бизнесмена происходит в соответствии с Законом №129 «О государственной регистрации юридических лиц и ИП». Для консолидации сведений обо всех российских предпринимателях создан Единый госреестр ИП.

Обязанности регистрации предпринимателей возложены на налоговую. Гражданин, который хочет начать малый или средний бизнес обязан обратиться в территориальную ФНС для открытия ИП.

Налоговая не только регистрирует предпринимателей, но и занимается своей ключевой деятельностью: контролирует налоги, сборы в бюджеты всех уровней. Правила налогообложения бизнесменов прописаны в едином документе — Налоговом кодексе.

ИП самостоятельно направление деятельности, чтобы выбрать систему налогообложения. Допустимые варианты приведены по 2 части НК РФ, это:

  • УСН;
  • ЕНВД;
  • единый сельхозналог;
  • общий режим;
  • патентная система.

Муниципальные налоги и коэффициенты уточняют в местной налоговой службе. При смене типа налогообложения ИП подает письменное заявление в ту территориальную ФНС, где он ведет бизнес.

В 2019 года, произошло изменение, которое коснулось ИП. Введение экспериментального проекта с налогом на профессиональную деятельность — НПД. Его вправе выбрать как ИП, так и самозанятые россияне. Для регулирования был утвержден ФЗ №422 «О проведении эксперимента».

Проект действует в 4-х регионах РФ: Москве и области, Татарстане и Калужской области до 2028 года. Это наиболее привлекательный режим налогообложения, который составляет от 4 до 6 %. Если эксперимент окажется удачным, то его внедрят по всей территории РФ. И бизнесмены, которым по виду деятельности подходит НПД, смогут выбрать такую систему уплаты налогов.

Лицензированная деятельность

Будущий бизнесмен обязан ознакомиться еще с одним российским законом №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Часть требований ФЗ трудновыполнима, поэтому следует заранее выяснить, каких сфер он касается.

В статье 12 ФЗ №99 представлен список лицензируемых видов деятельности. В нем перечислено 57 пунктов, три из которых утратили свою силу на текущий момент.

При переменах в законодательстве бизнесмену предстоит настроиться на то, что придется заменять лицензию или полностью прекращать тот вид деятельности, который будет упразднен.

Но и гарантировать, что та сфера бизнеса, которой ИП занимается в данный момент, не станет со временем лицензированной, также никто не сможет.

Предприниматель обязательно руководствуется ФЗ №99, когда принимает решение работать в лицензируемом бизнесе. В документе перечислен порядок действий ИП, и в какие инстанции ему обращаться. В том же законе описано: как получить лицензию, где ее оформить и продлить, по истечении срока.

Проверки деятельности бизнесменов

Местные и государственные надзорные органы контролируют деятельность малого и среднего бизнеса. Проверки проводятся с законодательно разрешенной периодичностью.

Для бизнесменов и компаний разработан ФЗ №294 «О защите прав юридических лиц и ИП», чтобы контролирующие службы не выходили за рамки своих полномочий в ходе проверок.

Знание общих аспектов закона поможет ориентироваться в собственных правах и обязанностях, и понимать разрешенные правила проверок.

Закон устанавливает 2 типа контроля — плановые и внеочередные проверки:

  1. Плановые разрешены не чаще одного раза за 3 календарных года. Накануне года, когда предстоит плановая проверка бизнесмена, информацию о нем контролирующие органы передают в прокуратуру. Данные о ИП включат в сводный план проверок на будущий год. Информацию разместят в интернете. Бизнесмен или юридическая компания могут найти сведения о грядущей плановой проверке самостоятельно. Сведения доступны на сайте Генпрокуратуры в своем субъекте федерации по ФИО, ОРГН, ИНН предпринимателя или наименованию юридического лица.
  2. Внеплановые проверки надзорные органы согласовывают с Генпрокуратурой в индивидуальном порядке. Информация о предстоящей проверке становится доступна ИП незадолго до ее начала.

Источник: https://brobank.ru/zakony-o-predprinimatelskoj-deyatelnosti/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.